Управление
#истории

«Без высшего образования не стать главбухом, но профессия мне нужна уже сейчас»

Олег трудился в общепите по 13 часов в день и выгорел от постоянного общения. Теперь работает с цифрами по удобному графику.

Иллюстрация: pavljenko / Rossographer / Slade74 / Wikimedia Commons / Michal Mancewicz / Teuku Fadhil / Tommy Kwak / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Олег Миллер

Россия, Ростов-на-Дону


Пройденные курсы


Достижения

Ушёл со стрессовой работы и устроился в сферу своей мечты.


Олег рассказал:

  • насколько важно высшее профильное образование в бухгалтерии;
  • почему бухгалтер должен быть осторожен с информацией из интернета;
  • есть ли в бухучёте место творчеству;
  • почему в графике 5/2 больше плюсов, чем кажется.

От учёта алкоголя до бухучёта: как решиться на смену профессии

— До того как стать бухгалтером, ты работал в общепите. Почему выбрал эту сферу? И что в итоге заставило уйти?

— Вообще, изначально я работал управляющим в салоне красоты. А общепит привлёк перспективой больших и быстрых денег, но я скоро устал от этой гонки. Безумные графики, работа с не всегда адекватными людьми… Моё время мне не принадлежало: я должен был всегда быть на связи, в любое время дня и ночи.

— Поэтому ты и решил уйти в бухгалтерию, где общения с людьми сильно меньше?

— Да. Здесь ты варишься в своём коллективе и коммуницируешь с одними и теми же людьми, а не постоянно контактируешь с новыми. Хотя иногда, конечно, приходится иметь дело с контрагентами и их бухгалтерией…

Бухгалтерия хоть и точная наука, но каждый ведёт свои дела по-разному: что приемлемо для одного, не совсем — для другого. В случае разногласий реагирую спокойно: любая ситуация может быть разрешена, даже самая проблемная.

На работе в общепите
Фото: личный архив Олега Миллера

— А ты соприкасался с бухгалтерским делом до обучения?

— Я всегда тяготел к цифрам: впервые начал вести какой-никакой учёт, ещё работая в сфере красоты. В общепите тоже научился многим вещам — учёту алкогольной продукции, например 🙂

Так сложилось, что, когда я уже понял, что меня тянет к работе бухгалтера, ко мне с просьбой обратилась подруга. Она начала вести свой бизнес, но совсем не разбиралась в учёте и искала человека, который бы вёл для неё хоть какую-то бухгалтерию. Мне нужна была первоначальная практика, так что я согласился.

Начал вникать в азы бухгалтерии, ходить по инстанциям, работать с банками — так всё и закрутилось. Потом мне пришлось переехать из Москвы обратно в родной город, и тогда я твёрдо решил: самое время обучиться любимому делу по-серьёзному.

«Я был загружен настолько, что думал: „А спать когда?“»: как совмещать обучение и две работы

— Как получалось совмещать учёбу на курсе, работу в общепите и помощь подруге?

— Я просто увеличил время своей активности. Этот полезный лайфхак по тайм-менеджменту приобрёл, ещё работая в общепите. То есть намеренно находился в активном состоянии не 12, а 20 часов в день.

Конечно, было тяжело: я работал по 13 часов в день, а потом приходил домой, открывал ноутбук и садился за учёт. Более того, в то время я ещё успевал заниматься танцами — как раз в студии той самой подруги.

Я был загружен настолько, что порой думал: «А спать когда?» Но меня это не напрягало. Если физически вынослив, такие вещи даются проще.

— А что помогало не выгореть при таком бешеном режиме?

— Если я скажу, что я Козерог, это не засчитается за ответ, да? 🙂 На самом деле мне просто было очень интересно. Мотивация была двойной. Приходя в студию в качестве бухгалтера, я к тому же узнавал и что-то новое про танцевальную культуру, которой сильно увлёкся в тот период.

В танцевальной студии
Фото: личный архив Олега Миллера

Ещё меня поддерживало хорошее отношение людей ко мне. Причём так было на всех местах работы. Когда пришёл в сферу красоты — попал в хорошее место, где меня тепло приняли. История повторилась и с рестораном — там меня терпеливо научили всему с нуля. Не стала исключением и бухгалтерия: когда устроился на должность начинающего бухгалтера в родном городе, попал в приятный коллектив к адекватному руководству. Там обучали сотрудников, поэтому работать было комфортно.

Как попасть в бухгалтерию без высшего образования

— Как тебе удалось найти первую работу по новой специальности?

— Я с самого начала решил искать работу помощником бухгалтера, потому что понимал, что с неоконченными курсами никто не возьмёт меня сразу на полноценную должность. Получилось довольно быстро: откликнулся на вакансию и успешно прошёл собеседование — директор и главбух увидели во мне задатки неплохого бухгалтера и взяли.

Курс стал для работодателя гарантом, что я и правда погружаюсь в профессию, учусь, а не просто с бухты-барахты пришёл в бухгалтерию.

Задачи поначалу давали дозированно, за что я очень благодарен руководству. Постепенно ответственность нарастала, иногда со мной даже советовались по поводу важных решений. Хотя, казалось бы, я всего лишь пришёл работать с первичной документацией: получил документы, внёс их в базу, архивировал и готово. Это уже потом у меня появился опыт работы с более сложными вещами: договорами, локальными сметными расчётами…

— Бухгалтер — профессия, которая зачастую требует фундаментального университетского образования. Почему ты не пошёл этим путём, а решил начать с курса?

— Во-первых, университет — это очень долго. Во-вторых, не каждый вуз предлагает онлайн-обучение, что для меня важно. Я люблю учиться, но ненавижу делать это очно.

К тому же многих работодателей не слишком беспокоит твоё образование. Да, есть бюджетные организации, где корочки имеют вес. Но коммерческий сектор к этому вопросу более снисходителен — там важнее, чтобы работа выполнялась чётко и грамотно.

Я понимаю, что рано или поздно мне придётся получить диплом — без этого главным бухгалтером не стать. Но ведь профессия мне нужна уже сейчас.

— А почему коммерческий сектор так снисходителен к этому? Разве не проще взять того, кто не только хорошо делает свою работу, но и имеет диплом?

— Дело в том, что далеко не все дипломированные бухгалтеры соглашаются работать с первичной документацией за скромную зарплату. Первичка несложная, но муторная: надо перебирать и сортировать бумажные документы. Поэтому работодателям позарез нужны специалисты.

Работа с первичной документацией очень важна: сегодня ты сохранил этот документ, а выручит он тебя через четыре года. Придёт контролирующий орган и попросит определённую бумагу… а ты готов! Ведь знаешь, где она лежит.

— Уже удавалось применять полученные на курсе знания в рабочей практике?

— Да, причём те трудности, с которыми я сталкивался на курсе, повторились и на работе. Например, в итоговом задании у меня не сошлась ведомость. Куратор обратил внимание на ошибку, я её исправил, задание приняли. А потом мне надо было сделать точь-в-точь такой же документ на работе, но уже вручную, а не в программе. И я споткнулся на том же месте, что и в дипломе. Пришлось открывать финальную работу и на её основе закрывать отчётный период. Но в итоге всё получилось!

— А к каким ресурсам ещё обращаешься по работе?

— Конечно, «Главбух». Ещё хороший сайт «БухЭксперт8» — там и актуальные планы счетов можно найти, и советы по работе с программами, и семинары, и важную инфу по отчётности. «КонсультантПлюс» — незаменимый источник знаний по законодательству, документообороту и делопроизводству.

Ресурсов много, самое главное — следить за актуальностью информации на них. Бывает, забиваешь запрос в гугл: «Как сделать проводку» — и получаешь ответ: «Корреспондировать такой-то и такой-то счёт». И ты это делаешь, а потом узнаёшь, что это уже неверно, потому что что-то поменялось в законодательстве. Например, раньше была куча проводок с 68-м счётом, а сейчас появился единый налоговый счёт 68.90. В «1С» он уже есть, а на многих сайтах с актуальными планами счетов до сих пор не прописан.

Всегда проверяйте даты на источниках, это важно. Кстати, в этом ещё один большой плюс курса: да, информация из него есть в открытом доступе, но в интернете тебе не скажут, правильно ты делаешь или нет, актуальна информация или устарела.

За барной стойкой
Фото: личный архив Олега Миллера

— Что стало самым неожиданным итогом обучения? Может, ты узнал что-то новое не только о профессии, но и себе, своих способностях и амбициях?

— Самое главное, что уже с первого урока я понял: бухгалтерия — это моё, я на правильном пути. Ещё я выяснил, что могу учиться в любой обстановке и в любое время. Когда я только начинал обучение, я отрабатывал последние смены в качестве бармена и слушал уроки с телефона, стоя за барной стойкой в час ночи!

Потом, часа в два-три, приезжал домой и начинал делать практические задания. И мне было комфортно: я запомнил всё из того, что изучил тогда. Как говорится, было бы желание!

Когда мне говорят: «У меня нет на это времени», я всегда отвечаю: «Получается, у тебя нет времени на себя? Это же тебе нужно, а не кому-то».

«Как бухгалтер ты постоянно чему-то учишься»: творчество, риски и другие особенности профессии

— Ты начинал как помощник по первичной документации, а теперь уже работаешь бухгалтером. Как оцениваешь свой рост и путь, чем гордишься?

— Сейчас я активно прокачиваю навыки — в том числе благодаря руководству, которое указывает мне на ошибки и просит переделать, если что. Это помогает расти и мотивирует ходить на работу по утрам. А когда работа нравится, у тебя всё будет в ней получаться, как ни крути.

Пока я работаю на новой должности всего три месяца, так что о достижениях лучше поговорить попозже, когда закончится первый отчётный период 🙂

Главное — что я требую от себя большего и хочу большего. Не так, что я что-то узнал и сижу довольный: «Научился — и хватит». Нет, мне недостаточно. И профессия бухгалтера такова, что ты постоянно узнаёшь что-то новое, ведь законодательство всё время меняется и ты должен оставаться в курсе всех изменений в нормативных документах и актах.

— Тем более цена ошибки бухгалтера довольно высокая… Попадал ли ты уже в рискованные с точки зрения закона ситуации? Если да, как выходил?

— Слава Богу, пока не попадал и надеюсь, что и не попаду. Если ты как специалист доводишь процесс до таких ситуаций, значит, в твоей работе есть серьёзные ошибки.

Хотя, соглашусь, иногда что-то может произойти и не по твоей вине. Например, однажды счета студии танцев моей подруги, чью бухгалтерию я вёл, заблокировали. Всё потому, что студия находится в Московской области, где недавно начала действовать упрощённая система налогообложения. То есть по закону пользующиеся этой системой не должны подавать налоговую декларацию за отчётный период, но нам всё равно пришло требование это сделать, а также уведомление о блокировке счёта.

Почему так случилось? Да просто новую систему тогда ещё не до конца обкатали. Вот мне и пришлось часами висеть на телефоне с разными инстанциями: ведь подступало время платить аренду, а у нас все счета заблокированы… В какой-то момент я буквально ехал стоя в переполненном автобусе с ноутбуком в руке, потому что надо было срочно решить вопрос. Ну ничего, решил 🙂

— В бухгалтерии есть типовые штуки, вроде проводок. А бывают ситуации, где можно включить фантазию и покреативить?

— Любая организация, в зависимости от её типа, работает по-своему: у каждой свои внутренние регламенты, а у контролирующих органов, соответственно, — разные требования.

Случается, например, что бюджетная организация обращается за услугой к коммерческой. А бюджетники НДС не платят и не отчитываются за него, в отличие от коммерции. И вот тогда встаёт вопрос документации: отчётность нужно сдавать компаниям и непонятно, кто под кого должен подстраиваться.

В такие моменты как раз и надо включать креативность, чтобы выкрутиться из ситуации, не нарушая при этом нормативов. Но это скорее исключения, типовых ситуаций больше — и это хорошо. Есть определённый регламент, и если ты его чётко придерживаешься, то у тебя всё чётко.

— В общепите у тебя было очень мало свободного времени. Сейчас его стало больше. Как тратишь?

— На обучение и на себя. Все очень ругают график 5/2, будто бы это «как на заводе». Но на самом деле это здорово! Я наконец живу в нормальном и стабильном режиме и очень это ценю после опыта общепита. Ложусь спать не поздно, встаю рано сам, без будильника. Это для меня ново и удивительно, ведь раньше меня и пушкой было не разбудить с утра.

Ни капли не жалею, что решился и сменил сферу. В финансовой стороне вопроса я, конечно, немножко потерял (всё же общепит — это лёгкие деньги), зато теперь зарабатываю на жизнь полезными и качественными знаниями.

— К сфере мечты ты уже подступился. Что дальше?

— В первую очередь хочу добиться высот в выбранной области: сначала стать главным бухгалтером, а потом вырасти до финансового директора. Для этого подумываю о дистанционном получении высшего образования. И конечно, продолжаю учиться и вкладываться в себя и развитие своих навыков.

Делаю презентации и получаю 220 000 рублей в месяц
На рынке полно клиентов, готовых платить за слайды, которые убеждают заключать сделки на миллионы рублей. Можно работать удалённо на себя или в штате компании. Как это делать, показываем на курсе «Мастер презентаций».
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована