Что такое домен, каким он должен быть и как его зарегистрировать
Домен есть у каждого сайта. Рассказываем о нюансах для тех, кто хочет создать свой сайт.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Домен или доменное имя — это название, которое есть у каждого сайта в интернете: например, у сайта Skillbox это skillbox.ru. Имя оказывает большое влияние на продвижение, поэтому нужно понимать, как оно работает, и уметь его выбирать.
В этом материале Skillbox Media расскажем:
- как доменное имя связано с IP-адресом сайта;
- какие функции выполняет доменное имя;
- что такое уровни домена и сколько их всего;
- как выбрать доменное имя;
- что нужно знать перед покупкой домена;
- что проверить перед регистрацией;
- как зарегистрировать домен.
Как доменное имя связано с IP-адресом сайта
Компьютеры находят друг друга в Сети и обмениваются данными с помощью IP-адресов. IP-адрес — это строка из четырёх чисел (октетов), разделённых точками. В этих числах зашифрована информация о местоположении сервера с файлами сайта.
Каждое доменное имя привязано к IP-адресу. Например, домену skillbox.ru соответствует адрес 178.248.237.96.
Соответствие между доменными именами и IP-адресами устанавливает служба DNS (Domain Name System). Когда вы вводите в браузере доменное имя, серверы DNS автоматически преобразуют его в IP-адрес, и вы попадаете на нужный сайт. Если сайт переносится на другой сервер, его IP-адрес меняется, а домен остаётся прежним.
В Skillbox Media есть статья о том, как устроена DNS.
Домен — это не только имя, но и адрес сайта. Домены были придуманы для того, чтобы сделать работу людей в Сети удобной. Слова запомнить легче, чем набор цифр. Компьютеры же находят друг друга в Сети и обмениваются данными с помощью IP-адресов.
Зачем нужны доменные имена
Доменное имя — это адрес сайта в удобной для пользователя форме. По домену можно зайти на сайт или найти его в поисковой системе. Кроме того, домен:
- Повышает узнаваемость бренда. Правильно подобранное имя производит благоприятное впечатление на посетителя сайта. Чем проще имя, тем выше вероятность того, что в поиск будут вводить именно его. А это увеличит посещаемость сайта.
- Влияет на продвижение сайта. На рейтинг сайта в поисковой выдаче влияют ключевые слова в названии и выбор доменной зоны. Также за время использования домены зарабатывают репутацию в поисковых системах. Поэтому лучше придумать удачное доменное имя сразу, а не менять его в будущем.
- Служит для настройки корпоративной почты. Например: hello@skillbox.ru. Такая почта нужна, чтобы сотрудники переписывались друг с другом и с клиентами, а ещё для email-рассылок.
- Нужен для подключения парковочной страницы. Парковка домена — это резервирование адреса для размещения сайта, который пока не готов. Пользователи видят страницу с краткой информацией о скором запуске ресурса, а нужный домен никто не может занять.
- Служит для переадресации. Её настраивают при смене домена, чтобы не терять посетителей. Когда пользователь вводит старый адрес, браузер автоматически открывает новый сайт.
Уровни доменов: из чего состоит доменное имя
Доменное имя состоит из нескольких частей, разделённых точками. Эти части образуют иерархическую структуру, в которой уровни доменов перечисляются справа налево. Рассмотрим их подробнее.
Домен нулевого уровня
Домен нулевого уровня иначе называется корневым доменом (root domain). Он незаметен для пользователей, но нужен для работы системы DNS. Отмечается точкой, которая не отображается в браузере.
Домен первого уровня
Домены первого уровня называют доменными зонами. Существует два основных их вида.
Национальные домены верхнего уровня (англ. country code Top-Level Domain — ccTLD). Группа доменов, которая определяет принадлежность сайта к определённой стране или территории. Территории России соответствуют домены .ru, .рф, .su; Германии — .de; Великобритании — .uk.
На практике это правило может не соблюдаться. За исключением некоторых зон, где домен могут зарегистрировать только граждане страны или местные организации:
- США (.us);
- Европейский союз (.eu);
- Эстония (.ee);
- Украина (.ua);
- Азербайджан (.az);
- Ирландия (.ie).
Общие домены верхнего уровня (англ. generic Top-Level Domain — gTLD). Домены, определяющие тематику сайта:
- .com — для коммерческих организаций,
- .info — для информационных сайтов,
- .biz — для бизнес-структур,
- .name — для персональных сайтов
- .org — для некоммерческих организаций.
С ростом количества сайтов были введены новые общие домены верхнего уровня (new generic Top-Level Domain — ngTLD):
- хобби и быт — .photography, .gallery, .garden;
- бизнес и финансы — .finance, .money, .business;
- спорт и развлечения — .bike, .fitness, .bar;
- стиль и красота — .style, .best, .fashion;
- профессиональная деятельность — .guru, .expert, .lawyer.
Доменные зоны контролируют две организации. Первая — Корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers — ICANN). Вторая — подчиняющаяся ICANN Администрация адресного интернет-пространства (Internet Assigned Numbers Authority — IANA).
Подробный список доменов первого уровня доступен на сайте IANA. Также списки доступных доменных зон можно найти на сайтах регистраторов доменов.
Домен второго уровня
Домен второго уровня называют основным доменом — это название сайта, придуманное его создателем.
Сочетание основного домена и доменной зоны должно быть уникальным. С точки зрения DNS, skillbox.ru и skillbox.com — это два разных имени. Из-за этого владельцам сайтов рекомендуют регистрировать домен в разных зонах. Такое решение позволяет получить преимущество в поисковой выдаче.
Регистрацией доменов второго уровня занимаются аккредитованные ICANN организации. Они могут регистрировать новые домены или продлевать действие существующих.
Домен третьего уровня
Домен третьего уровня ещё называют поддоменом или субдоменом. Он базируется на домене второго уровня.
В основном домен третьего уровня используется для логичного разделения сайта на части. Они становятся самостоятельными ресурсами и приобретают все свойства отдельного сайта.
Примером может служить сайт wikipedia.org. Его части на разных языках оформлены как субдомены. Есть сайт ru.wikipedia.org для русскоязычной аудитории. Есть сайт en.wikipedia.org — на английском. И так для каждого языка.
Субдомены также используют для оформления форума сайта, отдельных видов услуг или региональных представительств.
Также существуют четвёртые, пятые и последующие уровни доменных имён. Но их редко используют, так как имя сайта становится слишком длинным. Его сложно запомнить и долго набирать.
Как выбрать доменное имя
Доменное имя может состоять из букв, цифр и дефисов. Его пишут строчными буквами, так как система DNS нечувствительна к регистру. Общие правила для доменных имён:
- имя должно быть уникальным;
- длина имени — от 2 до 63 символов. Если имя написано национальными буквами, то считается количество символов Punycode;
- имя не может начинаться и оканчиваться дефисом и содержать два дефиса подряд;
- в имени не должно быть пробелов и нижнего подчёркивания.
Для системы DNS вид домена не имеет значения, так как она воспринимает его как комбинацию букв и цифр. Но для пользователей имя важно, потому что они запоминают его.
Поэтому хорошее доменное имя:
- Короткое. Так его легче написать в поисковой строке.
- Запоминающееся. Если пользователь забудет адрес и начнёт искать его в поисковой системе, он может заинтересоваться ресурсами конкурентов.
- Лёгкое для произношения. Пользователь должен без труда называть доменное имя в устной беседе.
- Без сложных для транслитерации букв и сочетаний. Например, без щ, которая будет выглядеть как shch, и без ф с вариантами ph или f. Также следует избегать визуально сложных для прочтения сочетаний: wowvova, lilit. Или трудных для понимания: avtorzhzhet.
- Совпадает с тематикой сайта. Ключевое слово в имени хорошо с точки зрения SEO (search engine optimization) — оптимизации под поисковые системы.
- Включает в себя название компании или бренда. Это повысит узнаваемость компании и может принести больше трафика — если пользователь будет искать компанию по названию, поисковая система с большой вероятностью покажет ему домен с ним. Если название слишком длинное, то можно использовать аббревиатуры или сокращения.
- Не содержит цифр. Домены с цифрами запоминаются сложнее. Поэтому лучше их не использовать, если цифры не часть бренда.
Что нужно знать перед покупкой домена
Покупка домена — это устоявшееся выражение. На самом деле происходит регистрация домена — аренда выбранного имени на срок от одного года до десяти лет. Аренду можно продлить.
Длительность аренды и порядок продления зависят от выбранной доменной зоны. Например, имена в зонах .ru, .рф, .su можно арендовать максимум на год, а потом ежегодно продлевать. Нужную информацию по каждой доменной зоне можно найти на сайте регистратора доменных имён.
Если аренда домена закончилась, а плата не поступила, в большинстве случаев у владельца есть около месяца на восстановление имени. Когда выйдет и этот срок, домен освободится и вновь станет доступным для приобретения. Сроки и условия зависят от выбранной доменной зоны. Их нужно уточнять на сайте регистратора.
Чтобы владельцы доменов не забывали оплачивать аренду, многие регистраторы предлагают подключить автоплатёж.
Что проверить перед покупкой
Уникальность. Чтобы найти свободное доменное имя, используйте сервис Whois.
Whois (от английского who is — кто есть) — это общедоступная база данных о зарегистрированных доменных именах, IP-адресах и их владельцах. Её работу регулирует ICANN.
Доступ к базе можно получить на сайте любого регистратора доменов или на специализированном ресурсе. Например, на whois.com.
Если выбранный домен оказался занят, с помощью этой службы можно:
- узнать возраст сайта;
- узнать дату истечения срока регистрации домена;
- связаться с владельцем домена;
- найти информацию о регистраторе домена.
Всё это может пригодиться, если вы захотите перекупить домен.
История. Следует помнить, что регистрация домена — это аренда. Если доменное имя перестали оплачивать, то регистратор выставляет его на повторную продажу. У всех регистраторов есть магазин свободных имён. При этом возможно, что на таком домене раньше работал сайт: следовательно, домен имеет историю в памяти поисковиков. И если репутация у него плохая, то раскрутить сайт на этом домене будет сложно.
Для проверки истории интернет-ресурса нужно посетить глобальный веб-архив. В нём хранится история каждого интернет-ресурса. Можно посмотреть, как выглядел сайт раньше, и оценить изменения.
Следует также проверить количество страниц в индексе поисковых систем Google и Яндекс. Для этого нужно в поисковой строке набрать site:имя_домена. Если упоминаний в индексе нет, это значит, что имя давно простаивает либо сайт был под фильтрами — снять их будет сложно.
Тематика. Если покупается готовый домен, важно, чтобы тематика нового сайта совпадала с тематикой предыдущего. У старого домена есть преимущество: он уже имеет репутацию у поисковых систем, поэтому сайт на нём будет легче раскрутить. Но резкое изменение контента повлечёт обнуление репутации, поэтому возраст домена не окажет положительного влияния на продвижение.
Авторское право. Это актуально как для новых доменов, так и для старых. Перед покупкой доменного имени стоит проверить, не содержит ли оно слов или фраз, защищённых авторским правом. Доменным именем может быть словесный товарный знак, права на который зарегистрированы. Владелец вправе через суд потребовать изъять слишком похожие на его домен имена сайтов, а также запросить денежную компенсацию.
Как зарегистрировать домен
Для начала стоит определиться с компанией регистратором доменов. Можно изучить рейтинг этих компаний на специализированных сайтах. Reg.ru — один из самых популярных регистраторов. На его примере рассмотрим процедуру регистрации.
Зарегистрируйте личный кабинет. Введите адрес электронной почты и пройдите капчу.
Введите придуманное вами доменное имя в поле ввода и нажмите «Подобрать».
Если домен окажется занят — об этом сообщит надпись. Если он окажется свободен, вам предложат варианты доменных зон с ценами, а также список похожих на ваше имя премиальных доменов. На этом этапе можно нажать на кнопку настроек и выбрать доменную зону самостоятельно либо согласиться с одним из предложенных вариантов.
После выбора имени добавьте заказ в корзину. Теперь необходимо выбрать срок аренды и дополнительные услуги: SSL-сертификат, переадресацию домена, свидетельство о регистрации или пакет обслуживания «Старт». При желании можно сразу купить хостинг.
Если в профиле вы не указывали личные данные, то вас попросят указать их после нажатия на кнопку «Оплатить». Для физического лица это email, телефон, ФИО и адрес регистрации. Для юрлиц это email, телефон, имя администратора, название организации и почтовый адрес.
Поля можно заполнить любыми подходящими по формату символами. Но без достоверных данных нельзя:
- отстоять своё право на домен, если возникнет спор;
- передать (продать) домен другому лицу;
- перенести домен к другому регистратору.
После регистрации нужно оплатить заказ, и домен будет активирован. Теперь вы администратор домена и несёте ответственность за его использование.
Главное о доменах — в шести абзацах
- Домен, или доменное имя, — это название сайта и его адрес в интернете: skillbox.ru или lumos.art. Оно нужно, чтобы пользователи могли зайти на сайт.
- Доменное имя состоит из нескольких уровней — частей, разделённых точками. Домен первого уровня — доменная зона, второго — имя сайта, третьего — раздел сайта. Четвёртый и последующие уровни используют редко.
- Существуют правила написания доменных имён. В доменах нельзя использовать пробелы и подчёркивания. Хорошо, если домен короткий и легко запоминается.
- Регистрация домена — это аренда выбранного имени на срок от года до десяти лет.
- У доменов может быть «история». Поэтому перед покупкой нужно проверить, какие сайты раньше были на домене и не попал ли сайт под фильтры поисковых систем.
- Зарегистрировать домен можно на сайте аккредитованного регистратора. Для этого надо заполнить личные данные, выбрать доступное имя и оплатить заказ.
Другие материалы Skillbox Media, которые могут быть вам полезны
- Подборка: 6 бесплатных конструкторов сайтов для магазинов, визиток, лендингов
- Что такое интент поискового запроса и как с ним работать
- Разбор факторов ранжирования в «Яндексе» и Google: как они работают
- Что такое показатель отказов на сайте и как его уменьшить
- Что такое триггеры и как их используют в продажах