Нотный стан: что это и как он помогает записывать музыку
Как разгадать музыкальный шифр
Rawpixel / Everett Collection / Shutterstock / Annie для Skillbox Media
Глядя на пейзаж, мы можем о нём рассказать, можем его нарисовать в разных стилях, можем его сфотографировать, а можем сделать его карту. Ноты похожи на карту музыки: в них видно множество деталей, которые помогают двигаться по музыкальной «местности». Но даже карту можно нарисовать по-разному.
В этой статье мы расскажем:
Почему появились ноты?
В древности для полноценного участия в жизни общества умение петь и танцевать было столь же необходимо, как знание языка. Свадьба, похороны, жатва, новый год, инициация — каждое значимое событие сопровождалось музыкой. Тогда в записи нот не было необходимости: люди запоминали, как петь, прямо в процессе, то есть на слух. Отголоски этих традиций есть в нашей жизни: мы интуитивно понимаем, что «В лесу родилась ёлочка» поётся на Новый год, а не на день рождения.
А чтобы учиться музыке как профессии, был необходим талант и учитель. Ученику было нужно только внимательно слушать, наблюдать и повторять то, что делает учитель. Никаких тетрадок и учебников! Тайна создания музыкального чуда передавалась от сердца к сердцу.
Как именно появилось желание точно зафиксировать и передать музыку, мы можем лишь фантазировать. Может быть, влюблённые в разлуке через ноты мелодии хотели передать друг другу весточку. А может быть, древним музыкантом руководило то же стремление, что и Фаустом: остановить «прекрасное мгновение», зафиксировать, сохранить в веках, повторить неповторимое.Люди стали искать способ как-то запечатлеть музыку. Сначала её записывали с помощью букв и символов, обозначающих в основном повышение или понижение звука, но всё-таки она оставалась «не пойманной птицей». Старинные способы нотной записи — это лёгкий эскиз, дающий исполнителю широкий спектр возможностей.
Гвидо Аретинский
В Средние века нотная запись выглядела совсем не так, как сегодня: сами ноты были квадратными, а конкретная высота звука никак не фиксировалась. Запись служила лишь напоминанием, своеобразным конспектом того, что было хорошо знакомо. Она не гарантировала точного воспроизведения, а если в хор приходил новый человек, ему требовалось сначала выучить мелодию. А для исполнения богослужебной музыки — пения по строгим по канонам — нужна была особая точность и мастерство.
Итальянский монах Гвидо Аретинский жил в XI веке. Он считал, что музыка призвана прославлять Бога. Возможно, поэтому однажды он решил использовать для обозначения звуков первые слоги молитвы св. Иоанну Крестителю:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum.
Sancte Iohannes
(художественный перевод:
«Чтобы в полный голос
Смогли воспеть рабы
Твоих деяний чудеса,
Сними грех с их уст,
Святой Иоанн»)
Так родились знакомые нам «ре», «ми», «фа», «соль» и «ля». Названия нот «до» и «си» появились гораздо позже. Ut трансформировалось в «до», потому что открытый слог легче петь — «до» взяли из слова Dominus, «Господь». В «си» зашифровано имя «святой Иоанн».
А ещё Гвидо искал способ быстрого обучения детей пению. И нашёл! Он использовал ладонь и пальцы как систему знаков. Фаланги пальцев обозначали определённые звуки. Когда хор пел, Гвидо показывал хористам буквально «на пальцах», какой звук будет следующим. И это оказалось очень быстрым и удобным способом.
Затем Гвидо начал использовать похожий метод и для записи мелодий. 5 пальцев руки преобразились в 5 линеек — нотоносец, или нотный стан, на котором каждый звук нашёл своё место.
Система, предложенная Гвидо, развивалась: его последователи распространили и усовершенствовали этот способ, и постепенно он превратился в привычную нам нотную запись. Теперь нотный стан и ноты — один из самых распространённых способов записать музыку.
Что такое нотный стан
Нотный стан — это пять линеек, на которых нотами и другими, вспомогательными, значками записывают музыку.
Даже не слыша музыки, а только глядя на нотный стан, можно понять:
- в каком регистре будет звучать эта музыка (в высоком, среднем или низком);
- какой она будет по настроению;
- какой у музыки будет темп;
- какой длины и высоты будет каждый звук;
- какими звуки будут по характеру: резкими, плавными, тихими, громкими;
- для какого инструмента написана эта музыка.
Эту и другую информацию можно «прочитать» в нотной записи.
Структура нотного стана
Линейки
Звуков много, а линеек всего пять. Почему? Действительно, почему бы не использовать для каждого звука свою линейку? Замечательный бы получился нотный стан: для бесконечного множества звуков бесконечное множество линеек. Читать такую запись было бы ужасно неудобно. Поэтому, во-первых, ноты записывают не только на линейках, но и в промежутках между ними. А во-вторых, используют ключи.
Ключи
Ключ пишут в начале каждой нотной «строки», а нужен он для того, чтобы обозначить, высоко или низко звучит музыка. Если она звучит высоко, в верхнем и среднем регистре, её удобно писать и читать в скрипичном ключе. Если нужно записать низкие звуки, используется басовый ключ.
Кроме скрипичного и басового, есть и другие ключи, из них сегодня чаще всего используют теноровый и альтовый. В этих ключах записывают музыку для некоторых струнных, например для альта или виолончели, и для некоторых духовых — например, для фагота.
А ноты для фортепиано записывают на двух строках: на верхней строчке, для правой руки, ноты пишутся в скрипичном ключе, а на нижней строчке, для левой руки, — в басовом.
Ноты
Нота — это записанный отдельный звук. Нота показывает, какой он длины и высоты. Нотами называют и запись музыки в целом.
Современные ноты выглядят как эллипсы. Их пишут и на линейках, и между линейками; чем выше на стане расположена нота, тем выше она звучит. Эллипсы могут быть прозрачными или чёрными, с «палочками», «хвостиками», «перекладинами» и без них — так определяют, как долго нота будет звучать. Прозрачные эллипсы — самые длинные звуки. Чем больше «хвостиков» или «перекладин», тем короче нота.
Как читать ноты
Читать нотную запись нужно слева направо и сверху вниз — так же, как мы привыкли писать и читать обычный текст в европейской традиции.
Когда музыкант играет по нотам, его взгляд идёт немного впереди рук: так мозг успевает обработать увиденное и передать сигнал телу, что делать, чтобы правильно спеть или сыграть.
Что такое партитура
А что, если нужно записать музыку для нескольких голосов или нескольких инструментов? В таком случае каждому голосу или инструменту выделяется отдельная строка, и все строки объединяют общей скобкой — акколадой.
Запись, в которой объединяются несколько инструментов или голосов, называется партитурой.
Читать партитуры учатся специально, для этого даже есть отдельный предмет в музыкальных учебных заведениях. Чтение партитуры — сложный процесс: нужно удерживать во внимании звучание сразу всех голосов или инструментов и глазами следить за всеми строчками. Это умение нужно дирижёру: он контролирует звучание каждого инструмента в оркестре, следит за взаимодействием музыкантов, разрабатывает концепцию исполнения и собирает множество оркестровых голосов в целостное музыкальное произведение.
По мере развития нотной записи композиторам захотелось фиксировать всё более точные указания для исполнителей.
Так в нотах появились словесные обозначения темпа и характера музыки. Они нужны для того, чтобы исполнителю было легче понять замысел композитора и донести его до слушателей.
Альтернативные способы записи музыки
Для записи инструментальной музыки (например, для скрипки) используют табулатуру. Её линейки имитируют струны прямо на бумаге: на нотоносце столько линеек, сколько струн на инструменте, для которого написана табулатура, а нотные значки заменены цифрами — это обозначение пальца, которым нужно зажать струну. Такая запись намного проще: читать её можно, совсем не зная нот, но она передаёт только «схему» музыкального текста, без нюансов.
Ещё один способ записи хорошо знаком гитаристам: для обозначения аккордов используются не ноты, а буквы латинского алфавита.
В нотах для профессионалов тоже происходят изменения. Композиторы XX века спустя почти тысячу лет использования нотного письма снова стали записывать музыку не только нотами, но и с помощью рисунка — графики. Это предельно свободный способ, он предоставляет исполнителю большую свободу, но требует от него эмпатии, смелости и фантазии.
А вот так звучит Water Walk Джона Кейджа:
Современные графические партитуры могут выглядеть как абстрактная живопись, схема, алгебраическое вычисление или шифр. Музыка в них навсегда остаётся terra incognita — непознанной землёй, скрытой за туманными смыслами. Возможно, это возвращение к сакрализации музыки, её неуловимости и невыразимой тайне, к божественной игре.
А научиться писать и читать ноты можно на курсе от Skillbox.