Управление
#истории

«Чтобы сделать крутое креативное пространство, нужно быть специалистом вообще во всём»

Есет придумал первый бизнес в 16 лет, а в 18 открыл креативное пространство. Сейчас он планирует новый творческий кластер и два молодёжных фестиваля.

Фото: личный архив Есета Панкратова

Есет Панкратов

Казахстан, Актобе



Есет рассказал:


«Не за зарплату, а за идею». Про первое творческое пространство и AnimeCon

— Есет, в 19 лет ты уже имеешь опыт организации фестивалей и управления двумя креативными пространствами. Расскажи, с чего всё начиналось.

— Я живу в Казахстане, в обычном провинциальном промышленном городе Актобе. Он довольно большой по меркам Казахстана — четвёртый по размеру в стране, но если сравнивать его с городами мира, то он ничем не выделяется. Я всегда интересовался урбанистикой, смотрел Варламова, Максима Каца и сам хотел сделать что-то полезное для города.

А ещё я следил за всеми мероприятиями, проводившимися в Актобе. Я был подписан в Instagram* на девушку, которая занималась урбанистическими проектами у нас в городе. Она однажды написала, что хочет создать креативное пространство, в котором можно проводить интересные мероприятия для жителей города, и набирает группу, которая ей поможет. Правда, не за зарплату, а за идею. Я заинтересовался и вступил в команду.

Сначала мы всё делали за свои деньги: сняли помещение за 500 долларов, пробовали найти бюджет на дальнейшее развитие. В частности, я пытался провести благотворительный фестиваль, который помог бы нам собрать деньги на улучшение пространства, но это не увенчалось успехом: на фестиваль пришло от силы сорок человек.

Мы тогда ещё не совсем представляли, что такое креативное пространство, — даже не использовали такого понятия, просто хотели сделать уютное место, в которое могут приходить жители Актобе, чтобы проводить там время. Мы очень горели этой идеей.

— Где же вы в итоге нашли средства?

— Когда мы поняли, что на собственных вложениях долго не сможем, подали заявку на получение гранта в Фонд Сороса. Прописали план проекта на год, основные цели, продумали стратегию и то, как будем сохранять устойчивость проекта. В итоге заявку приняли — и нам выделили грант в 15 тысяч долларов. Это было прекрасно! На тот момент я уже пару месяцев ничего не зарабатывал, а только вкладывался.

Мы назвали своё пространство Kvartiraspace. Сделали кофейню, место для мероприятий, магазины. Открылись, к нам стали приходить люди. К сожалению, я недолго проработал в команде. Всё это время я был одним из руководителей проекта, хотя пришёл туда как помощник. Это уже сейчас я понимаю, что управлял командой неправильно. Многие ребята были старше меня, с опытом, а я говорил с ними свысока, так, словно они младше меня. Всё-таки так нельзя. В целом в команде было много разногласий, ссор, интерес к проекту у многих падал, и в итоге из тридцати участников проекта осталось человек семь. Через два месяца после получения гранта из-за разногласий я тоже ушёл.

Пространство Kvartiraspace
Фото: личный архив Есета Панкратова

— Наверное, тяжело покидать проект, который уже поставлен на рельсы, да ещё и после успеха с грантом?

— Да, но у меня всегда много энергии и идей. К тому же благодаря проекту у меня появились связи. Например, мы подружились с резидентом Kvartiraspace, у которого был магазин комиксов, и с ним мы решили провести фестиваль аниме. Договорились с владельцем местного торгового центра, он нам разрешил организовать фестиваль на одном из этажей ТЦ. Так благодаря нам в Казахстане прошёл первый AnimeCon.

После этого владелец сам предложил нам площадь в тысячу квадратных метров и сказал, что мы можем создать здесь новое творческое пространство. Конечно, мы сразу взялись за разработку концепции.

«Хорошее место получается, когда ты уделяешь внимание деталям»

— А когда и зачем ты решил пойти на курс Skillbox?

— На самом деле это было не только моим решением, но и решением всей команды. Никто не знал, как правильно делать креативное пространство, и хотя бы кому-то из нас необходимо было поучиться. Курс проходил полностью только я, но при этом все ребята из команды — и даже наш владелец и инвестор по совместительству — смотрели все лекции.

— Как именно курс помог тебе в создании нового креативного пространства?

— Благодаря лекциям я не только узнал много нового не только об организации и управлении, но и смог в целом развить свой кругозор. Креативное пространство же не только про то, что будет внутри. Хорошее место получается тогда, когда ты уделяешь внимание деталям. Банальный пример: если я вижу, что в помещении стеклопакеты, то, скорее всего, там не очень уютно, потому что его владельцы не позаботились о качественных материалах, а выбрали самое дешёвое. Наверняка и со всеми остальными составляющими там так же.

Но как ты узнаешь, какие материалы хорошие, а какие нет? Чтобы сделать крутое пространство, недостаточно просто знать о том, как им управлять. Нужно параллельно заглядывать в другие сферы, изучать их.

Ну и, конечно, благодаря курсу мы вместе со всей командой поняли, как организовывать мероприятия так, чтобы не перерабатывать до изнеможения, но при этом делать их прибыльными, полезными и структурированными.

— А что для тебя оказалось самым сложным на курсе?

— Актобе город сероватый — тут ничего нет, а нам надо было искать референсы из других кластеров, ориентироваться на уже известные креативные пространства. Для этого нужно либо ехать в другие города, либо полагаться только на картинки из интернета. Я никуда не смог съездить, потому что всё довольно далеко, так что приходилось ограничиваться фотографиями. Это усложняло процесс.

— Но в итоге вы всё-таки открыли новое креативное пространство?

— Да, и назвали его «Мост». Мы устроили в пространстве лекторий, кофейню, коворкинг, разные магазины. Правда, всё шло медленно, мы не очень много зарабатывали. Инвестор хотел денег, а у нас не получалось. В конце концов разногласия с инвестором стали критическими. Я ушёл и оттуда.

— Получается, тебе уже второй раз пришлось покинуть свой же проект…

— Да, это, конечно, не самое приятное чувство: я высоко поднялся и тут же упал. Честно говоря, я не очень доволен, что тогда не довёл дело до конца. Но надо было идти вперёд. Я уверен, что опыт и знания, которые я получил, ещё понадобятся мне, даже если я больше никогда не буду управлять креативным пространством.

В конце концов, это круто — мне же всего 19 лет, а я уже успел привлечь инвестиции, побыть управленцем, да ещё и в таком большом проекте! Я горжусь этим.

Откуда корни: о школьном бизнесе и любви к предпринимательству

— Кстати, о возрасте. Ты всегда был настолько деятельным?

— Я ещё в школе пытался организовать свои бизнес-проекты. Например, когда мне было 16, я нашёл дома парочку завалявшихся принтеров и компьютер и решил создать свою типографию. Сначала сам выполнял все заказы, а потом стал нанимать людей и только контролировал процесс. Потом мне стало скучно, и я бросил это.

До этого мы с другом придумали такой способ заработка: мы договаривались с клиентами, которым нужно раздавать листовки, после этого находили самих промоутеров, направляли их на нужное место и брали себе комиссию за посредничество. Этим я занимался одно лето, но к осени бросил, чтобы уделять внимание учёбе.

— А тебе никогда не хотелось заняться обычными подростковыми вещами — например, помечтать о собственной музыкальной группе?..

Я ещё в 13 лет решил, что буду бизнесменом. Просто мой отец предприниматель, и благодаря ему я начал погружаться в основы бизнеса с 12 лет. Так что предпринимательство у меня в крови. Мне всё это очень интересно, и я не могу вообразить без этого свою жизнь, кем бы я себя ни представлял — от музыканта и художника до рабочего на заводе.

Мне интересны многие сферы, но везде я хочу быть тем, кто управляет процессом. Конечно, мог бы просто обучиться и устроиться в какую-то компанию, но это не мой путь. Мой путь — предпринимательство.

— Ты несколько раз начинал проекты с нуля. Откуда у тебя уверенность в том, что ты делаешь?

— Я не могу назвать себя очень уверенным в себе. Я тоже много сомневаюсь, а друзьям часто жалуюсь, что у меня ничего не получается. Но у меня много целей, и я должен что-то делать, чтобы они исполнились. Кто, если не я? Мне 19 лет, я пока ещё не учусь в вузе. И если всё-таки решу учиться, то точно уеду из Казахстана.

А ещё, кстати, мне помогает зависть. Когда я вижу, как люди добиваются высот, я думаю: «Блин, я тоже так хочу», — и пытаюсь стать лучше, работать усиленнее.

— Наверняка, как и многие люди, ты сталкиваешься с прокрастинацией, выгоранием. Поделись лайфхаками — как с ними борешься?

— Если я начинаю сомневаться в том, что делаю, то я себя останавливаю и задаюсь вопросами: «А чего именно я хочу? Какова моя цель? Для чего мне это нужно?» Это касается и учёбы, и работы, потому что для меня это одинаково важные вещи. И как только я разберусь в себе, желание работать возвращается.

А если мне просто нужно сконцентрироваться, то я предпочитаю уйти в какое-нибудь тихое место, где нет никаких посторонних звуков, и работать там.

— Какие у тебя планы?

— Сейчас я организовываю два фестиваля. Один — летний музыкальный фестиваль за городом, а другой — новый AnimeCon. Ещё у меня есть незакрытый гештальт: я руководил уже двумя креативными пространствами, и оба пришлось покинуть до того момента, как они стали успешными. Поэтому хочу попробовать ещё раз, но уже не в родном городе, не в Актобе.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Курс

Управление креативными пространствами

Узнаете, как разработать концепцию, привлечь инвестиции, реализовать и сделать прибыльным любой проект: от коворкинга и event-площадки до кофейни и барбершопа. Поймёте, как создавать современные городские пространства из пустующей недвижимости, торговых и бизнес-центров, чтобы зарабатывать на этом.

Узнать про курс
Управление креативными пространствами Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована