Управление
#статьи

«Высокоспекулятивное нечто»‎: криптовалюты и проблемы с развитием криптобизнеса в России

Рассказываем о нашем бизнес-опыте на криптовалютном рынке, проблемах этого рынка и что с ними делать.

Валерий Свириденко

эксперт

об авторе

Технический директор платёжного сервиса Paykassa и эксперт по криптовалютам. Начинал программистом на С++ в Москве.


Ссылки


В 2017 году мы решили заработать на криптовалютах и создали платёжный агрегатор PayKassa. Тогда мы даже представить не могли, сколько проблем возникает у предпринимателей в этой сфере.

Первые клиенты

Команда PayKassa

До выхода на криптовалютный рынок у нас была своя веб-студия. Дизайн, разработка сайтов и так далее — достаточно стандартный набор. Но и нестандартные задачи мы тоже брали. Особенно от постоянных клиентов. Так получилось и с криптовалютным агрегатором. Клиент попросил — мы сделали.

Он хотел для «галочки»‎, а нам было интересно попробовать себя в этой сфере. Это было ещё до криптовалютного бума, так что агрегатор после разработки отправился в долгий ящик. Вспомнили про него, когда криптовалюта выросла в десятки раз.

За пару месяцев сервис из полузабытого стал одним из основных для компании. Хоть и не сказать, что на первых порах он привлекал достаточно внимания. К моменту запуска у нас уже было много конкурентов: крупные, которые сейчас работают с IT-гигантами вроде Microsoft или Amazon, и мелкие, которым мы бы никогда не доверили свои деньги. Крупные как раз и помогли нам найти своих первых клиентов. Многие из них работали с нами долго и приносили хорошую прибыль, а некоторые работают до сих пор.

Агрегатор Coincap забанил несколько крупных ICO, и те в поисках альтернативы нашли наш сервис. Мы тогда активно продвигали агрегатор через криптофорумы, расширяли количество поддерживаемых монет и развивали сервис. Сейчас нашим сервисом пользуются более 2300 мерчантов, которые знают, что мы ни при каких обстоятельствах их не отключим.

Проблемы с криптовалютой

С первыми клиентами нам сильно повезло. Больше таких подарков от конкурентов не было. Так или иначе нам пришлось придумывать, где и как искать новых клиентов. И чем дольше мы этим занимались, тем больше завидовали фиатным агрегаторам вроде Яндекс.Кассы. Рынок у них гораздо более конкурентный, но они работают с обычными деньгами и поэтому более понятны пользователям. Это их преимущество.

А наш бизнес ассоциируется у людей с чем-то нехорошим и малопонятным.

За словами «экспертов»‎, которые называют биткоины «пузырём»‎ и «средством финансирования мирового терроризма»‎, немногие способны разглядеть выгоду и возможности криптовалют.

Из-за этого и возникает целый ряд проблем: от банального непонимания, что такое криптовалюты и как они работают, до юридических вопросов.

Проблема № 1


В России нет необходимого законодательства

Это самая сложная проблема, и ее решение от нас не зависит.

По мнению главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной криптовалюты — это «высокоспекулятивное, высоковолатильное нечто»‎.

С тех пор, как выстрелили криптовалюты, прошло два года. Одни страны за это время успели легализовать оборот криптовалют, другие запустили или начали разрабатывать национальные криптовалюты. В России законопроект о цифровых активах со скрипом подбирается только ко второму чтению в Госдуме. И многие участники рынка не очень-то и верят, что его принятие
что-то изменит к лучшему.

Впрочем, что не запрещено, то разрешено. И пока уголовной или административной ответственности за приём криптовалюты в России не было. Например, фермерский стартап LavkaLavka принимал оплату биткоином в своих торговых точках. Прокуратура проводила проверку, но никаких нарушений не нашла.

И всё равно большая часть предпринимателей не будет рисковать и привлекать к себе лишнее внимание, работая с криптовалютой. Даже если бы им это было выгодно.

Что делать с проблемой?

Тут остаётся только ждать решения государства, чтобы хотя бы понимать, как будут регулировать криптовалюты. Ну, и продолжать искать клиентов, которые хотят работать с криптовалютой. Таких на самом деле тоже немало. И, как мы уже писали, никто их не преследует. Надеемся, что и после принятия закона это не изменится.

Проблема № 2


В России криптовалюта никому не интересна

Сервис Coinmap показывает места, где можно расплатиться криптовалютой. Здесь видно, насколько крипторынок в России отстаёт от Европы

Эта проблема вытекает из предыдущей. Нет правовой базы — нет интереса к этой сфере со стороны крупного бизнеса. А значит, нет и людей, которые этим интересуются.

Что делать с проблемой?

На криптовалютный сервис не обратят внимания, если про него даже не знают. Криптовалюты никому не будут нужны, если не рассказывать про их преимущества. Эту проблему мы решаем, работая с разными бизнес-изданиями через Pressfeed и рассказывая о том, в чем разбираемся.

Также мы сейчас разрабатываем специальную программу по сбору пожертвований в криптовалюте для помощи благотворительным фондам. Это ещё один шаг, который поможет доказать, что в криптовалютах нет ничего страшного. Во всём мире с ними работают, и у России тут нет особого пути.

Проблема № 3


Запрет на контекстную и таргетинговую рекламу

Как наш СММщик обычно видит объявления

Ещё одна проблема, которой у более традиционного бизнеса никогда бы не возникло. Конечно же, все СММщики и таргетологи сталкиваются с отказами в рекламном кабинете, но у нас процент отказов просто зашкаливает. Причём на всех рекламных площадках.

К криптовалютам относятся насторожённо вообще все. Сфера новая, и чувствуется, что у рекламных площадок пока нет какой-то единой политики на этот счёт. Модераторы в VK могут неделями банить без разбора все наши объявления, а потом вдруг разрешить. У Google запрещена реклама криптовалют и ICO — и модераторы не особо вникают в то, что наш сервис не является ни тем, ни другим. Раз есть слова «биткоин»‎ и «криптовалюта», то надёжнее просто запретить.

Что делать с проблемой?

Точно такое же объявление спустя неделю одобрили

Нам на руку играет время и развитие криптоиндустрии. Еще в 2017-2018 годах на Facebook было невозможно рекламировать наш сервис. А потом Марк Цукерберг объявил о разработке собственной криптовалюты Libra. После этого модераторы, видимо, прозрели и банить рекламу перестали.

Надо понимать, что все объявления смотрят люди. В том же VK отлично работает способ закидывания модераторов однотипными объявлениями.

Например, для запуска рекламы одного конкурса у нас уходит около недели. После сорока отказов объявления с разными настройками, его могут вдруг согласовать. Не исключено, что наши объявления попадаются модератору-криптоэнтузиасту.

За время продвижения агрегатора мы также выяснили, что есть целый ряд стоп-слов, которые лучше не указывать. «Биткоин»‎, «криптовалюта», «эфир» и другие сразу идут под нож. Чаще всего мы их заменяем английскими аббревиатурами BTC, XRP и подобными. Вероятность, что такое объявление пропустят, тут же повышается.

Заключение

Любой бизнес продвигать сложно. Только в нашем случае против нас работает гораздо больше факторов. Но отказываться от работы в России мы не хотим, ведь в какой-то мере мы уже ветераны крипторынка. И точно знаем, что криптовалюты нужны всем.

Криптовалюты — это конкурентное преимущество, которое бизнес может получить прямо сейчас и выиграть на этом в будущем. Рано или поздно они станут массовыми и на российском рынке. И мы хотим быть теми, благодаря кому это произошло.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована