Как заказчики платят копирайтерам
Популярные системы оплаты редакторского труда — с плюсами и минусами.
Ann Nekr / cottonbro / Pexels / xeno_mas / Pixabay / Polina Vari для Skillbox Media
За 16 лет работы редактором мне платили, кажется, всеми возможными способами: нанимали в штат, давали долю в компании за мой труд, оплачивали отработанные часы и выполненные проекты, выдавали роялти. Мне платили даже кофе и женскими платьями!
Расскажу о том, к чему готовиться начинающему копирайтеру и какой способ оплаты выбрать.
«Почасовка»
Популярный формат оплаты за каждый отработанный час. Особенно распространён в крупных компаниях, которые нанимают временных внештатных сотрудников (асессоров).
Плюсы:
- У вас нет особых обязательств перед заказчиком. Никто не требует от вас клятв в вечной верности и не ждёт вас в офисе с 9 до 17. Можно работать на «почасовке» сразу на нескольких заказчиков, даже на прямых конкурентов.
- Хорошо поработал — много заработал. С опытом и пулом заказчиков можно зарабатывать на почасовой оплате 150 тысяч рублей в месяц и больше. При этом всегда легко взять паузу, если хочется.
Минусы:
- «Почасовка» для заказчика — это способ сэкономить и прикрыться на случай авральных работ. Поэтому сегодня вы можете быть загружены, а завтра задач не будет вообще.
- Очень трудно правильно рассчитать стоимость рабочего часа. К примеру, вы хотите заработать 80 тысяч рублей в месяц и готовы работать 40 часов в неделю. В результате ваш час стоит 500 рублей. Но на деле от заказчика поступает задач не на 40 часов в неделю, а на 10–15. При этом платить по 3 тысячи рублей в час никто не хочет.
- Часто на одну большую и сложную статью уходит по 10–12 часов: созвоны с источниками информации, создание и редактура текста, исправления, согласования… Но заказчик всего этого не видит, он видит три странички текста и число в табличке: 8000 рублей. И возмущается: «Ты чего вообще? Да я эти три странички сейчас напишу за полчаса». Многие редакторы на «почасовке» занижают трудоёмкость больших задач, чтобы избежать таких разговоров с заказчиком.
Штат
Все начинающие редакторы мечтают устроиться в штат в хорошую компанию. Однако я советую не спешить с этим.
Плюсы:
- Стабильная работа с гарантированной зарплатой помогает расслабиться, не бегать по заказчикам и переговорам, а просто работать в своё удовольствие.
- Редактор в штате может подрасти. По моему опыту, как только редактор начинает работать хорошо, вокруг него «выкристаллизовываются» новые задачки и направления работы. Это заметно всем, и у редактора появляются сперва помощники, а после — подчинённые. А ещё я лично много раз видел, как редакторы становились руководителями и менеджерами даже в смежных своему направлениях.
- Если аккуратно отбиться от переработок, можно наконец спокойно заниматься своими делами по вечерам и в выходные. Например, учиться.
Минусы:
- Работая в штате, готовьтесь к постоянным переработкам. Из всех компаний, где я работал в штате, в 80% на редактора падало примерно на 30% больше задач, чем он может сделать за восьмичасовой рабочий день. В такой ситуации все выкручиваются как могут: кто-то работает вечерами и на выходных, кто-то ускоряется в ущерб качеству. С опытом учишься отстаивать свои права и доказывать руководству важность помощников, но новичку это сделать трудно — все работают, и ты работай.
- Трудно совмещать такую работу с путешествиями. Вот твой отпуск — путешествуй. Впрочем, в пандемию даже крупнейшие компании ушли на удалёнку или гибридную работу, так что этот минус постепенно размывается.
- С крупными задачами часто встречается проблема — замкнутый цикл бесконечных доделок. Это лечится навыками переговоров и умением разговаривать с заказчиком, выясняя истинные причины его желаний доделать и переделать готовую, казалось бы, работу.
- Штат непросто совмещать с фрилансом. Крупные компании нередко прописывают такой запрет в договоре. И неважно, что ты делаешь свои проекты вечером или в выходные, узнают — уволят.
Считаю, что редактору обязательно нужно иметь несколько проектов дополнительно, работая в штате! Вопрос не в деньгах, а в развитии профессионального кругозора, важных знакомствах. Работать только на одного заказчика — это как всю жизнь общаться только с одним человеком.
На проекте
Самый популярный способ оплаты. Берёшь задачу — оцениваешь её — делаешь и получаешь деньги. Так работают 90% редакторов-фрилансеров.
Плюсы:
- В проектной работе удобнее всего делать наценку за знания и опыт. Создать промосайт можно за 2–3 часа, но взять за эту работу — уже не 3 тысячи, а 20 тысяч рублей.
- Из проектной работы — прямая дорога к «сделыванию» задач целиком. Вместо текста промосайта за 20 тысяч рублей учишься продавать сайт целиком, с дизайном и паблишингом в сети, но уже за 50 тысяч рублей. При этом расходы на дизайнера и администрирование — всего 10–15 тысяч. Большинство успешных крупных редакторов чаще всего трудятся попроектно (или совмещают штат и проекты).
- Можно браться только за интересные задачи или задачи своего профиля, а не молотить подряд всё, что подсовывают менеджеры. Специализация на узкой нише позволяет зарабатывать ещё до 50–100% сверху.
Минусы:
- Новичку трудно оценивать задачу. Сколько брать за статью? А за промосайт? Довольно легко ошибиться и делать проект за 10 тысяч рублей на протяжении трёх недель.
- Иногда случаются проблемы со своевременной оплатой. Одна крупная и всем известная компания не платила мне однажды восемь месяцев, другая, не менее известная, — полгода. Впрочем, такие ситуации решаются 100%-й предоплатой.
Часто заказчики не очень хотят делать предоплату, особенно когда речь идёт о больших суммах — кому охота выдавать 300 тысяч рублей какому-то парню из интернета, даже с договором? В таком случае я стараюсь сделать так, чтобы вносить предоплату было выгодно. Говорю:
«Смотрите, моя работа стоит 100 тысяч рублей. Можно заплатить 50 тысяч сразу и ещё 50 тысяч — потом. Или всего 90 тысяч, если 100% предоплатой». Соглашаются в 90% случаев.