Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Управление
#истории

«Я стала своим собственным музыкальным менеджером»: история Елены

Елена прошла обучение, чтобы вырасти как артист. Теперь она не только развивает своё творчество, но и помогает другим.

Фото: личный архив Елены Титовой

Елена Титова

Россия, Москва


Пройденные курсы


Достижения

Совершенствуется как рэп-исполнительница, освоила музыкальный менеджмент и начала работать с другими артистами как продюсер.


ссылки


Елена рассказала:

  • почему музыкальный менеджмент и продюсирование — это почти одно и то же;
  • как дипломная работа помогла ей выстроить стратегию творческого развития;
  • в чем преимущества блогинга для музыкантов;
  • как музыкальный менеджмент помогает ей вести соцсети;
  • какие тренды в онлайн-продвижении артистов есть сейчас;
  • как она видит своё развитие в музыкальном менеджменте.

От увлечения рэпом до музыкального менеджмента: как превратить хобби в профессию

— Сейчас ты артист и музыкальный менеджер. А когда произошло твоё первое соприкосновение с музыкой?

— В ранней юности. Началось с рэпа — когда мне было 18–20, этот жанр набирал популярность и сразу меня зацепил. Я поняла, что это моё, но на тот момент не видела себя в роли артиста.

Тогда я училась на журфаке РГГУ, и у меня появился не только слушательский, но и профессиональный интерес к музыке. Я даже хотела стать музыкальным продюсером и написать диплом по этой теме, но всё сложилось иначе: я начала писать журналистские статьи не про музыку, а про ресторанный рынок.

Тем не менее я хорошо запомнила тот момент, когда впервые задумалась о музыке не только как о хобби, но и как о профессии.

— В какой момент ты поняла, что хочешь вернуться к музыке? Что тебя подтолкнуло?

— Это произошло постепенно. На тот момент я уже работала продюсером на радио, была знакома с музыкантами и видела, как устроена их работа изнутри. Некоторые коллеги были одновременно и ведущими, и артистами. Я ими восхищалась, но не видела себя на их месте.

Потом я прошла курс для блогеров. Во время занятий много говорили о том, как важно проявляться и раскрывать свои творческие способности. Я вспомнила, что вообще-то с 14–15 лет пишу стихи, но никогда их не публиковала и не осмеливалась называть себя поэтессой. Я не видела в этом реальной возможности для развития. Казалось, что настоящие тексты написаны для кого-то и приносят явную пользу, а поэзия — это так, игра.

И тут меня осенило: мой любимый рэп — это тоже поэзия. Я могу читать свои стихи со сцены, и это не только самовыражение, но и потенциальная профессия.

Елена на сцене
Фото: личный архив Елены Титовой

— Ты поняла, что можешь сама писать рэп. Почему решила обучиться музыкальному менеджменту, а не сонграйтингу?

— На самом деле я учусь и сонграйтингу — это основное направление моей деятельности. А менеджмент решилась освоить, потому что это мне ближе и понятнее — я много лет проработала продюсером. В моём представлении музыкальный менеджмент и продюсирование — это почти одно и то же. Под словом «продюсер» в этом контексте я не понимаю человека, который сидит где-то в офисе и только инвестирует ради прибыли. Это специалист, который своими руками и умом создает продукт, управляет процессами, принимает творческие и организационные решения. То есть он выполняет менеджерские задачи.

К тому же все музыканты разные. Да, основная задача артиста — исполнять музыку и выступать. Но есть и множество дополнительных задач: кто-то больше склоняется к сонграйтингу, кто-то — к саунд-дизайну, а я — к продюсированию и менеджменту. Это то, в чём я сильна.

«Я хотела понять, как лучше построить свою карьеру как артиста»: зачем продюсеру учиться на музыкального менеджера

— Кстати, как ты получила свой первый продюсерский опыт?

— Это был долгий путь. Сначала я писала о ресторанном бизнесе. Эта работа не была связана с музыкой напрямую, но благодаря ей я познакомилась с огромным количеством творческих людей и загорелась идеей работать в креативной сфере.

После защиты диплома я пошла работать на телеканал «Культура», где впервые профессионально соприкоснулась с музыкой — правда, классической. А потом попала на радио «Маяк», где проработала семь лет.

Именно там я получила первый настоящий опыт взаимодействия с музыкантами — от классических до авангардных, от начинающих до маститых. Появилась возможность не только наблюдать за их творчеством, но и узнавать от них больше о внутренней кухне индустрии.

— У тебя уже был опыт работы с артистами. Почему ты решила пройти обучение, если могла бы построить карьеру в музыке и без него?

— Я пришла на курс, чтобы понять, как лучше выстроить свою карьеру как артиста: с чего начать, как собрать команду. То есть сейчас я стала своим собственным менеджером, а курс помог мне с этим.

Даже дипломную работу я сделала для себя — расписала стратегический план своей музыкальной карьеры.

Кстати, я до сих пор регулярно к нему обращаюсь, когда нужно отправлять письма лейблам или менеджерам. Диплом стал основой для многих рабочих презентаций.

Там у меня обозначены цели на 2025–2027 годы, подробно описана целевая аудитория, темы и ценности, которые я транслирую в творчестве, и то, над какими навыками хочу работать.

Одна из важнейших частей касается философии и ценностей меня как артиста. Раньше, когда я писала тексты бессистемно, были сомнения: передаю ли я в них именно то, что хочу? После того как я прописала свою философию, мне стало проще принимать творческие решения — и по стилю, и по содержанию, и по отбору треков для релиза. А ещё я включила в диплом план релизов, идеи будущих треков и SMM-стратегию.

Нововведение от меня — блок по финансам. Он не был предусмотрен в итоговой работе, так как программа ориентирована скорее на менеджеров, которые работают на лейблах, где есть отдельные специалисты по финансам. Я же полностью прописала план своего финансового развития как артиста и менеджера.

В итоге получилась многофункциональная работа, которая и сегодня остается для меня ориентиром.

— Ты упомянула про план релизов. Получается ему следовать?

— Да. Я начала выпускать треки ещё до обучения, а сейчас готовлю к выпуску EP. Есть несколько моментов, которые нужно доделать и согласовать, но летом он точно должен выйти.

В итоге получилось, что я частично сама себе менеджер. Я выбираю, что хочу делать самостоятельно, а что — с помощью других специалистов. Например, я нанимала менеджера для написания пресс-релиза. Хотя у меня два профильных образования, связанных с текстами (журналистское и переводческое), я хотела получить взгляд на своё творчество со стороны. Чтобы человек послушал мою музыку, дал на неё фидбек и выразил свои впечатления в тексте. Потом мы использовали этот пресс-релиз для питчингов.

Я рассматривала сотрудничество с лейблами, но пока решила выпускать музыку через дистрибьюторов сама.

Сложно объяснить, почему. Просто почувствовала, что так будет правильнее. При этом я открыта к сотрудничеству с менеджерами и лейблами в будущем!

«Моя задача — найти баланс между развитием и возможностями артиста»: как продвигать музыкантов в соцсетях

— Когда у тебя впервые появилась возможность продвигать уже не себя, а других артистов?

— У меня хороший опыт в SMM: я вела аккаунт онлайн-магазина аксессуаров и подарков, состояла в мастермайнде по ведению соцсетей, где были преимущественно люди творческих профессий. Мы обменивались знаниями и помогали друг другу расти. Своими наработками я делилась и с друзьями-музыкантами: мы фотографировали друг друга для соцсетей и делились идеями по развитию блога. Всё получалось органично.

Первого и пока единственного коммерческого клиента-музыканта я нашла на HeadHunter. Я откликнулась на вакансию SMM-специалиста в команду артиста и изначально была настроена на работу с контентом для соцсетей. Но артист, опираясь на мой стаж в продюсировании, предложил мне попробовать выполнять обязанности менеджера.

Кстати, моё резюме контент-менеджера оказалось очень востребованным на HeadHunter не только среди артистов. Поэтому я думаю, что в будущем хотела бы развиваться именно на стыке продюсирования и контент-менеджмента.

— А какие стратегии продвижения артистов в соцсетях ты считаешь наиболее эффективными?

— Мне нравится тенденция «сращивания» ролей артиста и блогера. Основная зона для демонстрации профессионализма исполнителей — это, конечно, музыка, но они могут перенять у блогеров подходы к саморепрезентации и благодаря этому повышать свою узнаваемость. Личный бренд всегда вызывает интерес и может привлечь дополнительное внимание к музыке.

А ещё для музыканта, как и для любого другого человека, блог — это дополнительный канал заработка. Можно договариваться о коллаборациях с брендами, делать рекламу. Конечно, это не всем близко, и есть артисты, которые принципиально занимаются только музыкой. Но именно в этой плоскости, как мне кажется, скрыто множество перспектив.

— Насколько сейчас возможно артисту заявить о себе, если он вообще не заинтересован в блогинге?

— Всё зависит от человека. Есть артисты с настолько сильным музыкальным скиллом, что они способны привлечь внимание аудитории исключительно своими песнями. Их могут не знать в лицо, но их треки звучат повсюду и попадают в топ-чарты.

Но большинство артистов всё же строит продвижение через личный бренд. И внутри этой стратегии могут быть разные подходы. Кто-то предпочитает быть максимально открытым: делится повседневностью, показывает процесс звукозаписи, рассказывает про свои эмоции во время концертов. Это артисты, для которых постоянная связь с аудиторией — органичная часть жизни.

Есть другой подход — выкладывать контент редко, но метко. Такие артисты могут надолго пропадать из соцсетей, а потом возвращаться с тщательно продуманным визуалом и тизерами, которые вызывают не меньший резонанс, чем ежедневные сторис.

Всё индивидуально — главное, чтобы способ саморепрезентации был комфортным и органичным для музыканта.

Фото: личный архив Елены Титовой

— Как артисту понять, какое продвижение ему лучше подойдёт?

— Здесь есть два ключевых аспекта. Первый — это стратегическое планирование. Нужно сформулировать цели: чего он хочет достичь, как видит своё развитие, каких слушателей хочет привлечь. И, как правило, уже на этом этапе становится понятно, как именно артист хочет взаимодействовать с аудиторией, насколько открыто и часто.

Дальше — решение более точечных вопросов: что артист готов публиковать, а что для него табу, насколько часто он готов появляться в кадре и отвечать на комментарии.

Моя задача — найти баланс между стратегическим развитием и реальными возможностями самого артиста. Это и есть та золотая середина, которая делает продвижение органичным и устойчивым.

— Как ты считаешь, быть контент-менеджером для артистов может быть любой человек со знанием SMM или без опыта в музыке тут не обойтись?

— Конечно, может. Бывает и так, что люди ведут соцсети артистов и без навыков в SMM, но с опытом в PR и рекламе. Я бы не сказала, что здесь есть жесткая корреляция между образованием и эффективностью, особенно в музыкальной индустрии.

Значительная часть контента артистов — сниппеты, бэкстейдж с репетиций и звукозаписи. Конечно, для работы с такими постами важно хотя бы минимальное понимание музыкального рынка и трендов в нём.

Но это понимание не обязательно должно быть подтверждено дипломом, главное — интерес и страсть к музыке.

Я знаю отличных специалистов по музыкальному продвижению, у которых нет профильного образования, но они при этом чувствуют рынок, любят музыку и умеют работать с аудиторией. Я же просто очень люблю учиться, и мне комфортно, когда есть структурированные знания по теме. Мне так проще выстраивать работу.

— Как опыт в музыке помогает в продвижении тебе?

— У специалистов, которые просто занимаются SMM без фокуса на музыку, часто нет такого пристального внимания именно к съёмке музыкального контента. Например, к сниппетам. А для артиста это ключевая вещь! Я знаю это по собственному опыту: публикуя свой первый сниппет, музыкант не только впервые презентует своё творчество аудитории, но и задаёт тон дальнейшей коммуникации с ней.

Стилизация сниппета тоже играет роль — она должна быть связана со стратегией артиста. Какие в сниппете используются слова, какой именно отрывок композиции выбран — всё должно быть продумано.

— Насколько сильно ты как менеджер можешь повлиять на визуальную самопрезентацию артиста? Участвуешь ли ты в выборе обложек для треков, например?

— Это может происходить по-разному, но мне ближе всего подход, когда решение принимают в команде. Артист руководит этим процессом — первым предлагает идею и концепцию обложки. Затем к работе подключается дизайнер, делает черновик и высылает его в общий чат. И дальше команда даёт обратную связь, но финальное слово остается за артистом — важно, чтобы он чувствовал, что выбранный визуал действительно отражает его творчество.

— Какие тренды продвижения артистов в соцсетях ты сейчас наблюдаешь?

— Думаю, есть три основных компонента.

Первый — это сила самой музыки. С развитием питчингов, нейросетей, алгоритмов и систем рекомендаций артисты получили возможность заявить о себе на музыкальных стримингах. Если музыка действительно мощная и попадает в нужную аудиторию, то она может продвинуться и без огромного бюджета. Платформы дают шанс тому, что звучит искренне и свежо.

Второй — это вирусность в соцсетях. Мы все видим, как быстро крупные платформы могут вывести трек в топы. Всё зависит от того, насколько артисту комфортно проявляться в формате короткого контента.

И третье — грамотное сотрудничество со специалистами. Сейчас рынок продвижения очень разнообразный: есть таргетологи, плейлистеры, PR-менеджеры, администраторы Telegram-каналов — и у каждого свои подходы. Тут важно найти человека, который поймёт артиста, сумеет работать в комфортном бюджете и даст реальные результаты.

— Сколько артистов ты сейчас ведёшь?

— Сейчас у меня ноль артистов, потому что я занимаюсь выпуском собственного EP. Смотрю, какие есть предложения и ниши на рынке, веду предварительные переговоры, а после релиза планирую начать работать с артистами и лейблами — рассматриваю как проектное, так и долгосрочное сотрудничество. Не загадываю, потому что формат работы — зачастую результат совместимости, а не планирования.

Иногда что-то начинается как разовое сотрудничество, а продолжается годами. Например, однажды я купила бит у битмейкера в полной уверенности, что это будет единичная история. В итоге мне настолько понравился результат, что мы продолжаем работать вместе.

Всё может развиваться непредсказуемо, и в этом есть свой шарм.

— Как твой собственный опыт как артиста помогает тебе в продвижении других?

— В чём-то мой опыт помогает, так как даёт мне общее понимание того, как работает рынок. Но я сознательно разделяю себя как артиста и как менеджера, особенно когда работаю с другими музыкантами. У них могут быть совсем другие цели, иные способы выражения и форматы репрезентации в соцсетях. Проецировать свой путь на них было бы некорректно. Моя задача — не накладывать свой опыт на других, а помогать им раскрыться по-своему.

«Для меня творчество — река, которая течёт сама по себе»: о развитии в музыкальной карьере

— Елена, а как новые знания повлияли на твоё собственное творчество?

— Не могу сказать, что образование повлияло на мою музыку. Для меня творчество — это скорее река, которая течёт сама по себе. Сначала я писала лиричные стихи в стол, потом — вышла с ними на сцену и увидела, что они кому-то откликаются. Со временем я увлеклась рэпом и поняла, что мои стихи могут быть жёстче по стилю и звучать сильнее в сочетании с музыкой. Записав первый трек, я поняла, что уже могу сопоставить себя с другими рэп-исполнителями.

А сейчас я занимаюсь вокалом, чтобы иметь возможность добавлять в треки вокальные партии. Так моё творчество расширяется вместе с моей уверенностью в себе. Я не пытаюсь контролировать этот процесс, всё происходит само.

— Ты готовишь к выпуску EP. Что ещё у тебя в планах? Как ты видишь своё развитие в музыкальном менеджменте?

— После релиза EP я планирую сосредоточиться на его продвижении, а дальше перейду к работе над новыми треками.

Обычно у меня такой подход: я беру материал, начинаю с ним выступать, смотрю на отклик аудитории и уже на его основе решаю, что выпускать, а что — нет.

Если говорить о менеджменте, то я всё чаще думаю о том, чтобы устроиться в штат лейбла или студии. У меня уже есть опыт работы в крупной корпорации, и мне интересно повторить его, но уже в музыкальной среде. Хочется стабильности и устойчивых отношений с командой.




Научитесь: Музыкальный менеджер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована