«Дзен» меняет алгоритмы, Google убивает cookies. Главные новости маркетинга с начала 2021-го
Дайджест новостей для интернет-маркетолога. Обновления инструментов, изменения в сервисах, отраслевые события — то, что нужно учесть в работе.
Pexels / Christina Morillo / Unsplash / Julissa Capdevilla / Дима Руденок для Skillbox
- Google отказывается от cookies.
- Сквозная аналитика от Яндекса.
- Google заканчивает переход на mobile-first индексацию сайтов.
- В «Яндекс.Метрике» появилась автоматические цели.
- Магазинами во «ВКонтакте», «Одноклассниках», на AliExpress и «Юле» теперь можно управлять с одной платформы.
- В «Яндекс.Директе» появился сервис по автоматическому запуску рекламы.
- «Яндекс.Дзен» обновил интерфейс и алгоритм ранжирования.
- Яндекс начал продавать «колдунщики».
- Ещё 13 событий одной строкой.
Google отказывается от cookies
Google заявила, что с 2022 года откажется от поддержки сторонних файлов cookies в своём браузере Chrome. Это стало причиной тревоги на рынке: изменения называют «куки-апокалипсисом». Маркетологи задают вопрос: как будет работать таргетинг, построенный на этой технологии?
Поисковик обещает, что рекламные системы от изменений не пострадают. На замену cookies Google запустит FloC. В отличие от cookies, FloC не позволяет идентифицировать отдельного человека, а относит его к группе пользователей со схожим поведением. Эту информацию можно использовать для таргетинга.
Изменения решают главную проблему cookies — потенциальное нарушение конфиденциальности пользователя. В Google утверждают, что FLoC будет использовать машинное обучение и по своей эффективности превзойдёт cookies.
Подробно отмену cookies и возможные последствия для рекламодателей мы разбирали здесь. Несмотря на беспокойство на рынке, для большинства маркетологов ничего не поменяется. Но есть несколько опасений:
- Узкий таргетинг (гипертаргетинг) может подорожать на 5–20%.
- В краткосрочной перспективе эффективность кампаний может упасть, но потом рынок адаптируется.
Как отмечал в материале сооснователь агентства digital-консалтинга Snowman Андрей С., Google вводит запрет именно на сторонние cookies (3rd-party), в то время как 1st-party cookies продолжат работать. Поэтому потребность в клиентских данных будет расти. Это приведёт к росту инвестиций в AdTech, развитию CDP- и DMP-платформ.
«Яндекс.Метрика» запустила собственную сквозную аналитику
В «Яндекс.Метрике» теперь можно объединить данные о продажах, заявках на сайте и сведения о трафике с рекламных систем. Это значит, что теперь можно сравнить окупаемость рекламных систем, найти убыточные настройки рекламы, подсчитать ROI разных каналов. Другими словами, получить данные для стратегических решений.
Чтобы получать данные о продажах, «Метрику» нужно интегрировать с CRM. Подключить можно любую, даже самодельную, CRM — для этого нужно настроить интеграцию по API. Без привлечения разработчиков пока можно подключиться только к amoCRM.
Сведения о рекламных каналах позволяет получить интеграция с рекламными системами. Данные с «Яндекс.Маркета» и с «Яндекс.Директа» экспортируются автоматически, а Google Ads и Facebook* можно подключить в несколько кликов. Другие рекламные площадки придётся подключать с помощью API, сторонних коннекторов или CSV.
Так выглядит интерфейс сквозной аналитики в «Метрике»:
А вот так выглядит сравнение эффективности трат:
Google заканчивает переход на mobile-first-индексацию сайтов
В Google называли март 2021 года датой, когда поисковик окончательно перейдёт на mobile-first-индексацию. Если вы пропустили это событие, то теперь Google ранжирует веб-ресурсы по релевантности их мобильной версии. Раньше поисковик индексировал сайты по десктопной.
Изменения начали внедрять ещё в 2018 году; переход продолжается до сих пор. Теперь не иметь мобильной версии вредно даже для тех сайтов, где 100% пользователей заходят с десктопа.
Правда, в мае выяснилось, что поисковик до сих пор не перевёл последнюю партию сайтов на mobile-first-индексацию. Но это дело времени.
С рекомендациями по индексированию мобильного контента можно ознакомиться на странице для разработчиков в документации Google.
«Это важный тренд, учитывая долю пользователей с мобильных устройств. Однако Google давно запустил в работу этот алгоритм, поэтому у всех желающих было достаточно времени для адаптации. Думаю, что новость об окончательном переходе на mobile-first-индексацию — это не более чем формальное завершение плавного переходного периода. Резких изменений в ранжировании и выдаче нам ждать не стоит».
Дмитрий Фролов,
президент Ассоциации развития digital-агентств ARDA, автор курса «Digital-стратегия»
В «Яндекс.Метрике» появились автоматические цели — они не требуют ручной настройки
Теперь, чтобы настроить цель, не нужно просить программиста добавить JavaScript-событие на страницу или ковыряться в настройках конструктора. «Яндекс.Метрика» научилась самостоятельно распознавать на сайте события, которые, скорее всего, будут вашими маркетинговыми целями. Она делает это по разметке веб-страницы.
Метрика научилась понимать:
- клик по email;
- клик по номеру телефона;
- клик по кнопке;
- переход в мессенджер;
- отправку формы;
- скачивание файлов;
- поиск по сайту;
- запуск чата;
- события, которые присылает чат Jivo.
Вот как выглядят автоцели в «Метрике»:
Руководство по автоматическим целям на сайте Яндекса можно изучить здесь.
«Очень часто маркетологи не выполняют детальную настройку счётчика: не хватает времени или компетенций. Потом они возвращаются к счётчику, чтобы проанализировать накопленные данные, но не получают важнейшие сведения, например, о промежуточных конверсиях. Автоматические цели собирают эти данные без ручной настройки.
Важно: функция включается автоматически для новых счётчиков, а для текущих — по желанию. Это сделано для того, чтобы изменения не помешали тем, у кого уже есть глубокие и детальные настройки».
Дмитрий Фролов,
президент Ассоциации развития digital-агентств ARDA, автор курса «Digital-стратегия»
Магазинами во «ВКонтакте», «Одноклассниках», на AliExpress и «Юле» теперь можно управлять с одной платформы
«Мультимаркет» — единую платформу для управления четырьмя магазинами — запустили «ВКонтакте» и Mail.ru Group. Сервис бесплатный.
Платформа позволяет из одного кабинета загружать товары, обрабатывать заказы, общаться с клиентами. Для этого нужно зарегистрироваться в сервисе и разместить товары на выбранных площадках.
В «Яндекс.Директе» появился сервис по автоматическому запуску рекламы
В «Яндекс.Директ» добавили новое автоматизированное решение «Мастер кампаний». Сервис позволяет настроить рекламную кампанию без специальных знаний об этой рекламной площадке.
Нужно указать ссылку на рекламируемую страницу, и «Мастер кампаний» предложит готовые решения по настройке, даст подсказки и сам заполнит поля. «Мастер кампаний» бесплатный.
До этого сервис находился на бета-тестировании — в нём приняли участие 8 тысяч рекламодателей.
«Яндекс.Дзен» обновил интерфейс и алгоритм ранжирования и запустил прямые трансляции
Если вы продвигаете бизнес через «Яндекс.Дзен» — учтите, что механизм попадания в рекомендации для пользователей изменился.
Во-первых, теперь площадка показывает пользователям в первую очередь новые статьи из списка их подписок. И только потом — рекомендуемый на основании интересов контент.
Во-вторых, видео от авторов «Дзена» появится в приложении самого Яндекса. В дальнейшем поисковик обещает уделять больше внимания видеоформату.
В-третьих, площадка сделала редизайн карточек материалов. На них появился счётчик лайков и комментариев, а на видео — число просмотров. Вот как они выглядят теперь.
«Яндекс.Дзен» анонсировал ещё несколько изменений. В блогах и ленте площадки появятся прямые трансляции. Контент «Дзена» будет объединен с «Яндекс.Эфиром».
«Положительные изменения в интерфейсе очевидны. Лента стала информативнее, комфортнее и чище, она заметно посвежела. Многие авторы позитивно отозвались о новшествах. «Дзен» движется к тому, чтобы унифицировать карточки материалов для разных платформ. И это тоже плюс.
Изменения алгоритма помогут каналам сформировать ядро читателей. Новые материалы от любимых авторов будут стимулировать подписчиков переходить на каналы.
Ещё одна тенденция — развитие видео и «тиктокизация» видеоконтента. Это и объединение с «Яндекс.Эфиром», и запуск ленты «ро ли ки» с короткими видео. Последнее должно привлечь блогеров и подписчиков из TikTok. Но что станет с читающей аудиторией? Не потеряется ли она в погоне за трендом?»
Тимур Угулава,
эксперт курса «Digital-стратегия», совладелец группы компаний «Медиасфера»
Яндекс начал продавать «колдунщики»
Поисковые колдунщики — это элементы, которые отвечают на вопрос пользователя прямо на странице поиска. Их ещё называют обогащёнными ответами. Вы наверняка их встречали.
Вот так они выглядят:
В поиске можно встретить «колдунщики» как от Яндекса и его сервисов, так и от сторонних сайтов. По данным поисковой площадки, она выдаёт в результатах обогащённые ответы от 30 тысяч компаний.
«Колдунщики» попадали в новости в связи с делом, которое завела против Яндекса ФАС. Представители крупных компаний обвинили поисковик в том, что он использует интерактивные обогащённые ответы для продвижения собственных сервисов. Накануне очередного заседания Яндекс предложил покупать обогащённые ответы.
Чтобы купить «колдунщик», нужно соблюсти ряд условий. Это достаточное количество данных для корректного отображения ответа и поддержка авторизации и оплаты через инструменты Яндекса: «Яндекс ID» и Yandex Pay.
Одной строкой
Во «ВКонтакте» появился голосовой помощник «Маруся»
Так «ВКонтакте» стал первой соцсетью с голосовым управлением. С помощью «Маруси» можно включить музыку, подкаст, прочитать почту, узнать прогноз погоды и многое другое.
Нейросеть начала писать отзывы о товарах на «Яндекс.Маркете»
Она пишет обобщённый текст по комментариям реальных покупателей — он появляется в самом верху вкладки «отзывы». Пока результаты проверяют сотрудники Яндекса, но некоторые продавцы удивлены творчеством нейросети.
Facebook* отключил сервис Facebook* Analytics
Всю аналитическую информацию можно получить из других сервисов: Facebook* Business Suite, Ads Manager, Events Manager.
В России заработала версия Clubhouse для Android
Как и в случае с iOS-версией, скачать её могут все желающие, а воспользоваться — только те, у кого есть приглашение от друзей.
YouTube сделал страницу с поиском видео по хештегам
Кликнув по любому хештегу в описании к видео, пользователь попадёт на страницу с роликами с этим хештегом, отсортированными по популярности.
В «Яндекс.Директе» появилась новая стратегия «Целевая доля рекламных расходов»
Это усовершенствованная версия стратегии «Оптимизация рентабельности» с упрощёнными настройками — вот её описание на сайте Яндекса.
В «Яндекс.Взгляде» теперь можно тестировать видеокреативы
Инструмент позволяет загрузить одно или несколько видео и в течение одного дня получить отчёт о впечатлениях пользователей; подробно, как это работает, описано здесь.
Viber запустил новые инструменты для управления сообществами
Это статистика, псевдонимы для администраторов и новые возможности форматирования текста.
Facebook* разрешил ограничивать комментирование
Пользователи и публичные страницы теперь могут ограничивать аудиторию, которой разрешено комментировать их посты.
WhatsApp обновил бизнес-API
Расширение функций пригодится тем, кто использует WhatsApp для общения с клиентами: настройка приложения стала быстрее, появились новые опции сообщений и уведомления клиента даже через 24 часа после последнего контакта.
В «Яндекс.Директ» теперь можно загружать квадратные и вертикальные видео
Речь идёт об охватных кампаниях. В Яндексе говорят, что новые форматы помогут привлечь внимание аудитории на разных устройствах. Вот как это выглядит.
В десктопном поиске Google появится реклама Android-приложений
Когда пользователь кликнет по такой рекламе, он попадёт на веб-версию Google.Play.
«Яндекс.Директ» тестирует автоматические названия городов в объявлениях
В некоторые объявления автоматически добавляется название города, где компания продаёт товар или оказывает услугу.