Закон Мёрфи: что он означает и следует ли на него ориентироваться
Отнеслись к шуточному закону серьёзно и обсудили его с менеджерами и предпринимателями. Стоит ли защищаться от всех возможных рисков?
Кадр: фильм «Скворец» / Netflix
Вам наверняка встречался человек, который на работе действует так, будто всё вокруг подчинено закону Мёрфи. Девиз таких людей — если не защититься от всех возможных рисков, обязательно случится что-то плохое. Законом может руководствоваться руководитель, системный администратор, проектный менеджер, инженер, бухгалтер… Да кто угодно.
В этом материале рассказываем о законе Мёрфи и о том, есть ли у него научное обоснование. Ещё мы поговорили с опытными руководителями и предпринимателями и выяснили, как они относятся к этой концепции.
- Объясняем простыми словами, что такое закон Мёрфи
- Рассказываем, как закон Мёрфи проверяли учёные
- Разбираемся, как управляют рисками на самом деле
- Изучаем, какие варианты закона Мёрфи существуют
Что такое закон Мёрфи
Закон Мёрфи — это шуточный закон о вероятности возникновения неприятностей. Чаще всего его формулируют следующим образом: «Если что-то может пойти не так, оно пойдёт не так». Есть и расширенная версия закона: «Если что-то может пойти не так, оно пойдёт не так в самое неподходящее время».
Вот как применяют закон Мёрфи те, кто в него верит. Если человек идёт устраиваться на работу мечты, он выходит из дома раньше на 10–15 минут, а не минута в минуту. Он думает, есть вероятность того, что автобус сломается и придётся ждать новый, и это обязательно произойдёт согласно закону Мёрфи.
Другой пример. Человек работает в компании, которая ведёт базу клиентов в CRM-системе. Он считает, что, если не установить антивирус на компьютеры всех, кто работает с базой данных, вирус обязательно проникнет на какой-то из компьютеров и уничтожит базу согласно закону Мёрфи.
«Закон Мёрфи нужно учитывать, но не всегда. Когда планируете проект, нужно проанализировать риски. А управлять нужно только рисками, которые наиболее вероятны и значимы для проекта. От них может напрямую зависеть его устойчивость и дальнейший успех».
Александр Шестаков,
руководитель платформы для линкбилдинга LinksSape
Изначально закон Мёрфи касался не неприятностей вообще, а ошибок, которые могут допустить люди. Его сформулировал американский аэрокосмический инженер Эдвард Алоизиус Мёрфи-младший (Edward Aloysius Murphy Jr.) в период между 1948 и 1949 годами. Мёрфи и его команда на одной из авиабаз ВВС США тестировали реакцию человека на перегрузки.
Датчики, которые должны были фиксировать показатели организма, при первом пробном запуске не сработали. Оказалось, что помощник Мёрфи подключил их неправильно. Разгневанный Мёрфи произнёс фразу: «Если у этого парня есть возможность совершить ошибку, он это сделает». После в команде инженеров фразу сократили до «Если это может произойти, то оно произойдёт» и насмешливо назвали «законом Мёрфи».
«Произнося свою известную фразу, Мёрфи имел в виду человеческий фактор. Поэтому важно уделять внимание именно ему — и, чтобы быть готовым к неприятностям, заранее продумывать сценарии развития событий».
Ирина Пушко,
основатель диджитал-агентства Ads Advice
Полковник Джон Стапп (John Stapp), который руководил испытаниями, первым публично озвучил закон Мёрфи в современном виде. На одной из конференций Стапп сказал, что добиться низкого уровня травматизма смогли благодаря тому, что учитывали закон Мёрфи. По словам полковника, из-за того, что он и команда всегда ожидали неприятностей, они старались предусмотреть все риски. Это делало их более осторожными.
«Учитывать закон Мёрфи нужно, и это очень важно на старте бизнеса. Начинающие бизнесмены часто фокусируются только на развитии, не придавая значения рискам. А нужно всегда задавать вопрос „что нам может помешать?“».
Фёдор Чернов,
руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass
Позже появилось много версий закона Мёрфи. В 1977 году американский писатель Артур Блох выпустил книгу «Полное собрание Законов Мёрфи», в которой собрал разные вариации закона и его следствий. Вот несколько примеров следствий, описанных автором:
- Любое дело на практике будет гораздо сложнее, чем казалось на первый взгляд.
- Из всех возможных неприятностей произойдёт именно та, что принесёт наибольший ущерб.
- Любая работа потребует намного больше времени, чем было запланировано.
- За решением всегда следуют новые проблемы.
Сам Эдвард Мёрфи считал, что закон содержит ключевой принцип оборонительного дизайна, который гласит: «Всегда следует предполагать наихудшие сценарии».
«Бороться с законом Мёрфи бессмысленно. В международной логистике закон Мёрфи проявляет себя так: если у клиента нет жёстких требований к срокам, то товар приходит быстро. Если же товар нужен срочно — например, если у клиента на исходе складские остатки или подходит срок сдачи объекта, — то проблемы начинаются на каждом шагу.
Чаще всего перестраховка не помогает. Невозможно повлиять на погодные условия, из-за которых сдвигают расписание судов, или на запрет на отгрузку контейнеров на определённой станции железной дороги. Риски минимизировать можно, только поставив сроки с запасом и предупредив клиента о возможных задержках».
Максим Дорофеев,
директор и собственник компании «ДОМАКС»
«Самое яркое проявление закона Мёрфи в IT — „синий экран смерти“ во время презентации Windows 98 самим Биллом Гейтсом. Я считаю, что оглядываться на закон Мёрфи и управлять рисками нужно обязательно. Например, можно дублировать процессы, чтобы снизить вероятность отказа системы».
Юрий Гизатуллин,
СЕО IT-компании Tiqum
Есть ли у закона Мёрфи научное обоснование
Закон Мёрфи — это наблюдение, а не научный закон, но к нему пытались подойти научно, применяя методы математики, статистики и даже физики.
Так, почётный профессор математики и старший научный сотрудник Имперского колледжа в Лондоне Дэвид Хэнд обратил внимание на то, что, хотя закон Мёрфи, очевидно, неверен, у людей есть свойство недооценивать вероятность редких событий.
Сотрудник кафедры физики сложных систем Института Вейцмана (Израиль) Атану Чаттерджи подошёл к закону как к научной гипотезе и сделал очевидный вывод: если неприятность может произойти, это не гарантирует того, что она произойдёт.
«Не стоит игнорировать закон Мёрфи, но и не стоит руководствоваться им. Мы с командой реалистично оцениваем вероятность рисков и управляем самыми вероятными. Избыточные меры защиты увеличат издержки, а это может быть непродуктивно».
Илья Самсонов,
операционный директор компании MediaPro
Дэвид Хэнд выпустил книгу «Принцип невероятности» (The Improbability Principle), в которой говорит о том, что события с низкой вероятностью на самом деле происходят постоянно, а закон Мёрфи связан с законом больших чисел.
Закон больших чисел гласит, что при достаточно большой выборке вероятность редкого происшествия велика. Случаи наблюдения закона Мёрфи, когда происходит маловероятная неприятность, лучше запоминаются, поэтому кажется, что закон работает, объяснял Дэвид Хэнд.
Дэвид Хэнд приводил в книге примеры работы закона больших чисел. Кажется, что вероятность того, что человек два раза выиграет в лотерею, очень мала. Но в 1985 году Эвелин Мари Адамс выиграла в лотерею дважды. Лотерей много, и в них участвует много людей. Это достаточно большая выборка, и в ней велика вероятность невероятного, на первый взгляд, происшествия.
«Между оценкой рисков и деятельностью я выбираю деятельность. Когда я начинаю новый проект, рассматриваю наихудший вариант развития событий. И если в худшем сценарии вы остаётесь живы и ничего критического не случается, можно смело начинать. Бывает всякое, но главное — чтобы бесконечная оценка рисков не сковывала вас в работе».
Максим Болонкин,
соучредитель Mushrooms Creative group, CEO коммуникационного агентства Mygribs
Что касается Атану Чаттерджи, то он подошёл к исследованию закона Мёрфи, опираясь на инструментарий физики.
В исследовании Атану Чаттерджи представил закон Мёрфи в виде логической формулы p → q:
- p — первая часть утверждения: «если что-то может пойти не так».
- q — вторая часть утверждения: «тогда это определённо пойдёт не так».
Из этой формулы следует, что p вызывает q — то есть вероятность провала неизбежна. Чтобы проанализировать это утверждение, Атану Чаттерджи предположил, что любой результат может быть достигнут несколькими способами, или траекториями. Также он предположил, что результаты, которые в принципе могут быть получены, должны быть достигнуты по самым «простым» траекториям.
Атану Чаттерджи рассчитал вероятность «правильных» траекторий (хороших событий) и «неправильных» траекторий — неприятностей, которые должны наступить согласно закону Мёрфи.
Он пришёл к выводу, что, если существует конечная вероятность того, что какое-либо событие произойдёт каким-либо образом, существует также конечная вероятность того, что событие может произойти каким-либо другим образом. То есть вероятны разные траектории, а значит, и разные результаты. Поэтому закон Мёрфи, очевидно, неверен.
«Закон Мёрфи — интересная вещь, но учитывать его во всём не стоит. Всех рисков избежать невозможно. Из-за чрезмерного количества проверок и анализа рисков растут операционные издержки, а принятие решений замедляется. Поэтому стоит работать только с важными рисками — составить планы действий для самых вероятных негативных сценариев».
Виктор Лаврентьев,
генеральный директор ООО «Стадия П»
Закон Мёрфи, очевидно, неверен — но как тогда управлять рисками?
Кажется, что закон Мёрфи — простой принцип и если учитывать его, можно защититься от неприятностей. Но, во-первых, закон неверен. Во-вторых, руководствоваться им нецелесообразно: для этого нужно слишком много ресурсов.
Мы попросили опрошенных экспертов — предпринимателей и управленцев — поделиться инструментами для управления рисками.
В общих чертах процесс управления рисками выглядит так: находят риски → анализируют вероятность их возникновения и приоритетность → создают стратегию работы с ними. Но различаются методы анализа рисков — опрошенные нами спикеры рассказали о них подробнее.
«Мы в Unilever ежегодно составляем перечень существующих и возможных рисков. Используя специальную матрицу, оцениваем вероятность наступления и критичность рисков для бизнеса, а также предлагаем способы управления ими.
В результате мы можем найти больше ста рисков. Из них выбираем не больше десяти самых критичных — и топ-менеджеры регулярно мониторят и обсуждают их.
Кроме того, мы используем антикризисный менеджмент. Если что-то произошло, собирается комитет по управлению инцидентами, который состоит из нескольких представителей совета директоров, а также из экспертов подразделений. Вместе они решают, что делать».
Ирина Антюшина,
директор по корпоративным отношениям и устойчивому развитию Unilever
Сооснователь и генеральный директор маркетплейса «Шинсейл» Сергей Оганесян рассказал, что в его команде риски располагают на графике. Значение по оси Y — важность рисков. Значение по оси X — простота проверки рисков и защиты от них. Самому важному и простому уделяют внимание в первую очередь.
Руководитель QA-отдела IT-компании SimbirSoft Ирина Бибик говорит, что предвидеть все угрозы невозможно. Но можно соблюсти баланс между «заложить все риски в проект» и «упустить часть рисков в надежде, что они не реализуются».
«В арсенале QA-специалистов есть метод тестирования на основе рисков. Он основан на определении вероятности и приоритета каждого риска. Приоритет присваивают, исходя из того, насколько риск может повлиять на бизнес-процессы. Самый простой и часто используемый инструмент по работе с рисками — матрица вероятностей. Чуть реже встречаются упрощённые подходы к управлению рисками — PRAM, SST и PRisMa, и совсем редко — формальные методы, например FMEA, QFD, FTA, поскольку они трудоёмки и подходят далеко не для каждого проекта».
Ирина Бибик,
руководитель QA-отдела IT-компании SimbirSoft
Чтобы не допускать ошибок, руководитель проектов в IT-компании SimbirSoft Даниил Евдокимов ещё при планировании ранжирует риски по пяти уровням — от миноров (незначительных) до критических и блокирующих работу. «После оценки рисков я разрабатываю стратегии по их исправлению, определяю, в какой период может возникнуть риск и какое событие может его повлечь. Получается, что каждый риск проработан: я знаю, когда риск может возникнуть и что делать в этом случае», — говорит он.
Наставник руководителей Даниил Изотов говорит, что для него закон Мёрфи раскрывается так: «Подготовишься — с вероятностью в 99% проблема не возникнет. Не подготовишься — с вероятностью 99% возникнет». Он соблюдает баланс: заботится об одной-двух проблемах, которые при возникновении убьют проект, а в других случаях просто придумывает решение на ходу.
Подлость и бутерброд: другие варианты закона Мёрфи
Здесь мы собрали четыре правила, похожих на закон Мёрфи. К управлению рисками правила отношения не имеют — они здесь ради развлечения.
Закон Сода. Этот термин распространён в Великобритании. Закон Сода звучит так же, как и закон Мёрфи, однако его толкование более радикально. Согласно этому закону, всё всегда должно идти не так, по наихудшему сценарию в наихудшее время.
Есть другая форма закона Сода: «Степень неудачи прямо пропорциональна затраченным усилиям и необходимости достижения успеха». Это значит, что чем больше усилий потрачено и чем более важен успех, тем больше шанс, что что-то пойдёт не так.
Закон падающего бутерброда. Есть наблюдение, согласно которому хлеб, намазанный маслом, всегда падает масляной стороной вниз. Этот закон существовал в виде пословицы ещё в XIX веке.
Есть исследование «Падающий бутерброд, закон Мёрфи и фундаментальные постоянные» британского физика Роберта Мэтьюза, который в 1996 году получил за него Шнобелевскую премию. Согласно этому исследованию, хлеб действительно чаще падает маслом вниз — потому что обычно он летит с высоты 0,7–1,83 метра. За время полёта он может повернуться примерно на 180 градусов и поэтому падает маслом вниз.
Законы Чизхолма. Заведующий кафедрой Висконсинского колледжа в Мэдисоне (США) Фрэнсис Чизхолм на основе закона Мёрфи сформулировал три закона, которые объясняют причины неудач и срывов:
- Всё, что может испортиться, портится.
- Когда дела идут хорошо, что-то должно испортиться в ближайшем будущем.
- Люди понимают любое предложение иначе, чем человек, который его вносил.
Закон подлости. Это русскоязычное название закона Мёрфи. Закон подлости гласит, что события будут развиваться неблагоприятным образом в самый неподходящий момент.
Есть и интерпретации закона Мёрфи, принятые в разных отраслях. Например, во флоте есть понятие «адмиральский эффект» — когда нелепые ошибки проявляются именно во время важной проверки начальства.
О законе Мёрфи в 3 пунктах
- Закон Мёрфи — это шуточный закон о вероятности возникновения неприятностей. Чаще всего его формулируют следующим образом: «Всё, что может пойти не так, пойдёт не так». Закон сформулировал американский аэрокосмический инженер Эдвард Алоизиус Мёрфи-младший.
- У закона Мёрфи нет научного обоснования. События могут развиваться по разным траекториям.
- Предприниматели и руководители сходятся во мнении, что нужно помнить о законе Мёрфи, но не стремиться предотвратить все возможные неприятности. Нужно уделять внимание критичным рискам — рискам, которых больше всего влияют на успех.
Как узнать больше об управлении рисками
- Управление рисками — отдельная функция бизнеса. Если вы только начали погружаться в тему, прочитайте перевод лекции Google о рисках в проектном менеджменте и статью о риск-менеджменте.
- Также в Skillbox Media есть материал об управлении бизнесом в ситуации неопределённости. Его подготовил управляющий партнёр «АКР Консалтинг» Илья Рыжков. Он рассказал, как закладывать риски в контракты и как справляться с потерей клиентов.
- Если вы хотите научиться управлять рисками, возможно, вам подойдёт курс Skillbox «Профессия Менеджер проектов». На нём учат определять риски проекта, управлять ими, управлять командой, работать с бюджетом и много чему ещё.
Эти материалы Skillbox Media могут быть вам интересны
- Гайд о нецензурном: помогает ли мат управлять людьми и можно ли материться на работе
- 9 новых технологий, которые пугают нас сильнее всего
- Как подготовиться к доллару по 150? Ответы на 5 стыдных вопросов о валютных сбережениях
- Релокация IT-бизнеса за границу: что нужно знать в 2023 году
- Что такое социальное предпринимательство и как стать социальным предпринимателем