Управление
#истории

«Не буду заниматься тем, что мне не нравится, сколько бы денег это ни приносило»

Наталия 15 лет проработала в банке, но решила заняться тем, что её действительно вдохновляет. Теперь она продюсер в онлайн-школе «Фоксфорд».

olyasnow для skillbox

Наталия Малышева

Россия, г. Москва


Возраст

39 лет


Пройденные курсы


Достижения

Стала продюсером в онлайн-школе «Фоксфорд», где развивает новые направления.



В интервью Наталия рассказала:


От банка и сети фитнес-центров к работе продюсера в онлайн-образовании

— Ты 15 лет работала в банке. Как отреагировали окружающие, когда ты ушла? Кто-то поддержал?

— Только самые близкие люди. Коллеги вообще не понимали: у тебя всё есть, что ещё надо? Плюс я же не просто ушла из банка. Я ушла делать бизнес. Чтобы запустить его, я продала квартиру — для многих друзей и знакомых это был шок. Но я не особо завишу от социального одобрения и полагаюсь в первую очередь на себя.

— А в банк как попала?

— Я училась на филфаке и планировала работать учителем русского языка или журналистом, но в итоге поняла, что мне ближе нечто более приземлённое, связанное с бизнесом. В банк пришла на подработку, когда увидела вакансию стажёра. В итоге меня взяли на должность секретаря-референта — это первая ступень карьерной лестницы в любой корпорации. Увольнялась уже будучи заместителем регионального директора по Приволжскому федеральному округу.

— Что за бизнес у тебя был?

— Я с нуля построила небольшую сеть фитнес-центров в Нижнем Новгороде, которая существовала около двух лет, до кризиса 2014-го. Потом я решила вернуться в банк к знакомому делу с понятными финансовыми перспективами — но уже в Москву. Чуть больше года проработала в головном офисе и убедилась, что эта тема окончательно себя исчерпала.

Поняла, что хочу заниматься чем-то более полезным для человечества, как бы высокопарно это ни звучало.

Наталия в период её работы в банке

— А почему потом выбрала именно онлайн-образование?

— Когда я второй раз уволилась из банка, знала, что больше не буду заниматься тем, что мне не нравится, каких бы денег и стабильности это ни приносило.

Я начала прислушиваться к себе, анализировать предыдущий опыт в поисках того, что меня воодушевит. В то время как раз набирала популярность тема онлайн-образования, стали появляться разные акселераторы. Мне хотелось разобраться в теме, потому что, на мой взгляд, это направление достаточно благородное. Может быть, дело в том, что я из педагогической династии.

Постепенно я начала узнавать об онлайн-образовании больше и примерять на себя разные роли. Быть преподавателем — не моё. Не знаю, чему я могу научить людей, и публичность мне не нравится. В современной интерпретации продюсер оказался мне ближе всего: ты строишь проект с нуля, ищешь эксперта, просчитываешь экономику, упаковываешь продукт, продумываешь маркетинг — это то, что мне нравилось делать в моём бизнесе.

Продюсирование онлайн-курсов и вездесущий SMM

— Почему Skillbox?

— Несколько лет назад не было онлайн-школ, которые учили бы продюсированию. Кроме ACCEL, но мне не нравился их подход: это инфобизнес в чистом виде. Я ждала чего-то серьёзного от крупных игроков, которые уже зарекомендовали себя на рынке, — и дождалась от Skillbox. Они заявили, что запускают курс «Продюсер онлайн-курсов» летом 2018 года, и я сразу же записалась на него.

Лелеяла мечту, что сейчас всему научусь и пойду рвать рынок.

— Судя по иронии в голосе, быстро окончить курс не удалось. Так?

— Мы пришли на курс в надежде быстро всему научиться: он стартовал в сентябре 2018 года — к началу 2019-го хотелось выпуститься. Но Skillbox только сделали первые модули, а следующие подгружались долго. Те, кто был в первых рядах, перегорели. Стало понятно, что нужно чем-то заниматься, зарабатывать деньги. Тогда я создала SMM-агентство, стала разбираться в этой теме.

— У тебя было и SMM-агентство?

— Оно и сейчас есть: три-четыре фрилансера под моим крылом — мы ведём несколько московских ресторанов.

— Разве ресторанный SMM не чувствовал себя грустно на карантине?

— Да. Было очень грустно. Когда всё это случилось, у многих клиентов даже не было денег, чтобы нанять специалистов и сделать сайт для доставки. Я работала практически бесплатно: разбиралась в «Тильде», училась настраивать интернет-магазин. Помогала бизнесам выжить в этой сложной ситуации, поэтому многие остались со мной и продолжают работать. Это приносит некоторый дополнительный доход.

— Ты так легко об этом говоришь. Насколько реально без опыта разбираться в новых сферах, запускать агентства, развивать команды?

— Со своим бизнесом я прошла крутую школу. Как собственнику, мне приходилось разбираться во всём. Тогда я поняла, насколько важен маркетинг, как выстраивать продажи, как правильно упаковывать продукт. Отсюда появилась необходимость постоянно учиться и находиться в контексте, хотя я и в банке не давала себе заскучать.

Однажды мне предложили уехать на год во Владивосток, чтобы развивать там филиал, и я сразу же согласилась. Наверное, дело в моём типе личности ― мне важно постоянно выходить за пределы зоны комфорта.

— Несмотря на паузу, твоё обучение в Skillbox продолжилось. Что подтолкнуло к тому, чтобы вернуться?

— Я не удалялась из групповых чатов и следила за тем, что происходит. В какой-то момент у нас сменился куратор, появился Димитриан Иваненко. Чтобы всех расшевелить, он устроил челлендж: предложил объединиться в команды и под его руководством запустить полноценный проект за 60 дней. Собрались несколько человек, с которыми мне удалось хорошо сработаться и создать за этот срок интенсив по мессенджер-маркетингу, пройдя всю цепочку полноценного запуска: поиск экспертов, контент, ленд на «Тильде», оплата. Это был очень полезный опыт. Даже чат-бота для этого мероприятия своими руками собрала. :)

— Продолжаешь общаться с ребятами, с которыми делала проект?

— Да, буквально только что созванивались. Конечно, сейчас общаемся не так плотно, как во время работы над интенсивом: у всех свои дела. Две девушки из нашей группы, Динара и Полина, вместе записывают подкаст. Остальные пошли каждый по своей стезе. Динару, которая была нашим тимлидом, я периодически привлекаю на небольшие проекты онлайн-школы «Фоксфорд».

Рабочее место продюсера в онлайн-образовании

Ждали 250 учеников, а пришли 2500

— В онлайн-школе «Фоксфорд» ты работаешь уже около полугода. Проект по запуску интенсива в Skillbox как-то помог тебе попасть в команду?

— Нет, но я упоминала о нём в сопроводительном письме. Челлендж Skillbox помог возродить понимание, что я хочу работать в онлайн-образовании. После этого я стала смотреть в сторону собственных или совместных проектов со студентами с потока. Думала, мы запустим что-нибудь небольшое и дальше будем двигаться в этом направлении.

А потом попала на страницу «Нетологии» с информацией о том, что они ищут бизнес-лидеров, чтобы создавать внутри компании новые направления. Это было то, что мне нужно: можно запустить свой проект под крылом большой компании с хорошим опытом и пониманием рынка. Я подходила под их требования: у меня был предпринимательский опыт, поэтому я написала сопроводительное письмо, обновила резюме и отправила.

— И они передали твоё резюме в «Фоксфорд»?

— Через две недели из «Нетологии» мне ответили, что хотели бы пообщаться. Был ряд вакансий — в том числе продюсера в «Фоксфорде» (это проект «Нетологии-групп»). Я прошла несколько собеседований с тестовыми заданиями, и мне сделали оффер. Было неожиданно — я ведь не собиралась возвращаться в наём и работать в большой корпорации, но взвесила все за и против и подумала — почему бы нет? Я согласилась и с октября работаю продюсером в «Фоксфорде». Думаю, если бы я увидела эту вакансию на hh.ru и решила устроиться, меня бы не взяли — всё-таки опыта в образовании на тот момент у меня было мало.

Я легко и ненавязчиво, в ритме вальса, попала сразу к операционному директору и директору по маркетингу — общалась не на уровне рекрутеров.

— Что входит в твои обязанности?

— В «Фоксфорде» я работаю продюсером в школьном направлении, к которому раньше не имела никакого отношения. Отвечаю за начальные классы, детей 7–10 лет. С точки зрения бизнес-процесса и бизнес-модели особых отличий между детским и взрослым образованием нет. Разница есть в подаче материала и методической обработке. Но для этого у нас существует методический отдел, который готовит контент для маленьких детей. Как продюсер я только организую этот процесс: запускаю продукты, просчитываю юнит-экономику, строю финмодель, проверяю, провожу кастдевы с родителями.

Моя главная задача сейчас — прокачаться. Работать в EdTech-компании дорогого стоит: ты начинаешь пропитываться её атмосферой, говорить на другом языке, прокачиваешь продюсерские скиллы и скиллы продакта. Каждый день здесь я учусь чему-то новому, расту как профессионал.

— Можешь поделиться, как в 2020 году выросло количество учеников в «Фоксфорде»? Как изменилась в пандемию компания, которая и до этого работала онлайн?

— До 2020 года в «Фоксфорде» не было начальной школы, только средняя и старшая. Во время пандемии спрос на онлайн-образование вырос, случился значительный наплыв учеников. Даже учеников 5–11-х классов, хотя это направление существовало давно.

Начальную школу запустили как MVP в сентябре 2020 года, все думали, что к нам придут максимум 250 учеников и можно будет создать небольшие классы, чтобы попробовать, посмотреть. Но с начала года пришло намного больше ребят, чем мы планировали, — и сейчас в началке у нас 2 500 учеников!

— Впечатляет. Как считаешь, лучше делать уроки с детьми, или пусть учатся сами?

— В самом начале ребёнку нужно, чтобы ему помогал взрослый. У детей ресурс силы воли ещё меньше, чем у нас, поэтому их надо поддерживать. Наш опыт показывает, что интересные уроки и преподаватели, увлечённые своим делом, мотивируют ребёнка, — в отличие от обычной школы, где его заставляют физически высиживать сорок минут.

В онлайн-образовании важно предусмотреть этот момент и делать более интересные занятия. Уроки в «Фоксфорде» в принципе гораздо короче и концентрированнее. В то же время мы школа и обязаны соблюдать определённые требования: ФГОС, СанПиНы. Например, мы используем распечатки, чтобы ребёнок во время занятия не всё время смотрел в экран, физкультминутки, гимнастику для глаз.

Главное — научиться учиться

— Многие говорят, что обучение проходит продуктивнее, когда человек более осознанно к нему подходит. С этой точки зрения технологические тренды в образовании — решают?

— Сейчас всё по-другому. Я завидую молодым людям и школьникам, потому что у них больше возможностей. Я выросла в небольшом селе: ни художественной, ни музыкальной школы — а хотелось всё попробовать. «Драмкружок, кружок по фото, а ещё мне петь охота» — это про меня.

Если бы можно было в детстве учиться перед ноутбуком у лучших преподавателей… Но увы.

Что касается универа, сейчас я вообще не понимаю, на что потратила пять лет жизни. Ты сидишь, пишешь лекции, стараясь успеть за преподом, рука отваливается, а потом перед экзаменом стараешься их перечитать и загрузить в кратковременный кеш. На подсознательном уровне я понимаю, что всё было не зря — заложен фундамент: умение работать с большими объёмами информации, быстро читать, выделять смыслы и так далее, но если говорить о конкретных знаниях, их осталось очень немного. Ну как мне поможет сейчас старославянский язык, который мы учили на филфаке два года?

На онлайн-курсы ты идёшь, чтобы получить какой-то навык или профессию. Не уверена, что это можно сравнивать.

— Научный журналист Ася Казанцева считает онлайн-образование ужасным из-за низкой вовлечённости. Например, в традиционном образовании есть факторы, которые усиливают способность к обучению, — та же дорога между универом и домом, которая повышает эффективность запоминания. Что думаешь?

— Я считаю, сейчас людей нужно в первую очередь учить тому, как учиться. Иначе, сколько бы курсов ты ни накупил, толку точно не будет. Что мешает посмотреть урок и пойти погулять? Процессы запоминания и повторения, о которых говорит Ася Казанцева, можно выстроить, и это история про самоорганизацию — то же самое, что и с удалённой работой. У одних всё получается легко и просто, другим не хватает силы воли, чтобы выстроить рабочий день. Ведь сила воли — это тоже ресурс, который имеет свойство исчерпываться.

— Немного о планах на будущее. Если свой проект, то о чём?

— Тоже образование. Пока не могу сказать точно, потому что просто не знаю. Но однозначно хотелось бы выйти на глобальный рынок и, возможно, через какое-то время уехать в другую страну. Например, в Португалии есть возможность получить стартап-визу и запустить проект с помощью их акселератора. Кстати, Россия находится не на последнем месте в EdTech. Нам есть куда стремиться относительно других стран, например Америки, но даже в Европе онлайн-образование развивается не так быстро.

— Ты уже столько перепробовала в жизни. Не боишься, что закончится запал и на онлайн-образование?

— Возможно, и это нормально. Я не буду изводить себя за это. Уверена, что к себе нужно прислушиваться. Я не планирую жёстко жизнь на несколько лет вперёд, просто намечаю ориентиры, на которые стоит опираться. Последний год показал, что всё в любой момент может измениться. Если это произойдёт, я не буду рвать на себе волосы и расстраиваться. К тому же перипетии, через которые мне пришлось пройти, прокачали мою интуицию и эмоциональный интеллект — я стала гораздо спокойнее относиться к проблемам и неожиданным изменениям.

Сейчас я более чётко понимаю, чего мне хочется, что нравится и куда двигаться.

Выступление Наталии в онлайн-школе «Фоксфорд»

Блиц

— Какой навык нужно прокачивать школьникам?

— Критическое мышление. Его не хватает многим взрослым, а детям его нужно развивать с самого начала. И то, что мы с тобой обсуждали, — умение учиться. Не говорю уже о скорочтении и мнемотехнике, без таких навыков вообще тяжело.

— Что посоветуешь тем, кто тоже собирается кардинально изменить жизнь?

— Не стала бы призывать никого бросать работу и начинать с нуля, как я. Тут нельзя что-то посоветовать, потому что у каждого своя ситуация. Наверное, если бы у меня были другие обстоятельства, семья и дети, я бы тоже не делала настолько резких движений. Главное, сейчас у многих есть возможность пробовать заниматься тем, что нравится. Например, хобби, которое не хватает смелости сделать своим бизнесом. Можно пробовать и прощупывать почву, работая на обычной работе.

— Как объясняешь старшему поколению, чем ты занимаешься?

— Как-то приходится, они же интересуются. Недавно объясняла маме, что тороплюсь на тренинг по кастдеву, примерно так: «Нужно проводить интервью, узнавать потребности и боли наших потенциальных клиентов» ;)

— Какие у тебя ещё были челленджи, кроме интенсива Skillbox?

— Наверное, самый безумный — челлендж по горячей йоге. Надо было в течение тридцати дней каждый день ходить на полуторачасовые тренировки в помещении, где 40 градусов.

— Как пройдёт остаток твоего дня после интервью?

— У меня есть час до следующей встречи: разберу оставшиеся задачи по маркетингу, набросаю план по контекстной рекламе, проверю референсы по продукту, которые мне прислали. Потом созвон с продуктологом. Ещё нужно сделать анкету для одного исследования, а потом пойду гулять с собакой. Вечером почитаю книгу, потренируюсь, приму горячий душ и лягу спать.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована