Чат-боты во «ВКонтакте»: зачем нужны и как сделать своего
Разбираемся, что умеют чат-боты, как их настраивать и как сделать чат-бота без программиста.
Кадр: анимационный сериал «Любовь, смерть и роботы»
Компании создают чат-ботов на всех digital-площадках: на сайтах, в мобильных приложениях и даже в социальных сетях. В материале расскажем, как создать чат-бота для своего бизнеса в соцсети «ВКонтакте».
- Что умеют чат-боты во «ВКонтакте»
- Какого делать чат-бота: на конструкторе или самописного
- Как создать своего бота: пошаговая инструкция
- Функции чат-ботов, которые помогут бизнесу
Что умеют чат-боты во «ВКонтакте»
Чат-бот — скрипт, которая имитирует реальный разговор. Бот обрабатывает команды пользователя и отвечает так, как его запрограммировали: например, высылает ответный текст, пак фирменных стикеров или подарочный купон. Чат-боты помогают бизнесу в общении с клиентами: отвечают на типовые вопросы, закрывают сделки и консультируют по обслуживанию уже приобретённых продуктов.
Sales-менеджер сервиса Senler Михаил Катаев приводит список возможностей чат-ботов во «ВКонтакте». Чат-бот:
- знакомит потенциального клиента с компанией и рассказывает о её товарах и услугах;
- отвечает на вопросы клиента. Бот работает 24 на 7 — он обрабатывает и сохраняет лиды, даже когда сотрудники отдыхают;
- «прогревает» вплоть до продажи — с помощью переписки и игровых механик;
- продаёт — без участия «живого» менеджера;
- работает над увеличением LTV клиента — чат-бот может напомнить клиенту о компании спустя заданное время после совершения покупки;
- позволяет анализировать продажи — данные можно выгружать во внешние сервисы, также в чат-ботах может быть внутренняя система аналитики.
В чат-ботах проводят интерактивы с подписчиками — например, конкурсы и викторины. За участие в них можно дарить призы, которые будут ассоциироваться с компанией. Это работает на лояльность к бренду и помогает с продажами: например, можно позволить обменивать заработанные баллы на скидку в магазине.
Обучение в Skillbox
- Курс «Продвижение ВКонтакте» для маркетологов и владельцев малого бизнеса. Поможет сделать эту социальную сеть прибыльным каналом продаж.
- Профессия «Специалист по продвижению ВКонтакте» для тех, кто хочет стартовать в SMM и превратить «ВКонтакте» в стабильный источник дохода.
Чат-бот: на конструкторе или самописный?
С технической точки зрения чат-боты «ВКонтакте» бывают двух видов — самописные и сделанные на специальном конструкторе. Второй вариант гораздо более простой в реализации — он позволяет запустить бота максимально быстро и обойдётся дешевле.
SMM-директор ST Agency Анастасия Вареникова говорит, что функциональности конструктора точно хватит, если бот нужен:
- для автоматической обработки входящих заявок;
- для записи на приём;
- для расчёта стоимости услуг;
- для ответов на частые вопросы;
- для проведения опросов;
- для сегментации клиентов;
- для перевода диалога на менеджера.
Бот в конструкторе даст клиенту всю основную информацию о товаре и даже поможет его оплатить — без помощи человека.
Если возможностей платформ недостаточно, можно обратиться в техподдержку конструктора и спросить, не планируют ли они внедрять нужную функциональность, советует Анастасия Вареникова. Есть сервисы, которые идут навстречу и создают дополнительные функции по запросам клиентов.
Также можно добавить недостающие функции с помощью сторонних сервисов, которые работают через API. Например, так можно настроить автоматическое добавление клиента в CRM в нужную воронку.
Если оба способа не решают задачу, продолжает Анастасия, можно задуматься о разработке собственного чат-бота. Это целесообразно для компаний, которые получают большое число заказов через «ВКонтакте». Такие компании обрабатывают тысячи сообщений ежемесячно и нуждаются в глубокой персонализации чат-ботов.
Приведём пример, когда требуется разработка собственного чат-бота. Допустим, нужно, чтобы чат-бот доставал из CRM-системы информацию о старых заказах клиента, а через какое-то время предлагал повторить их или предлагал похожие товары. Разработка и внедрение такой функции сложны и стоят дорого, поэтому готовых решений платформы пока не предоставляют.
Как создать бота: пошаговая инструкция
Создать бота в конструкторе можно за несколько минут. Посмотрим, как сделать это в конструкторе ботов Senler.
Перейдите на вкладку «Управление сообществом» во «ВКонтакте» и активируйте опцию «Возможности ботов». Важно убедиться, что в сообществе включены сообщения.
После этого зайдите на сайт Senler и нажмите на кнопку «Перейти в кабинет». При регистрации для работы сервиса необходимо подтвердить все права доступа, которые запросит приложение. Потом войдите в раздел «Подключение сообществ» в кабинете сервиса и выберите нужное сообщество для интеграции с ботом. Дайте разрешение на все виды доступа, которые запросит приложение.
Перед началом работы важно ознакомиться с правилами для ботов «ВКонтакте». За их нарушение соцсеть может отключить бота. Вот некоторые из них:
- Запрещено использовать подписку на сообщество, лайки, репосты и подписку на рассылку как обязательное условие работы бота.
- Если бот должен выполнить функцию в будущем, в ответ на вызов команды он должен прислать информацию о том, когда её выполнит.
- Бот должен выполнить обещанное пользователю действие не позднее чем через 24 часа после получения запроса.
Полный список правил можно посмотреть здесь.
Чтобы создать бота в Senler, нужно задать его название и нажать «Сохранить».
После этого вас перенаправят в графический редактор, где работа с ботом будет разделена на блоки.
Каждый блок в чат-боте Senler состоит из трёх основных элементов:
- «Вход» — с его помощью управление передаётся текущему шагу.
- «Выход» — с его помощью управление передаётся следующему шагу сразу после выполнения текущего. В шаге может присутствовать несколько выходов в зависимости от типа блока.
- Счётчик пользователей, которые приступили к выполнению шага или приступали к нему ранее.
Далее поговорим о том, какие функции можно настроить в блоках конструктора.
Функции чат-ботов, которые помогут бизнесу
Сообщения. Переписка позволяет провести покупателя по всей воронке продаж — например, проконсультировать по поводу покупки товара внутри соцсети, а после перевести его на сайт компании. Важно продумать основные сценарии общения с покупателем в чат-боте. Для этого нужно составить список вопросов, которые клиенты часто задают, и оформить их в виде кнопок в меню бота.
Sales-менеджер сервиса Senler Михаил Катаев рекомендует учитывать все возможные варианты поведения человека — по крайней мере, постараться это сделать. Пользователь может не нажать на предлагаемые кнопки, а дать свой ответ или сразу написать вопрос о товаре или услуге. Он может не перейти по ссылке в сообщении, забыть ответить на вопрос либо ответить неверно, а может внезапно потерять интерес на середине воронки или в самом её конце, когда до получения лида остался один шаг.
Всё вышеперечисленное можно и нужно учитывать при создании бота, считает Михаил. Он рекомендует постоянно тестировать скрипты общения, а после изучать коммуникацию бота с клиентом и дорабатывать этапы воронки, на которых клиенты прекращают переписку.
Чтобы бот был похож на «живого» консультанта, стоит воспользоваться конструктором, который использует технологии искусственного интеллекта. Он способен распознавать вопросы и ответы человека и отвечать исходя из контекста. Такая функциональность реализована не во всех конструкторах, но есть, например, в «БотаНет? Будет!».
Геймификация. Эффективный инструмент для развития пользовательской лояльности. Можно создать небольшую викторину и выдавать за участие баллы, которые можно тратить в онлайн-магазине. Или просто подарить пак фирменных стикеров — чтобы бренд запомнили. Одним из самых популярных геймифицированных ботов «ВКонтакте» считается «СберКот». Он учит клиентов «Сбера» финансовой грамотности, а заодно рекламирует продукты банка.
Оплата. Чат-боты могут принимать оплату от клиентов прямо в окне переписки. Эту функцию поддерживают многие конструкторы. Можно подключить платёжную систему банков и сервисов вроде Qiwi или «ЮMoney». В продажах товара может помочь формат карусели — он настраивается не только в сообществе «ВКонтакте», но и в самом чат-боте.
Связка чат-бота с CRM-системой поможет фиксировать контакт с клиентом на любом этапе воронки продаж. Если нет CRM-системы, можно реализовать эту функцию исключительно через бота.
Для этого нужно настроить оповещения от бота менеджерам компании прямо во «ВКонтакте»: бот будет сообщать им о том, что пользователь выполнил нужный шаг. В конструкторах работают и другие полезные связки. Например, в Senler реализована прямая интеграция с «Google Таблицами» и отправка данных подписчика, которые он сообщил боту, на сайт с помощью вебхука.
Коротко: главное о чат-ботах во «ВКонтакте»
- Чат-бот во «ВКонтакте» создают, чтобы улучшить коммуникацию с клиентами, повысить LTV, поддержать лояльность к бренду и увеличить продажи.
- Проще всего создать чат-бота на специальном конструкторе. В таких конструкторах можно писать сценарии для общения с покупателями, демонстрировать товары и настраивать форму оплаты прямо в соцсети.
- Можно создать индивидуальное решение — это нужно, когда не хватает функциональности конструкторов. Например, когда нужна глубокая интеграция с CRM-системой. Но для разработки такого решения понадобится время и деньги на работу программистов.
Как узнать больше
- Если вы занимаетесь продвижением во «ВКонтакте», прочитайте наши гайды: как настроить эффективную рекламу за 60 минут, как работают рассылки во «ВКонтакте», можно ли продвигаться с помощью хештегов.
- Для начинающих специалистов, которые работают во «ВКонтакте», у нас есть введение о том, как делать SMM в этой соцсети. В нём мы рассказываем о контенте, рекламе и инструментах продвижения.
- Чтобы понять, как превратить «ВКонтакте» в эффективный инструмент продаж, приходите на курс Skillbox «Продвижение ВКонтакте». Вы научитесь оформлять сообщество, писать вовлекающие посты и запускать таргетированную рекламу.
- Ещё в Skillbox есть большая программа «Специалист по продвижению ВКонтакте». Подойдёт для тех, кто хочет превратить работу с этой соцсетью в профессию и стартовать в digital.
Что ещё почитать про SMM-инструменты в Skillbox Media
- Как устроена накрутка лайков во «ВКонтакте», чем она опасна и как её сделать — если решитесь
- Всё о рекламе в Telegram: какой она бывает, как выбрать каналы и запустить посевы
- Живые обложки во «ВКонтакте»: инструкция по применению и 22 примера для вдохновения
- Что такое TenChat и как найти там клиентов, сотрудников и партнёров. Отзывы и рекомендации
- Боты в Telegram: какими они бывают, как работают и как сделать своего