Кто такой креатор на самом деле: честный обзор профессии
Разбираемся, какому бизнесу нужны креаторы и почему одни компании предлагают зарплату 10 тысяч, а другие — 150 тысяч рублей в месяц.
В креативной отрасли можно стартовать без опыта и достичь уровня заработка в 100 тысяч рублей и больше. Но для этого идеи креатора должны решать бизнес-задачи: привлекать рекламодателей, увеличивать продажи или узнаваемость бренда.
В этом материале редакции «Маркетинг» Skillbox Media разберёмся:
- кто такой креатор;
- чем он занимается;
- какие навыки ему нужны;
- сколько он зарабатывает;
- какие есть плюсы и минусы работы в креативной сфере;
- как стать креатором.
Кто такой креатор
Креатор — это специалист, который генерирует идеи и воплощает их в жизнь. В широком смысле это не профессия: креаторами называют всех, кто участвует в разработке любых идей.
Senior creator Hate Agency Иван Лебедев говорит, что креатор — любой человек, который профессионально решает задачи нестандартным способом. Он может придумать необычный подарок другу, смешную подпись под фото в соцсети или рекламную кампанию. Директор по стратегическому развитию рекламного холдинга Diversity и совладелец компании Светлана Соколова тоже считает, что креатор — это широкое определение.
«Оно объединяет всех, кто участвует в разработке и создании новых продуктов и брендов, а также оригинальных идей для их продвижения в самых разных индустриях. К креаторам можно отнести креативных директоров, копирайтеров, арт-директоров, стратегов и других профессионалов, в задачу которых входит генерация и создание, а не реализация уже готового решения в разных форматах и для разных каналов», — говорит Светлана.
Креаторы нужны бизнесу — потому что бизнес нуждается в оригинальных решениях. Специалист может, например, разработать идею продукта или идею для рекламы, которая привлечёт новых покупателей.
«За последние 10 лет круг отраслей, в которых востребованы креаторы, серьёзно расширился. Их ищут не только в рекламе и медиа, но и в диджитале, IT, образовании, науке, урбанистике, гейминге, здравоохранении… Специалисты нужны практически всем компаниям, которые создают новые продукты, бренды и выстраивают коммуникацию со своей аудиторией», — говорит директор по стратегическому развитию рекламного холдинга Diversity и совладелец компании Светлана Соколова.
Креативные специалисты могут работать не только в штате компании, но и в агентстве. Тогда они не сосредоточены на одном продукте, а работают с разными проектами, рекламодателями, форматами.
Чем занимается креатор
Во всей работе креатора можно выделить три большие задачи: он генерирует идею, следит за тем, чтобы её реализовали правильно, и анализирует, как в следующий раз сделать лучше. При этом в разных компаниях задачи креатора могут быть разными — всё зависит от специфики бизнеса.
Например, в одной компании специалист будет заниматься только генерацией идей. В другой — составлять технические задания для дизайнеров и копирайтеров, координировать их работу, общаться с подрядчиками и анализировать метрики. В третьей — ещё и составлять сметы проектов.

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media
На работу креатора влияет не только специфика бизнеса, но и размер компании — причём сильно. Об особенностях работы в больших компаниях и малом бизнесе рассказала директор по стратегическому развитию рекламного холдинга Diversity и совладелец компании Светлана Соколова.
Большие компании. Они работают на длинной дистанции, инвестируют в построение имиджа и долгосрочный рост бренда, а не в краткосрочное повышение объёма продаж. У них всё задокументировано: сформировано и описано позиционирование, есть чёткие гайдлайны, корпоративные требования и политика в отношении продвижения.
Работа креатора в больших компаниях предполагает множество этапов согласования идеи внутри. В первую очередь с точки зрения того, соответствует ли она существующим стандартам, исключает ли юридические и репутационные риски, того, как она решает бизнес-задачи, интегрируется в долгосрочную стратегию.
Креаторы творят в условиях жёстких рамок и ограничений, у них меньше свободы. Но больше денег и ресурсов на проведение исследований и проработку идей.
Малый бизнес. В отличие от корпораций, небольшой бизнес часто работает на короткой дистанции — в нём важен коммерческий результат здесь и сейчас. В таких компаниях меньше бюрократии, решения принимают быстро.
При работе с ними креатор получает больше свободы в творчестве, возможность экспериментировать, влиять на решения и результат. Однако он сталкивается с недостатком времени, денег и других ресурсов.
Senior creator Hate Agency Иван Лебедев подтверждает: «С некоторыми небольшими проектами легче работать, потому что в них меньше бюрократии и этапов согласования. Кроме того, они дают креатору больше свободы, в отличие от корпораций, которые боятся рисковать».
Какие навыки нужны креатору
Профессия креатора подходит тем, кто творчески мыслит, постоянно учится и технологически подкован. Все необходимые для неё навыки перечислить не получится — набор зависит от сферы. Мы расскажем о базовых хард- и софт-скиллах, необходимых в креативе.
Хард-скиллы. Чаще всего работодатели ждут, что специалист будет:
- Писать тексты. Понятные и интересные, отвечающие запросам аудитории и решающие бизнес-задачи.
- Разбираться в маркетинге. Понимание основ маркетинга поможет креатору выстраивать стратегии и анализировать эффективность реализуемых идей.
- Владеть графическими редакторами. Это нужно, чтобы креатор мог презентовать свои идеи и сам создавать контент.
- Работать с разными форматами контента. Если креатор сам реализует идеи контента, ему нужно уметь делать, например, фото, видео, аудио и обрабатывать или монтировать их.
- Управлять проектами. Часто профессия креатора подразумевает работу с коллективом, который будет реализовывать идеи, — поэтому специалист должен уметь ставить задачи, контролировать их выполнение, коммуницировать с командой.
Также от креаторов часто ждут насмотренности. Знание трендов позволяет им генерировать идеи, которые хорошо вписываются в повестку.
Софт-скиллы. По словам senior creator Hate Agency Ивана Лебедева, главный софт-скилл — креативное мышление. Кроме него, хорошему креатору нужны:
- Любопытство — специалист должен постоянно узнавать новое, расширять горизонты, разбираться в сути вещей, изучать кейсы, погружаться в разные сферы и области знаний.
- Толерантность — креатор должен с пониманием относиться к разным вещам, даже если ему лично что-то не нравится.
- Эмпатия — важно чувствовать настроение коллег, клиента, аудитории. Без этого с ними сложно построить эффективный диалог.
- Храбрость — чтобы думать вне рамок, чтобы озвучивать и «продавать» безумные идеи (которые потом берут награды), чтобы реализовывать рискованные проекты.
- Непосредственность, способность быть несерьёзным, валять дурака — это активирует свободный процесс придумывания, полёт мысли, помогает находить неочевидные решения и смотреть на задачи под новым углом.
Это неполный список: софт-скиллов, которые могут пригодиться в работе, гораздо больше. Иван назвал основные качества, которые помогают разрабатывать хорошие идеи.
Курсы Skillbox для тех, кто хочет работать в креативной сфере
- «Креативная реклама» — для тех, кто хочет на практике научиться работать с креативными идеями для рекламы.
- «Контент-креатор» — для блогеров и тех, кто хочет зарабатывать на ярком визуале.
- «Управление в креативных индустриях» — для тех, кто хочет научиться полностью вести проекты и построить карьеру в креативной сфере.
Сколько зарабатывает креатор
Зарплаты креаторов сильно варьируются. По данным DreamJob, средняя зарплата на должности креатора в России в 2025 году — 78 тысяч рублей.
На рынке же креаторам могут предлагать и 10 тысяч рублей, и 600 тысяч рублей. Зарплата зависит от размера и отрасли компании, опыта специалиста, региона, списка задач и многих других факторов.

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media
Senior creator Hate Agency Иван Лебедев предупреждает: нужно быть готовым к тому, что в начале пути вы не будете зарабатывать деньги. Вы будете делать тестовые задания и стажироваться. Когда начнёт получаться, вам станут платить. Условные 20, 40, 60 тысяч рублей в месяц — на джуновской позиции. Когда вы подрастёте до мидла, заработная плата может быть в районе 80–120 тысяч рублей. На сеньорской позиции — 130–170 тысяч рублей в месяц, дальше — больше; всё зависит от агентства. Иван указал вилки согласно своему анализу рынка труда.
«Плюс работы креатором в том, что вы можете зарабатывать деньги с помощью фриланса. Тут цены назвать сложнее, потому что они зависят от многих факторов. У многих получается совмещать работу в агентстве с фрилансом (допустим, до работы, после работы или в выходные). Тогда ваш доход может вырасти значительно, если вы делаете работу быстро и качественно», — дополняет Иван.
Какие есть плюсы и минусы профессии креатора
Профессия креатора интересная, но у неё есть и минусы — так, в своей диссертации Томас Уильям Льюис Макдональд отмечает, что создатели контента сталкиваются с высокой нагрузкой, нестабильными условиями, необходимостью постоянно адаптироваться.
Мы решили узнать о плюсах и минусах работы в креативе на российском рынке у бренд-креатора Sensesay Agency Саши Никифорова — и структурировали его рассказ.
| Плюсы | Минусы |
|---|---|
| Разнообразие сюжетов. В агентстве сегодня — мёд для бабушек, завтра — метавселенная для собак; в стартапе — свободы вагон и креатив «от логотипа до питча инвестору»; в B2B — переводите бизнес-цели на язык людей и держите бренд «одним голосом». Это прокачивает мозг и портфолио быстрее любых курсов | Высокая неопределённость и дефицит внимания. Контента — море, внимания — секунды. Классических инструментов не хватает: чтобы заметили, поверили, захотели, приходится постоянно изобретать и рисковать. Это утомляет |
| Прокачка важного набора навыков. В креативе нужно придумывать, объяснять, защищать, организовывать людей и процессы, соблюдать дедлайны — и учиться продавать идею, а не картинку. Это реальная школа лидерства и коммуникации | Не всегда можно измерить результат. Брендинг редко существует «в вакууме», ROI креатива часто косвенный, а «до — после» мало кто честно измеряет — из-за сроков, бюджета и оргпроцессов. Это может демотивировать |
| Эффект «уча — учусь», способствующий росту. Лучший способ освоить предмет — объяснять его другим. Когда я преподаю и менторю команды, сам радикально расту: приходится раскладывать сложное простыми словами, подбирать метафоры, тестировать подход | Стресс — дедлайны, правки, брендбуки. В креативе нужно учиться сохранять спокойствие, когда клиент просит «логотип побольше», команда внезапно «всё переделала», а бренд-менеджер справедливо следит за консистентностью всех носителей |
| Свобода формата. Мир требует адаптивности: динамичные айдентики, конструкторы слоганов, игра с кодами культуры — это легальный повод быть «чуть-чуть не таким», чтобы вас замечали | Соревновательность — это ловушка. Из‑за стремления «быть лучше» можно упустить что‑то важное из виду. Поэтому я сознательно не делаю ставку на «битвы» и сравнения — это смещает мотивацию со «сделать лучшее» на «победить». Лучше системный подход и устойчивый прогресс |
Как стать креатором
Креатором может стать каждый — вне зависимости от опыта и места работы. Для этого важны широкий кругозор, насмотренность, умение подбирать метафоры и создавать истории — это базовые «мускулы» креатора, по мнению бренд-креатора Sensesay Agency Саши Никифорова.
С этими качествами можно или брать на себя креативные задачи на текущем месте работы, или пойти стажёром в компанию или агентство. Ещё один вариант старта — пройти обучение по смежной специальности в вузе или курс. При этом диплом не обязателен: он может помочь, но в приоритете остаются насмотренность и умение связать смысл с чувствами.
Мы попросили Сашу Никифорова подробнее рассказать о пути в профессию. Чтобы научиться разрабатывать креативные идеи, он рекомендует поработать «всем сразу» — дизайнером, копирайтером, сценаристом, маркетологом (иногда и юристом, чтобы знать, что можно размещать на билборде). Это тренирует оригинальность и толерантность к чужим идеям. Также нужно учиться, объясняя какие-то вещи команде, и тренировать «простые формулировки»: упаковывать сложную идею в короткую фразу, метафору или простой визуал.
А вот что Саша Никифоров рекомендует тем, кто уже прокачал часть навыков и хочет стать креатором:
- Собрать портфолио из 3–4 кейсов. Нормально включать в него, например, студенческие проекты и выдуманные брифы. Их нужно описывать как кейсы: задача → идея → решение → реализация.
- Создать личный бренд. Зафиксировать ценности, голос, свои «да» и «нет» в задачах, фирменную фишку — и транслировать это везде: в соцсетях, презентациях, портфолио. Это снимает стресс на собеседованиях и позволяет выделиться на фоне 90% резюме.
- Вести блог или канал. Не ради тысяч подписчиков, а ради того, чтобы было видно: вам реально интересна отрасль, вы умеете формулировать мысли, наблюдения, аналитику. Работодатели это смотрят.
- Не «искать работу» — входить в среду. Заходить в студии и агентства на мероприятия или тусовки, общаться, смотреть процессы изнутри. Много вакансий не публикуют — людей берут «из своего круга». Пусть работа найдёт вас.
- Начинать с малых команд. Там быстрее дают задачи «в бою» и доверяют куски проекта — это отличный трамплин для зарплаты позже.
- Готовиться к собеседованиям. Узнавать проекты компании, чем она гордится, чем отличается от других. Приходить с вопросами и пониманием контекста — хорошо, это сразу меняет ход беседы.
- Быть честным и не бояться. Говорить, чего не умеете и что ваше. Браться за задачи, с помощью которых реально можно вырасти. Ошибки — это просто неподходящее время и место, а опыт всегда в плюс.
Чтобы развиваться в профессии, Саша Никифоров советует следить за фестивалями (но не делать из этого культ) и собирать вокруг себя комьюнити вместо «вечного штата» — то есть то есть заводить знакомства с людьми, умеющими решать разные задачи.
Главное о профессии креатора в 3 пунктах
- Креаторами называют любых специалистов, которые генерируют идеи и воплощают их в жизнь. Это могут быть идеи, например, для продукта, рекламы или соцсетей. Креаторы нужны бизнесу и агентствам, которые занимаются продвижением бизнеса.
- Чтобы работать в креативе, нужны хард- и софт-скиллы. Хард-скиллы, которых часто требуют работодатели, — умение писать тексты, понимание основ маркетинга, навыки управления проектами и работы в графических редакторах. Главный софт-скилл — креативное мышление; также в работе помогут любопытство, толерантность, эмпатия, храбрость и непосредственность.
- Стать креатором может любой человек, если у него есть предрасположенность. Для этого не обязательно учиться в вузе — можно пройти курс или устроиться стажёром в агентство или компанию. На старте будет полезно создать личный бренд, завести блог или канал, собрать портфолио из нескольких кейсов — пусть даже вымышленных.
Как узнать больше о работе с креативными идеями
- Если вы не до конца понимаете, что такое креативное мышление, прочитайте статью о креативности. В материале рассказали среди прочего, как развивать креативность.
- Тем, кто только задумывается о работе с креативом, будет полезно узнать основы. Прочитайте статьи о маркетинге и рекламе, чтобы понять, как компании используют креативные идеи.
- Статья о росте в креативной сфере будет полезна всем, кто хочет стартовать в ней. В ней члены жюри Red Apple и спикер Skillbox рассказывают, что нужно делать, чтобы быстро перейти из джунов в мидлы.
- Тем, кто хочет зарабатывать на работе с креативом, может быть полезен курс Skillbox «Креативная реклама». На нём учат формировать стратегии, придумывать, презентовывать, реализовывать и оценивать идеи, работать с заказчиками. В программе обучения есть практика на реальных кейсах.
Ещё больше материалов редакции «Маркетинг» Skillbox Media для всех, кто интересуется креативом
- 5 неочевидных источников вдохновения для представителей творческих профессий
- Кетчуп-расист, «пддбир» и произвол чайной полиции: вспоминаем резонансную рекламу
- Как брендам сегодня коммуницировать с аудиторией
- Честный разговор о доверии к контенту: почему оно стало редкостью и что с этим делать
- Диплом-то есть, а как найти работу на рекламном рынке?