Кто такой таргетолог и чем он занимается на самом деле. Простыми словами на примерах
Какими знаниями должен обладать специалист, где их получить и сколько можно заработать на настройке рекламы.
Иллюстрация: Garetsvisual / Freepik / Image by Freepik / Annie для Skillbox Media
Таргетолог — специалист, который настраивает таргетированную рекламу. Её название произошло от английского target — цель. Это объявления, которые показывают людям, подходящим под важные для рекламодателя критерии. Таких людей называют целевой аудиторией. Пример аудитории для таргетинга — мужчины из Москвы старше 40 лет, интересующиеся мотокроссом.
Механизм таргетинга используют в разных сетях — контекстных, медийных, баннерных. Но идея появилась в соцсетях. Поэтому таргетологами называют тех, кто настраивает рекламу в социальных сетях — во «ВКонтакте», «Одноклассниках», myTarget. А ещё — в «Инстаграме»* и «Фейсбуке»*, но из-за блокировки этих соцсетей в России спрос на рекламу в них снизился.
Этот материал Skillbox Media поможет подробнее узнать о профессии таргетолога.
- Чем занимается таргетолог — простыми словами
- Сколько зарабатывает специалист
- Как освоить профессию таргетолога с нуля
Чем занимается таргетолог — простыми словами
Главная задача таргетолога — настроить рекламу, которая будет приносить продажи, подписчиков или охват. Для этого ему нужны специальные знания и инструменты. Вот примерный перечень того, что делает таргетолог.
Изучает целевую аудиторию продукта. Узнаёт, сколько лет потенциальным покупателям, где они живут, чем увлекаются, сколько зарабатывают. Иногда эти данные предоставляют клиенты таргетолога, иногда приходится собирать их с нуля — изучать форумы, группы конкурентов в соцсетях, общедоступную статистику.
Используя эти данные, таргетолог составляет портрет потенциального покупателя. Это описание того, что интересует целевую аудиторию, какие потребности она хочет закрыть с помощью продукта и на что обращает внимание при покупке. Подробнее о составлении портрета можно почитать здесь.
После этого таргетолог изучает, как целевая аудитория использует соцсети: какие площадки она предпочитает, на какие группы подписана, в каких проявляет больше активности. Это нужно, чтобы нацелить рекламу на неё.
Ищет целевую аудиторию в соцсетях. Таргетолог должен настроить рекламу так, чтобы объявления показывали тем, кому будет интересен продукт. Это непростая задача — для таргетинга есть много разных инструментов.
Вот несколько способов поиска целевой аудитории:
- Использовать парсинг — автоматизированный сбор информации. С его помощью таргетолог может подобрать профили пользователей разных аудиторий: например, тех, кто комментирует посты в тематической группе не реже трёх раз в неделю. Для этого специалисту нужны отдельные сервисы — например, TargetHunter для парсинга во «ВКонтакте».
- Настроить показ рекламы на подписчиков конкурентов. Для этого нужно собрать список групп конкурентов, которые ориентируются на ту же целевую аудиторию.
- Использовать демографические характеристики — возраст, пол, место жительства. Таргетолог применяет такие широкие настройки, если продвигает продукт, которым пользуется много разных людей, — например, доставку цветов или суши-бар.
Создаёт креативы для рекламной кампании. В социальных сетях много разных форматов рекламы — только во «ВКонтакте» их девять. Таргетолог должен выбрать из них те, что лучше справятся с задачей. Для этого ему нужно разбираться, как работают форматы и какие результаты они могут принести.
Под выбранные форматы рекламы таргетолог должен подготовить текст и визуал — изображения или видео. То, какими они должны быть, зависит от компании, продукта и целей рекламы.
Например, таргетологу нужно рекламировать сообщество бренда — тогда он создаст креативы, соблюдая tone of voice. Такие креативы будут не только приводить людей в сообщество, но и повышать узнаваемость бренда. Для товаров импульсного спроса таргетолог может сделать провокационный креатив, чтобы получить больше трафика.
Анализирует эффективность рекламы. Таргетолог изучает статистику в рекламном кабинете — оценивает CTR разных объявлений, стоимость клика и показа, стоимость привлечения подписчика или продажи, количество кликов и показов. Эти метрики позволяют понять, какие кампании и объявления приносят результат, а какие нет.
Также таргетолог изучает поведение на сайте пользователей, пришедших с рекламы. Для этого он использует сервисы аналитики «Яндекс Метрика» и Google Analytics. В них он смотрит, например, сколько страниц посетили люди, какие действия на них совершали, какая доля пользователей оформила заказ. Это помогает понять, приносит ли реклама прибыль и какая кампания окупается лучше.
Оптимизирует рекламные кампании. Таргетолог работает с ними постоянно. Он выдвигает и тестирует гипотезы, цель которых — повысить эффективность рекламы. Например, снизить стоимость клика и продажи, получить больше переходов при том же бюджете, повысить конверсию в подписчика.
Для этого таргетолог запускает новые рекламные кампании, создаёт и тестирует креативы, меняет настройки показа рекламы, отключает неэффективные объявления. Распределяет бюджет так, чтобы больше денег уходило на креативы с самым хорошим результатом. Кроме того, он тестирует новые аудитории — предполагает, кому ещё может быть интересен продукт, и создаёт кампании, нацеленные на этих людей.
Давайте посмотрим на работу таргетолога на примере кейса, размещённого на VC. Таргетолог Нина Матвеева продвигала фитнес-студию в Санкт-Петербурге. Чтобы реклама была эффективной, сначала она доработала группу бизнеса во «ВКонтакте»: обновила обложку, добавила виджеты и меню, подробно описала услуги.
Она также нашла и проанализировала конкурентов фитнес-студии, все ЖК неподалёку и сообщества, в которых состоят жители этих ЖК. И предположила, что у фитнес-студии несколько сегментов целевой аудитории:
- мужчины и женщины, которые уже занимаются спортом;
- те, кто хочет похудеть или, наоборот, набрать массу;
- те, кто хочет прийти в форму к лету;
- молодые мамы, которым нужно вернуть телу прежний вид, убрать диастаз, а также выбраться из рутины;
- мужчины и женщины от 40 лет, которые хотят быть здоровыми, энергичными и выглядеть молодо;
- девушки и женщины, которые любят групповые формы занятий;
- мамы детей и подростков от 11 лет, которые заботятся о здоровье детей.
Чтобы найти эти аудитории в соцсети, таргетолог использовала парсеры и настраивала рекламу на подписчиков групп конкурентов, живущих в 2,5 километра от фитнес-студии. Для каждого сегмента она создала по несколько креативов — например, объявления, в которых обращалась к жителям ЖК, и посты с видео, передающие атмосферу фитнес-студии.
Сколько зарабатывает таргетолог
Таргетолог может работать в штате и на фрилансе. Стоимость проекта на фрилансе начинается от тысячи рублей и может достигать 100 тысяч.
Рассмотрим, сколько зарабатывает специалист в штате. Для этого мы проанализировали вакансии на HeadHunter, размещённые в ноябре 2022 года. Всего на HeadHunter за это время опубликовали 580 вакансий по всей России.
Зарплата таргетолога в штате зависит от количества проектов, размера компании, ниши. Но в большей степени — от квалификации. Она предполагает три ступени: junior, middle, senior.
Junior — начинающий специалист после курсов или с минимальным опытом работы. Ему поручают создание креативов, поиск целевой аудитории, составление отчётов. Реже — аналитику и настройку рекламных кампаний с нуля.
Средняя зарплата начинающего специалиста — 20–45 тысяч рублей в месяц. Есть компании, которые готовы платить больше 85 тысяч. Но они отдают предпочтение кандидатам, у которых уже был опыт в смежных отраслях, — например, тем, кто работал с контекстной рекламой.
Middle — специалист с опытом работы от года до трёх лет. Ему поручают настройку рекламных кампаний с нуля — он может сам общаться с клиентом, изучать аудиторию, создавать креативы, анализировать и оптимизировать кампании.
По статистике HeadHunter, в 70% вакансий опытным таргетологам предлагают оклад от 30 тысяч рублей. Остальное платят за выполнение KPI. В среднем таргетолог может зарабатывать 60–100 тысяч в месяц.
Senior — специалист с опытом работы от трёх лет. Он может работать с крупными бюджетами, глубоко анализировать эффективность рекламы, выстраивать процессы в отделе, отвечающем за таргетированную рекламу.
Минимальная планка дохода такого специалиста, по статистике HeadHunter, — 50 тысяч оклада и премии за KPI. Некоторые компании готовы платить опытным таргетологам 140 тысяч в месяц и больше.
Таргетолог может зарабатывать ещё больше. Например, стать руководителем отдела таргетированной рекламы в крупной компании. Руководителям платят 100–200 тысяч рублей. Ещё можно получить недостающие навыки и стать интернет-маркетологом. Это специалист, который отвечает за комплексное продвижение компании в интернете. Его зарплата начинается от 60 тысяч в месяц и может достигать 300 тысяч.
Как освоить профессию таргетолога с нуля
Некоторые считают, что можно освоить профессию таргетолога самостоятельно — запускать рекламу по инструкциям из интернета, пока не получите достаточно опыта. Попробовать действительно можно, но делать так не стоит. На запуск таргетированной рекламы нужны деньги. Без специальных знаний и навыков вы, скорее всего, потеряете деньги. Ведь рядом не будет никого, кто мог бы указать на ошибки и помочь в настройке.
Другой способ освоить профессию — устроиться на позицию стажёра или помощника таргетолога в агентство. Тогда не придётся искать деньги на запуск первых кампаний — вам выделят бюджет, и вы будете работать под присмотром опытного специалиста. Но агентства редко берут на подобные вакансии людей без опыта — устроиться на такую работу можно, если повезёт.
Получить опыт, который позволит стартовать самостоятельно или получить работу в штате, можно на курсах. На них вы узнаете теорию, которая поможет не совершить фатальных ошибок, и настроите первые рекламные кампании под присмотром преподавателей.
Например, теорию и практику можно получить на курсе Skillbox «Профессия Таргетолог с нуля до PRO». Это программа для тех, кто хочет освоить профессию с нуля или прокачать навыки настройки рекламы в соцсетях. Студентов учат всему, что позволит освоить таргетинг на продвинутом уровне:
- составлять стратегию продвижения и подбирать оптимальные инструменты;
- разбираться во всех метриках в рекламном кабинете;
- анализировать эффективность разных каналов и кампаний в системах веб-аналитики;
- пользоваться парсерами;
- продвигать мобильные приложения;
- создавать не только обычные, но и динамические креативы — гифки, видео и анимированные ролики.
На курсе показывают, как настраивать рекламу в актуальных сетях: во «ВКонтакте», myTarget и «Яндекс Дзене». Каждый студент получит рекламный бюджет в 6 тысяч рублей и брифы от реальных клиентов — кейсы по ним можно будет использовать в портфолио.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».