Маркетинг
#Руководства

Как придумать название бренда: объясняем на примерах LEGO, IKEA, Ozon

Велосипеда здесь не изобретёшь. Рассказываем об общеизвестных приёмах и проверяем, как с созданием названий справляются нейросети.

Иллюстрация: ThomasA7 / pngwing / freepik / Freepik / Colowgee для Skillbox Media

Секретных техник разработки названия бренда нет. Есть общеизвестные приёмы, о которых вы, возможно, уже слышали. Этими приёмами пользуются и основатели крупных компаний вроде IKEA, и владельцы небольшого бизнеса.

Чтобы разобраться в этих приёмах, мы поговорили с креативным стратегом агентства ONY Клавдией Ильиной, изучили исследования и рекомендации специалистов по брендингу и неймингу. В статье рассказываем:

Как подготовиться к разработке названия

Подготовка нужна, чтобы понять, какое название подойдёт, а какое может оттолкнуть целевую аудиторию или оказаться непонятным. Вот что нужно сделать, прежде чем придумывать название компании или бренда.

Разработайте позиционирование. Определите, каковы ценности компании, в чём её главная миссия, как вы будете позиционировать себя на рынке. Желательно, чтобы будущее название отражало миссию и ценность бренда.

Например, Skillbox в переводе с английского означает «Коробка навыков». Название ещё до знакомства с продуктовой линейкой помогает понять, что компания занимается обучением и помогает приобрести навыки.

Проанализируйте конкурентов. Начните с изучения названий конкурентов в нужной вам нише, но не ограничивайтесь этим. Посмотрите, какие приёмы и отсылки используют конкуренты, выпишите понравившиеся и непонравившиеся названия. Так вы поймёте, какие приёмы можете использовать.

Проанализируйте целевую аудиторию. Составьте портреты будущих клиентов: какие у них интересы, ценности, сколько им лет, как они выбирают продукт, на что обращают внимание, что ценят в продукте, какие слова и выражения им понятны, а какие — точно нет.

По данным опроса Harvard Business Review, 64% респондентов покупают товар, если видят, что у бренда общие с ними ценности. Важно узнать, кто ваша аудитория и какие у неё ценности, — чтобы грамотно отразить их в названии.

Выпишите ассоциации с компанией. Это могут быть существительные, прилагательные или фразы. Чем точнее будут ассоциации, тем больше пользы они принесут вам на этапе разработки названия.

Выпишите исключения — слова и ассоциации, которые вы не будете использовать при разработке названия бренда. Например, слова с неприемлемыми для вашей целевой аудитории ассоциации или слова, которые не нравятся лично вам.

Какие приёмы помогут придумать название

Здесь мы собрали приёмы, о которых чаще других говорят специалисты по неймингу и креаторы.

Выбрать имя нарицательное или существительное. Имя нарицательное — это слово, которое обозначает группу предметов. Например, «собака» — это и чихуахуа, и хаски.

Самый популярный пример бренда с существительным в названии — Apple, в переводе с английского «Яблоко». Ещё один пример, но уже с российского рынка — название сервиса доставки еды «Самокат». Напрямую эти слова никак не связаны с продукцией брендов: Apple не продаёт яблоки, а «Самокат» — самокаты.

Можно выбрать существительное, которое будет отсылать к продуктам или услугам компании. Например, название мессенджера Telegram происходит от слова «телеграмма», которое обозначает короткое послание.

Логотип Telegram в виде бумажного самолётика тоже ассоциируется с посланием
Изображение: Telegram

Придумать своё слово, составить неологизм. Неологизмы — это новые слова и словосочетания, которых ранее не было в языке или которые появились совсем недавно.

Неологизм можно составить, сложив несколько слов, ассоциирующихся с вашим брендом. Например, есть сеть книжных магазинов «Буквоед». Слово «буквоед» — это неологизм, который получился из сочетания «буквы» и «есть». В названии российской сети супермаркетов «ВкусВилл» также соединили два слова: русское «вкус» и часть английского village, что в переводе означает «деревня».

Использовать имя или фамилию. Одно из самых простых решений — остановиться на имени или фамилии основателя компании. Это хорошо прокачивает личный бренд основателя. И наоборот: популярность основателя помогает масштабировать новый бренд.

Можно не ограничиваться именем и фамилией в названии, а добавить ещё и ассоциации с брендом, которые понятны широкой аудитории. Например, в названии сети кофеен «Skuratov Coffee» есть фамилия основателя Виктора Скуратова и слово «coffee», которое показывает, что деятельность компании связана с кофе.

Фото: Skuratov Сoffee

Сделать акцент на географии и природе. В таком случае бренд будет ассоциироваться с реально существующим местом или природным объектом.

Например, название марки молочной продукции «Село Зелёное» ассоциируется с селом, где коровы пасутся на зелёном лугу. А бренд молочной продукции «Пестравка» носит название действительно существующего российского села.

Обратиться к истории. Возможно, основателя компании на создание бренда вдохновили исторические процессы или личности, а может быть, они напрямую связаны с миссией компании. Тогда имена или названия событий можно вынести в название.

Например, название компании по производству электромобилей Tesla отсылает к имени изобретателя и инженера Николы Теслы.

Написать название латиницей или перевести с русского на английский. Ещё одно простое решение — перевести слова, которые ассоциируются с продукцией, на английский. Например, название российского бренда косметики Skin Probiotic переводится как «Пробиотик для кожи», а название сети фитнес-залов Fitness House — как «Дом фитнеса».

Многие названия российских брендов написаны на английском языке. Но прежде чем выбирать название на латинице, проанализируйте целевую аудиторию и выясните, поймёт ли она перевод и сможет ли правильно прочитать название.

Исследование сервиса проведения опросов «Анкетолог» показало, что 52% россиян предпочитают названия, которые написаны кириллицей. Примечательно, что большинство людей из этих 52%, а именно 76%, — люди старше 55 лет. Молодые люди в возрасте 18–30 лет чаще предпочитают названия на латинице.

Какие нейросети помогут придумать название бренда

Нейросеть — это программа, которая обучается на основе данных и примеров. Нейросеть не умеет придумывать то, чего не придумал человек, поэтому она генерирует ответы, исходя из существующих данных. Нейросеть можно попросить, в частности, придумать название бренда.

Вот какие бесплатные нейросети помогут составить варианты названий:

  • ChatGPT от Open AI. Компания OpenAI закрыла доступ пользователям из России, но воспользоваться нейросетью можно.
  • Нейросеть «Яндекса». Чтобы пользоваться ей, нужно установить «Яндекс Браузер», нажать на кнопку «Алисы» и ввести запрос.
  • GigaChat «Сбера». Воспользоваться нейросетью можно в браузере или с помощью ботов в Telegram или во «ВКонтакте».

Чтобы получить от нейросети варианты названий компании, отправьте ей запрос: «Придумай варианты названий бренда…». Далее укажите, для какого бренда нужно придумать название: чем занимается компания.

Нейросеть справляется с задачей лучше, если отправить ей много вводных данных. Например, если ранее вы определили миссию компании, ассоциации, аудиторию, всё это стоит поместить в запрос.

Среди множества предложенных вариантов названий можно выбрать готовое или докрутить что-то самостоятельно.

Можно попросить нейросеть улучшить название или предложить ещё несколько вариантов
Скриншот «Яндекс Браузер» / Skillbox Media

Больше рекомендаций по генерации идей с помощью нейросетей — в статье Skillbox Media.

Какие названия не пройдут регистрацию

Название бренда обычно регистрируют в виде товарного знака, чтобы защититься от копирования. Зарегистрировать любое слово как товарный знак нельзя — оно должно соответствовать требованиям законодательства.

Главное требование — товарный знак должен быть уникальным, то есть непохожим на уже существующие. Есть и дополнительные требования. Не пройдут регистрацию названия, содержащие:

  • охраняемые, то есть распространённые и общеупотребимые элементы. Например, термины, символы, такие как ₽ и $, распространённые русские фамилии;
  • официальные названия — например, наименования международных организаций;
  • элементы, которые вводят потребителя в заблуждение. Например, относительно места производства: производитель из Самары не сможет зарегистрировать товарный знак «Дальневосточный сыр»;
  • противоречия нормам морали и интересам общества. Например, мат и жаргон.

Если хотите узнать о товарных знаках больше, читайте эту статью. В ней мы рассказали, как используют товарный знак, как его зарегистрировать и сколько он действует.

Какими референсами можно вдохновляться

Насмотренность помогает придумывать и создавать что-то новое, среди прочего и названия брендов. Чтобы вам легче было придумать своё название, расскажем пять историй создания названий брендов.

IKEA. Это акроним, то есть слово, которое образовали с помощью соединения первых букв нескольких слов или фразы. IKEA расшифровывается как Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd. Ingvar Kamprad — это шведский предприниматель и основатель компании IKEA, Elmtaryd и Agunnaryd — название фермы и пригорода, в котором он родился.

LEGO. Название получилось из сложения первых слогов слов «Leg godt», что в переводе на русский означает «играть хорошо».

«Додо Пицца». Основатель Фёдор Овчинников выбрал креативное название и одновременно маскота бренда — Додо, нелетающую птицу размером с гуся. Эта птица — персонаж книги «Алиса в Стране чудес», которую любит дочь Фёдора. Вот так слово, которое совершенно не связано с едой и пиццей, стало названием сети пиццерий.

Sokolov. Бренд ювелирных украшений назван в честь семьи основателей бренда — Алексея и Елены Соколовых. При этом фамилию написали латиницей.

Ozon. Российский маркетплейс сначала носил название, созвучное с названием Amazon, — Azon. Со временем его заменили на Ozon, потому что российским пользователям удобнее произносить именно так.

Ещё немного креативных названий:

Главное о том, как придумать название бренда, в 3 пунктах

  • Подготовьтесь к разработке названия бренда. Определите ценности и миссию компании, выпишите ассоциации с её деятельностью, составьте портрет целевой аудитории. Так вы поймёте, какие названия стоит использовать, а какие — нет.
  • Попробуйте общеизвестные приёмы создания названия. Используйте имя нарицательное или существительное, составьте неологизм, используйте имя и фамилию, сделайте акцент на месте производства, сделайте отсылку к истории или переведите название бренда на английский.
  • Используйте нейросети. Расскажите им о бренде, о производимых товарах и услугах. Они сгенерируют названия, которые можно будет доработать или использовать как есть.

Больше материалов Skillbox Media для тех, кто думает над названием бренда

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована