Управление
#истории

«Нам важно принимать детей такими, какие они есть»: как открыть школу и не сойти с ума

Ради своего сына Мария завершила успешную карьеру в логистике и открыла семейную школу. Наконец она счастлива, ведь чувствует, что делает важное дело.

Иллюстрация: Imgorthand / Itock / Jack Redgate / Idriss Meliani / Pexels / Annie для Skillbox Media

Мария Лузина

Россия, Электросталь


возраст

40 лет



Достижения

Уволилась со стабильной работы и открыла семейную школу. Сейчас в ней учится более 70 детей.


ссылки


Мария рассказала:


«Коллеги не хотели ничего менять, а я мечтала внедрять новое»

— Вы когда-нибудь предполагали, что однажды будете руководить собственной школой?

— Никогда! Я ведь даже не близка к педагогике — по образованию технарь. Окончила технический вуз, долго работала логистом, участвовала во внедрении управленческой системы в большой компании. Кстати, именно там я научилась грамотному взаимодействию с людьми и поняла, что все мы очень разные.

— И тем не менее после рождения сына вы ушли из логистики. Почему?

— Мне всё время казалось, что в моей работе мало смысла. Хотя со всеми задачами я успешно справлялась, ощущения их значимости для мира, людей вокруг не чувствовала. Я мечтала внедрить нечто принципиально новое, инновационное, но сталкивалась с консерватизмом коллег. В конце концов мне это так надоело, что я решила уйти.

— Не страшно было оставлять сферу, в которой уже достигли результатов и заработали репутацию, и уходить в никуда?

— У меня есть убеждение, что всегда можно вернуться туда, откуда ушёл. Знания и опыт ведь не пропадают. Я и сейчас не навешиваю на себя ярлык «работа в образовании на всю жизнь». Одно знаю точно: в тот момент кардинальные перемены были самым удачным решением — у меня наконец появился смысл.

Мария и ученики её школы
Фото: личный архив Марии Лузиной

«Семейная школа — сообщество активных родителей», или Прощание с тоскливым вайбом общего образования

— Как у вас родилась идея открыть собственную школу?

— Интересно, что нередко семейные школы открывают родители, которые сами прошли через трудности в детстве: либо их травили, либо не ценили по достоинству, либо им просто скучно преподавали. У меня не так: я ходила в обычную общеобразовательную школу, всё было отлично.

Вот только когда отправила уже своего сына в государственный садик, сполна прочувствовала весь тоскливый вайб общего образования: группы по 30 детей, усреднённые требования, нет стимулирования детской инициативы и самостоятельности… Стало грустно и неуютно, и я решила, что для школы нам нужен другой путь.

В 2017 году мой ребёнок впервые отправился в первый класс в местную семейную школу, но там меня не устроил уровень организации. Я предлагала идеи, но их не слышали, игнорировали. Тогда я решилась на создание собственной школы, по своим правилам — так и родился «БУМ-класс».

В этом году моей школе, «БУМ-классу», уже пять лет. Сейчас в ней учится семьдесят учеников. А ведь когда мы начинали, их было всего трое.

— А что вообще такое семейная школа? Чем она отличается от государственных и частных?

— Основное отличие — в степени родительской вовлечённости. Семейная школа — это сообщество активных родителей. Обычно это те, кого в общеобразовательном учреждении не устроил подход к детям или качество обучения. Они собираются вместе и создают обучающую среду для своих детей: формируют класс, находят педагогов, отлаживают процессы. Как правило, инициатива начинается с одного класса, а потом может перерасти в целую школу.

У семейных школ также есть юридические особенности: они работают без государственной лицензии и не могут аттестовать учеников. Пока для нас это не проблема: мы, наоборот, не хотим загонять себя в рамки, ведь создаём альтернативу существующим образовательным формам.

И конечно, семейную школу отличает особая атмосфера дружелюбия и семейности. Не зря же мы так называемся 🙂

Ученики школы «БУМ-класс» ставят спектакль
Фото: личный архив Марии Лузиной

— Но семейная школа и домашняя — это же разные вещи?

— Конечно! В рамках домашней школы родитель сам обучает своего ребёнка на дому. Без школьного пространства, возможности организовать мероприятия и приглашать педагогов.

— Какова главная идея или ценность вашей школы, которая отличает её от остальных?

— Наши идеи и ценности мы заложили в название, скрыв в аббревиатуре. «БУМ» — «Быть, уметь, мыслить». В этих трёх словах заложено наше видение того, какой для наших детей должна быть современная школа.

Быть — значит быть собой, проявляться. Нам важно принимать детей такими, какие они есть, позволять им быть собой. А ещё «быть» — это о том, чтобы всегда оставаться в контакте со всеми участниками образовательного процесса: одноклассниками, учителями, родителями. Внедрять практики ненасильственного общения, развивать умение решать конфликты.

Уметь — это про навыки: что ребёнок умеет и чему хочет научиться. Мы учим ребят проявлять инициативу: они организуют мероприятия, запускают проекты. Понимать себя, свои интересы, уметь работать с ними, а не просто делать «что сказали» — это ключевой навык XXI века.

Мыслить — это про умение размышлять, тщательно анализировать собственные действия, окружающий мир. Этот пункт мы взяли из программы развивающего обучения Эльконина — Давыдова, которая строится на деятельностном подходе. Эта система существует уже много лет, жаль, что педагоги нашей страны так редко её применяют. Ведь всё-таки основная задача школы — не вбить в ребёнка знания, а научить его мыслить.

— Вы по профессии далеки от педагогики. Как получали базовые и расширенные знания?

— Я много времени провожу в сообществах, посвящённых семейному образованию. Например, в сообществе образованцев Григория Тарасевича — это проект, выросший из мастерской «Образование» на «Летней школе». Именно там я впервые услышала о ценностях, которые затем легли в основу «БУМ-класса».

А ещё я работала в команде фестиваля свободного образования «Я живу — я учусь» в 2018 и 2019 годах. Там мы делали трёхдневную образовательную программу: лекции, мастер-классы, рабочие группы и практикумы для взрослых, игровые мастерские в тематических зонах для детей. Формировали рабочие инструменты создания образовательной среды в семье.

«Открыть школу — это сложно, дорого, но невероятно важно»

— Насколько сложно открыть школу без опыта и специальных знаний?

— Ох, в первые три года мне было очень непросто. Я вручную управляла всеми процессами и задачами, была как мама-многорук из мемов: занималась договорами, логистикой, расписанием, помещением, обедами. И только в последние два года удалось грамотно распределить обязанности внутри команды: у меня наконец появилось свободное время, которое я могу потратить на стратегию и планирование.

Семейная школа — это очень дорого. Как в плане денег (бизнес окупается долго), так и в плане времени (с нуля необходимо погружаться во все аспекты образования). Мне кажется, семейная школа во многом похожа на НКО: сложно, дорого, но невероятно важно.

Урок в начальной школе «БУМ-класса»
Фото: личный архив Марии Лузиной

— Каков порядок действий при создании школы? Как было у вас?

— Первый шаг — формулировка идеологии и ценностей, их мы уже обсудили. Многие пренебрегают этим пунктом, но на самом деле он самый важный. Нужно задать себе вопрос: «Зачем я это делаю?» Ответ станет для вас долгосрочной мотивацией и будет поддерживать вас и вашу команду в трудные моменты, когда всё пойдёт наперекосяк. А такое обязательно случится 🙂

Затем, конечно, поиск помещения. Мы хотели снизить затраты на аренду, поэтому нашли заброшенное здание, арендовали его и постепенно сами отремонтировали и достроили. Вероятно, в длительной перспективе это невыгодно, ведь потребует ещё больше затрат, поэтому я бы советовала сразу подыскать здание с коммуникациями и отделкой.

И наконец, поиск педагогов и их обучение. Я часто бываю на образовательных мероприятиях и завожу там знакомства, поэтому довольно легко нашла нужных людей — тех, кто разделяет ценности семейного образования. Можно сказать, мне повезло, ведь в целом в Электростали таких людей не так много 🙂

— Вы пришли учиться в Skillbox, когда «БУМ-класс» уже был открыт и активно развивался. Что полезного узнали?

— Я проходила курс два раза. В первый раз многое из услышанного показалось мне красивым и правильным, но скорее применимым к частным школам, чем к моей, семейной. В тот раз мне было важно в целом ознакомиться с теорией, понять, что мы движемся в правильном направлении. Год спустя мы начали думать об изменениях, стратегии развития, расширении — вот тут-то я и вернулась к лекциям. Как здорово, что они доступны бессрочно! Сейчас мне интересно изучать проектирование среды. При открытии школы мы исходили из возможностей и планировки уже имеющегося помещения, сейчас же я более внимательно подхожу к вопросу внутренней архитектуры, хочу создать комфортное пространство для детей и взрослых.

Ещё я активно пересматриваю блок про системы оценивания и их критерии. На самом деле это краеугольный камень современного образования: нужны ли вообще оценки и если да, то в какой системе? Есть 5-балльные, 10-балльные и 100-балльные системы — выбрать непросто. В этом вопросе интересно изучать опыт зарубежных школ и передовых российских, например Европейской гимназии.

— Какие у вашей школы планы на будущее?

— Во-первых, мы планируем открыть франшизу и развивать сеть. Хочется, чтобы больше родителей по всей России узнали об альтернативах традиционным образовательным формам. В этом на самом деле кроется большая проблема: люди недовольны системой государственного образования, но даже не представляют, что ей можно что-то противопоставить!

Во-вторых, хочется развивать свой город. Электросталь — прекрасное место, но здесь не хватает активного местного сообщества. Отчасти сейчас оно формируется вокруг новых образовательных инициатив, в том числе «БУМ-класса», но довольно медленно. Надеюсь, в будущем темп возрастёт.

Фото: личный архив Марии Лузиной

— Сейчас обстановка в России становится всё более консервативной, ощущается тренд на патриотическое воспитание. Как вы думаете, как это скажется на семейных школах?

— Я думаю, в ближайшее время всё больше семей начнут искать альтернативу государственному образованию — и в семейных школах тоже. Уже сейчас к нам приходят родители, которых не устраивают тенденции в общеобразовательных учреждениях. Дальше эта потребность будет только укрепляться.

С другой стороны, возможно, в скором времени и государство примет свои меры — например, введёт новые правила и принудит любое учреждение к обязательному лицензированию. Тогда открыть семейную школу будет уже не так просто — эти риски стоит учитывать.

Как открыть семейную школу: памятка от Марии Лузиной

Как не надоКак надо
Создать семейную школу просто потому, что в вашем районе нет альтернативПродумать и сформулировать ценности: это поможет вам удержаться на плаву в момент кризиса
Брать в соорганизаторы любые семьи, лишь бы они были платёжеспособны. Помните — с каждой из этих семей вам придётся взаимодействовать постоянноПроводить встречи с семьями-кандидатами, обсуждать их ценности и возможности
Назначать низкую стоимость обучения с формулировкой «лишь бы люди к нам пришли»Рассчитать реальные расходы и определить стоимость обучения, исходя из них. Планировать устойчивую финансовую модель
Брать повышенные обязательства, а потом выгорать и выходить из проектаКаждому члену команды — заботиться о себе, создавать здоровьесберегающую среду и планировать время на отдых
Делать всё в одиночкуРазрабатывать стратегию с привлечением специалистов по сложным вопросам — юристов, финансистов

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Научитесь: Управление современной школой Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована