Чем занимается маркетолог: простыми словами об основных обязанностях
Об анализе, разработке стратегии и её реализации.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
В одной вакансии для маркетолога требуют управлять многомиллионным бюджетом и несколькими отделами, а в другой — выкладывать посты в соцсети, отвечать на комментарии и закупать рекламу у блогеров. Что же из этого — работа маркетолога?
На самом деле и то и то. В этом материале Skillbox Media объясним, почему так происходит, и поговорим о распространённых задачах специалиста.
- Кто такой маркетолог и чем он занимается
- Как маркетологи анализируют рынок
- Как они разрабатывают стратегию
- Как её реализуют
Кто такой маркетолог и чем он занимается
Маркетолог — это специалист, который занимается продвижением бизнеса. Его задача — делать так, чтобы компания зарабатывала больше денег благодаря продажам товаров или услуг.
Маркетологи нужны в разных сферах: в торговле, IT, производстве, оказании услуг. Обязанности маркетолога в компаниях могут выглядеть совершенно по-разному. В одной компании маркетолог может заниматься только контентом и рекламой на внешних площадках, в другой — контролировать десятки маркетинговых каналов, работу отделов маркетинга, продаж, IT.
Вот широкие области, с которыми работают маркетологи:
- анализ целевой аудитории;
- изучение продукта;
- конкурентный анализ;
- создание лендингов и сайтов;
- поисковая оптимизация;
- контекстная и таргетированная реклама;
- реклама в СМИ, на радио и телевидении;
- наружная реклама;
- продвижение в социальных сетях;
- аналитика, в частности веб-аналитика.
Есть задачи, которыми занимаются большинство маркетологов вне зависимости от того, в какой компании и с каким продуктом они работают. К таким задачам относится анализ рынка, разработка стратегии продвижения и её реализация. Ниже мы расскажем о них подробнее.
Курсы Skillbox для тех, кто хочет освоить профессию маркетолога
- «Профессия Интернет-маркетолог» — с нуля изучить профессию и получить широкие компетенции, чтобы претендовать на новую должность.
- «Интернет-маркетолог с нуля» — за полгода практики получить базовые навыки в интернет-маркетинге и заработать на них.
- «Интернет-маркетинг PRO» — глубоко погрузиться в управление маркетингом и командой и получить повышение.
Как маркетологи анализируют рынок
Анализ рынка можно условно разделить на две большие составляющие: анализ целевой аудитории и анализ конкурентов.
Анализ целевой аудитории. Целевая аудитория — группа людей, которые могут быть заинтересованы в товаре или услуге компании. Маркетолог изучает её, чтобы понять потребности, предпочтения и поведение потенциальных клиентов — и сделать рекламу такой, чтобы она была привлекательной для целевой аудитории.
В процессе изучения маркетолог составляет портрет целевой аудитории — описывает потенциальных покупателей. В портретах могут указывать разные параметры аудитории, чаще всего те, что собраны в таблице.
Демографические | Социальные | Географические | Психологические |
---|---|---|---|
Пол. Возраст. Национальность. Семейное положение | Образование. Специальность. Источник и уровень дохода. Религия | Страна. Населённый пункт. Климат | Ценности. Интересы. Образ жизни. Кумиры |
Например, компания продаёт беговые кроссовки. Маркетолог изучает, людям какого возраста и пола нужны кроссовки, на каких площадках в Сети они есть, где они бывают и что любят помимо бега. Допустим, чаще всего кроссовки покупают мужчины 20–40 лет: они профессионально занимаются бегом, заботятся о здоровье, подписаны на паблики блогеров-тренеров и группы о здоровом питании во «ВКонтакте». Узнав это, маркетолог размещает рекламу у блогеров-тренеров во «ВКонтакте» и вешает баннеры рядом с беговыми дорожками, а в рекламе делает упор на комфортный бег.
Обычно внутри целевой аудитории есть несколько сегментов. Маркетолог описывает каждый из них, потому что к каждому сегменту нужен свой подход. Кроме того, маркетолог может изучать косвенную целевую аудиторию: это люди, которые влияют на решения целевой аудитории о покупке. В случае с кроссовками косвенной целевой аудиторией могут быть фитнес-тренеры, ортопеды и спортивные врачи.
Чтобы понять, кто целевая аудитория товара или услуги, маркетолог использует мозговой штурм и специальные инструменты. Например, «Вордстат», «Яндекс Метрику», Google Analytics. Так, в «Вордстате» можно посмотреть поисковые запросы, по которым находят товары, и понять, что важно для аудитории, а в «Яндекс Метрике» и Google Analytics изучить пол, возраст, местоположение, интересы посетителей сайта.
Анализ конкурентов. Маркетолог исследует опыт компаний в той же отрасли, с таким же или похожим продуктом. Это нужно, чтобы понять, какие инструменты и подходы работают эффективно, а какие — нет.
Изучая конкурентов, маркетолог оценивает всё: от уровня цен до того, на каких площадках конкуренты продвигают продукт, какое уникальное торговое предложение используют и как себя позиционируют.
Например, маркетолог может выяснить, что большинство конкурентов запускают рекламу в соцсетях, а не в РСЯ. Это может означать, что в социальных сетях реклама более эффективна. Маркетолог не будет тестировать РСЯ — и сэкономит бюджет.
Для анализа конкурентов есть специальные инструменты, например SimilarWeb, Popsters, JagaJam. В Skillbox Media есть подробный гайд по анализу конкурентов — в нём эта задача разобрана на примере Sony и Nintendo.
Как маркетолог разрабатывает стратегию продвижения
Стратегия продвижения — общий план действий. Его оформляют в виде документа.
В документе обычно описывают всё, что относится к продвижению: положение компании на рынке, её цели, продукты, конкурентов, целевую аудиторию и многое другое. Отдельно описывают, что компания будет делать, чтобы достичь целей, — то есть перечисляют все инструменты и способы, которые будет использовать маркетолог.
Например, если одна из целей — повысить лояльность к бренду, маркетолог может включить в стратегию продвижения запуск бонусных программ и уроков для клиентов, улучшение качества консультаций, создание комьюнити в соцсетях. Также он определит, какие ресурсы для этого нужны, в какие сроки нужно сделать эти задачи, с помощью каких метрик будет отслеживаться их выполнение.
Стратегия продвижения не статична. Маркетолог может её менять, если того требуют обстоятельства. Например, у компании может появиться сильный конкурент, а потребности аудитории могут измениться. Маркетолог должен учитывать это и менять стратегию, исходя из новых условий.
Как маркетолог реализует стратегию продвижения
Когда стратегия продвижения составлена, работа маркетолога заключается в том, чтобы её реализовать и оптимизировать. Вот чем он занимается.
Ставит задачи. Чтобы запустить рекламу, оформить страницу компании в соцсети или провести мероприятие, маркетолог назначает задачи специалистам внутри компании или обращается к подрядчикам — фрилансерам и агентствам. Так, если нужен таргетолог, маркетолог может нанять его самостоятельно или поручить это HR-менеджеру.
В небольших компаниях маркетолог может сам выполнять все задачи: настраивать таргетированную рекламу во «ВКонтакте», заниматься SEO и контролировать работу авторов, которые пишут статьи в блог. В компаниях покрупнее маркетолог тоже может выполнять часть задач сам, но большинство из них он всё же делегирует.
Контролирует результаты. Маркетолог постоянно держит руку на пульсе: следит, чтобы задачи были выполнены в срок, и помогает найти решение, если что-то не получается. Для этого он может, например, ставить задачи в планировщиках задач, запрашивать отчёты, проводить регулярные встречи с командой или подрядчиками.
Анализирует результаты. Маркетолог сравнивает результаты с запланированными показателями — и оценивает, достигнуты ли цели. Если нет — анализирует почему.
Допустим, в стратегию продвижения включили запуск рекламных кампаний на поиске в «Яндексе». По плану реклама должна была приносить переходы на сайт и заявки, но заявок нет. Задача маркетолога — понять, почему так происходит и можно ли исправить ситуацию.
Корректирует стратегию. На основе анализа данных маркетолог меняет стратегию — пересматривает бюджет, отказывается от неэффективных инструментов или, например, меняет позиционирование компании в каком-то канале продвижения.
Например, во время анализа маркетолог заметил, что львиную долю продаж приносит одна площадка, а затраты на другие не окупаются. Он может принять решение не вкладывать бюджет в другие площадки, а оставить одну — эффективную.
Чем занимается маркетолог: главное в 4 пунктах
- Задачи маркетолога в разных компаниях сильно различаются. В одних в его должностные обязанности входит руководство отделом и работа над SEO, контентом, таргетированной и контекстной рекламой, а в других маркетолог может запускать таргетированную рекламу и договариваться о рекламе у блогеров сам. Но есть три общие для всех специалистов задачи.
- Маркетологи анализируют целевую аудиторию и конкурентов. Это нужно, чтобы понять, на что потребители обращают внимание и какие инструменты эффективны.
- Также маркетологи разрабатывают стратегию продвижения. В ней описывают цели компании, аудиторию, конкурентов, продукты, а также то, как бизнес будет достигать поставленных целей.
- Ещё маркетологи реализуют стратегию — ставят задачи команде или подрядчикам и контролируют их либо делают задачи сами, анализируют результаты и корректируют стратегию.
Как узнать больше о работе маркетолога
- В Skillbox Media есть обзор профессии маркетолога. Рассказали в ней, какие специализации есть в этой отрасли и чем занимаются в разных направлениях маркетинга. Также объяснили, какие навыки нужны специалистам и как войти в профессию.
- Чтобы хорошо зарабатывать, маркетологу нужно много навыков. Прочитайте, что изучить, чтобы зарабатывать больше.
- Также в Skillbox Media есть материалы о разных инструментах и каналах трафика. Узнайте, как работают таргетинг, инфлюенс-маркетинг, SEO или прочитайте, какие каналы трафика основные в 2024 году.
- Для тех, кто хочет освоить новую профессию, в Skillbox есть курс «Профессия Интернет-маркетолог». На нём предлагают изучить одну из четырёх специализаций и помогают получить полезные навыки. Пользователи решают задачи брендов с реальным бюджетом на продвижение. Также Skillbox помогает в трудоустройстве.
Другие материалы Skillbox Media для маркетологов
- Гайд по рекламе в Telegram: какой она бывает и как её запустить
- Upsell, cross-sell, downsell: как заработать больше, не привлекая новых клиентов
- Инструкция: как составить бриф для клиента в диджитале
- Как понять, что ваш маркетолог — хороший специалист
- Как работает стадный маркетинг: увеличиваем продажи с помощью социального доказательства