Маркетинг Код
#статьи

Что такое хостинг для сайта и как его выбрать

Любому сайту нужен хостинг. Рассказываем о нюансах для тех, кто впервые решил запустить свой сайт.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Чтобы сайт могли находить пользователи, ему нужен хостинг. Поэтому знания о нём пригодятся каждому, кто работает в диджитале или взаимодействует с IT-системами.

В этом материале Skillbox Media разберёмся:


Что такое хостинг

Хостинг — это услуга по хранению сайта. Она нужна, чтобы пользователи интернета могли посещать его круглосуточно. Компания, которая предоставляет эту услугу, называется хостером, или хостинг-провайдером. Понятие происходит от английского слова host, что значит «хозяин, принимающий гостей».

Любой сайт — это набор текстовых и видеофайлов, изображений, кода, баз данных и прочей информации. Чтобы люди могли увидеть их, сайт должен быть загружен на компьютер со специальным программным обеспечением и круглосуточным доступом в интернет. Такой компьютер называется сервером. У компании-хостера достаточно серверов для обслуживания огромного количества клиентов.

Физически серверы располагаются на специальных стойках в отдельном помещении. Оно называется дата-центром, центром обработки данных (ЦОД) или центром хранения и обработки данных (ЦХОД). В нём обеспечивают бесперебойную подачу электричества за счёт резервных генераторов, связь, обновление оборудования, безопасность. У хостера может быть свой ЦОД. Но чаще он арендует у дата-центра его серверы или место под размещение своих серверов.

Так выглядит дата-центр Google
Фото: пресс-служба Google

Дата-центр может располагаться в любой точке мира. Это важно учитывать при выборе хостинга, если ваш сайт содержит информацию, которую по закону можно хранить только на территории РФ.

Хостинг могут путать с хостом. Это разные понятия. Хост — это устройство, подключённое к сети: например, компьютер, с которого посетили ваш сайт.

Что нужно знать перед размещением сайта на хостинге

Чтобы клиенты могли зайти на сайт, необходим адрес. Его называют доменом или доменным именем. Пример такого адреса — skillbox.ru.

Зарегистрировать домен можно у аккредитованных регистраторов или их партнёров-реселлеров. Список таких регистраторов для зон .RU и .РФ есть на официальном сайте Координационного центра национальных доменов. Многие регистраторы одновременно оказывают услуги хостинга — можно решить все вопросы в одном месте.

Доменное имя должно быть удобным для пользователей, чтобы им было легко его запомнить и заходить на любимые сайты. Компьютеры же обращаются друг к другу по IP-адресам. Это адреса из цифр, разделённых точками. Например: 123.456.78.90.

Домен «размещают» на IP-адресе. Специальная интернет-служба под названием DNS находит соответствия между доменами и IP компьютеров. Так люди и машины находят друг друга в интернете. И пользователи могут найти ваш сайт, лежащий на сервере у хостера. Подробнее о работе DNS можно прочитать здесь.

Последовательность действий для размещения сайта на хостинге будет такой:

  • зарегистрировать домен;
  • заказать хостинг;
  • привязать домен к хостингу;
  • разместить сайт на хостинге.

Какие бывают хостинги и в чём особенности разных видов

Каждому проекту нужен свой набор опций и ресурсов. Под разные задачи можно выбрать один из хостингов: выделенный хостинг, виртуальный хостинг, виртуальный сервер или облачный хостинг. Расскажем обо всех подробнее.

Выделенный хостинг (dedicated server). Вы арендуете у хостера сервер целиком — то есть целый компьютер оказывается у вас в безраздельном пользовании. Вы можете устанавливать любое ПО и выбирать комплектующие. Вся мощность этой машины ваша.

Собственный сервер можно сделать и на базе обычного компьютера. Это потребует специфических знаний и затрат на обеспечение его работоспособности. Такой сервер тоже будет выделенным.

Преимущества выделенного хостинга:

  • высокая производительность — на сервере проект только одного клиента;
  • максимальный контроль — можно выбирать ПО и комплектующие, необходимые именно для вашего проекта.

Недостатки:

  • дорого — стоимость аренды в среднем начинается от 100 долларов в месяц и может превышать 1000 долларов. Чем мощнее сервер, тем выше цена;
  • для поддержки хостинга нужна высокая квалификация и большие затраты.

Виртуальный хостинг (shared hosting). Вид хостинга, когда один физический сервер сдают в одновременное пользование нескольким арендаторам. Арендаторов могут быть десятки и сотни. Специальное программное обеспечение следит за тем, чтобы мощности машины распределялись между клиентами более-менее равномерно, однако это происходит с некоторыми ограничениями.

Преимущества:

  • лёгкий старт и простота управления;
  • низкая стоимость — от 1,5 доллара в месяц.

Недостатки:

  • Ограничены контроль и функциональность. Сервер предоставляют «как есть» и настраивают для всех клиентов одинаково. Нельзя, например, поставить дополнительное ПО или изменить файлы конфигурации.
  • Ограничены объём и скорость передачи данных между пользователями и вашим сайтом.
  • Могут быть проблемы с производительностью. Ресурсы сервера общие, клиенты используют их одновременно. Поэтому ваш сайт может начать виснуть из-за того, что в какой-то момент ему достанется мало оперативной памяти.
  • Общий IP. На виртуальном хостинге под одним IP-адресом могут находиться сотни сайтов. И если одного из «соседей» заблокирует Роскомнадзор, то перестать работать могут и другие.

Виртуальный сервер. На одном физическом сервере запускают изолированные друг от друга процессы, которые имитируют работу самостоятельного компьютера. Виртуальные серверы обозначают аббревиатурами VPS (virtual private server) и VDS (virtual dedicated server). Технические различия между ними есть, но это несущественно для большинства пользователей.

Клиент получает те же привилегии, что и при работе с выделенным сервером. Это и установка необходимой операционной системы, и своё программное обеспечение. Виртуальные серверы не влияют на работу друг друга.

Преимущества:

  • защищённая среда;
  • контроль и возможность тонкой настройки;
  • стоимость ниже, чем у выделенного сервера;
  • скорость работы выше, чем у виртуального хостинга.

Недостатки:

  • дороже виртуального хостинга;
  • для администрирования необходимы знания.
Распределение ресурсов между сайтами на разных типах хостинга
Инфографика: Skillbox Media

Облачный хостинг. Он использует ресурсы нескольких связанных между собой физических и виртуальных серверов, к которым добавлены системы хранения данных. При аренде клиент платит только за фактически используемые ресурсы и может увеличивать или уменьшать их в зависимости от потребностей. Оплата может быть почасовой — это даёт возможность настроить потребление мощностей в дневное и ночное время. Настройки регулируются в автоматическом режиме, что обеспечивает гибкость управления.

Преимущества:

  • стабильность за счёт динамического распределения ресурсов;
  • экономичность;
  • масштабируемость;
  • гибкость.

Недостатки:

  • дороже, чем виртуальный хостинг;
  • меньше прав администрирования.

На что обратить внимание при выборе хостинга

Чтобы выбрать хостинг, нужно оценить свои потребности, подобрать несколько компаний и сравнить их.

Оценка потребностей нужна, чтобы понять, какой тип сервера вам подойдёт. Если вы новичок, у вас простой сайт или лендинг, то есть то, что не требует особых ресурсов для работы, — выбирайте виртуальный хостинг. Если проект предполагает массивные нагрузки и большой ресурс железа, а также нестандартный софт, то стоит обратить внимание на виртуальный сервер.

Облачный хостинг хорош для клиентов, которым критически важна постоянная работа сайта. Например, для интернет-магазинов. Выделенные серверы часто используют крупные компании, которым нужен максимум ресурса сервера. Также на них часто размещают крупные игровые проекты.

Подобрать хостинг можно в поисковой выдаче или на сайтах с рейтингами — например, на hostings.info. По данным этого ресурса, семь лучших хостеров России на январь 2023 года такие:

  • Fornex — на рынке с 2007 года, 110 000 клиентов.
  • Ru-Center — на рынке с 2001 года, 900 000 клиентов.
  • AdminVPS — на рынке с 2012 года, 21 000 клиентов.
  • Timeweb — на рынке с 2006 года, 165 000 клиентов.
  • «Спрингхост» — на рынке с 2005 года, 358 669 клиентов.
  • Beget — на рынке с 2009 года, 200 000 клиентов.
  • Reg.ru — на рынке с 2006 года, 370 0000 клиентов.

Сравнивать хостинги можно по важным для вас параметрам. Чаще всего оценивают:

Скорость. Она определяется двумя параметрами. Первый — быстродействие: сколько времени занимает обработка простого запроса. Второй — пинг, задержка при передаче информации пользователю. Чем меньше эти параметры, тем лучше.

Uptime. Это время без простоев. Показатель выражен в процентах: например, при 95% простои занимают всего 5% времени. Чем больше uptime, тем лучше. В идеале он должен составлять 100%.

Цена. При оценке стоимости нужно учитывать перспективы развития. Хостер может предложить дешёвый начальный тариф, но улучшенный будет дороже, чем у конкурентов. При развитии проекта придётся переплачивать. Поэтому нужно сравнивать стоимость всех тарифов хостеров.

Местоположение хостера. Если ваш сайт русскоязычный, то лучше выбрать хостинг, находящийся в России. Тогда не будет проблем в общении с техподдержкой и сам ресурс будет более стабильным.

Качество работы службы поддержки. Проверить его можно, задав хостеру дополнительные вопросы. Например, спросив, где размещены серверы и как обеспечивают пожарную безопасность в дата-центре.

Эти и другие параметры можно сравнить на сайтах с рейтингами.

Можно сравнить несколько хостеров по важным для вас параметрам
Скриншот: Hostings.Info / Skillbox Media

Хостинг можно сменить в любой момент — перенести сайт от одного хостера к другому. Поэтому можно протестировать одновременно нескольких хостеров на простых проектах, а потом выбрать лучший вариант.

Как заказать услугу хостинга

На сайтах хостеров обычно есть подробные инструкции по заказу и оплате хостинга. Если этой информации нет, это повод задуматься, будет ли вам удобно работать с компанией.

В общем виде заказ хостинга включает три шага:

  • Выбор тарифа. От него зависит количество сайтов, которые вы сможете разместить, объём места на диске, частота процессора, объём выделяемой вам оперативной памяти. Можно использовать бесплатный тестовый период, оплатить услугу на месяц или на год вперёд. Тариф потом можно легко изменить.
  • Выбор CMS — системы управления контентом сайта. Таких систем много, и хостеры предлагают разные решения. Вот базовые рекомендации. Для новостных порталов, блогов, многостраничников выбирают WordPress, Joomla, Drupal, MODX. Для интернет-магазинов подходят OpenCart, InSales, Magneto, «1С-Битрикс».
  • Информация о владельце. Чтобы зарегистрироваться на сайте хостера, нужно указать почту, придумать логин и пароль. Также надо указать ФИО, телефон и паспортные данные. Можно ничего не указывать или использовать несуществующие данные, но лучше этого не делать. Так вы не сможете сменить владельца, восстановить доступ в личный кабинет, вывести средства и использовать отдельные виды оплаты.

Остаётся только разместить сайт и привязать домен. Техподдержка хостинга помогает справиться с техническими сложностями.

В чём особенности бесплатного хостинга

Большинство клиентов пользуются услугой платного хостинга. Это надёжнее и даёт больше возможностей. Но есть и бесплатный хостинг. Он может пригодиться во временных проектах, для обучения или тестирования. В нашей подборке можно узнать, какие есть популярные российские и зарубежные бесплатные хостинги.

У бесплатных хостингов есть особенности и ограничения. Вот что стоит учитывать:

  • Место на диске ограничено. Обычно объёмом в 1 ГБ. Этого хватит на очень скромный сайт. Если добавлять на него информацию, место может скоро закончиться.
  • Строгие требования к размещению сайтов. Некоторые хостеры запрещают размещение на своих серверах, например, сайтов-визиток компаний, платных сервисов, файловых архивов. Список запрещённого может быть гораздо шире. Ещё ваш аккаунт может быть заблокирован и удалён за отсутствие активности, за задержку с загрузкой сайта после регистрации на хостинге. Список условий зависит от хостера.
  • Отсутствие технической поддержки. Обычно её нет либо за неё необходимо доплачивать.
  • На вашем сайте будет сторонняя реклама. В большинстве случаев вам будет запрещено запускать свою рекламу на сайте, так как рекламой занимается хостер. Вы не сможете регулировать её качество, выбирать рекламируемые продукты и место размещения баннеров. Обилие рекламы может раздражать посетителей вашего сайта.
  • Есть риск утечки данных. В договоре могут прописать, что хостер вправе передавать информацию третьим лицам. К ним могут попасть и ваши данные, и данные пользователей сайта.
  • Нестабильная работа серверов. В любой момент и без предупреждения бесплатный сервер может закрыться и перестать работать навсегда, а вы потеряете все свои данные. Многие бесплатные хостинги не могут обеспечить защиту от вредоносного ПО, что также может повлиять на работу вашего сайта.
  • Низкая скорость работы. Клиентов бесплатных хостингов очень много, а мощность серверов ограничена. Поэтому ресурсов часто не хватает на всех.
  • Работа только с доменами третьего уровня. К имени вашего сайта будет присоединено название хостинга, и оно будет выглядеть так: vashsite.haliavaxxxosting.com. Это отталкивает посетителей и может привести к тому, что сайт будет получать меньше трафика из поисковых систем. За лучшие условия нужно будет платить.
  • Сайт может быть закрыт без объяснения причин. Владельцем вашего сайта, если вы размещаетесь бесплатно, является хостер. Поэтому прав у него больше, а обязанностей — меньше.

Главное о хостинге — в шести абзацах

  • Хостинг — это услуга по хранению вашего сайта. Компания, которая предоставляет эту услугу, называется хостером, или хостинг-провайдером.
  • Перед размещением сайта на сервере нужно купить домен. Это «имя» сайта, по которому пользователи смогут находить вас. Домен привязывают к IP сервера.
  • Есть разные виды хостингов: виртуальный, выделенный, облачный, VPS и VDS. Они различаются мощностью и объёмом ресурсов, предоставляемых пользователю.
  • Для выбора хостинга нужно оценить потребности, найти несколько предложений и сравнить их — например, по параметрам скорости, времени бесперебойной работы, цены и другим.
  • Чтобы заказать услугу хостинга, нужно оплатить тариф, выбрать CMS — систему управления контентом — и указать данные о себе. С остальным поможет техподдержка.
  • Можно не покупать хостинг, а использовать бесплатные решения. Но они ограничены в функциях и несут много рисков.

Другие материалы Skillbox Media, которые могут быть вам полезны

Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована