«Коучи превращают хаос в голове в конкретные шаги к цели»: история Анастасии Таганцевой
Благодаря управленческому коучингу Анастасия оптимизировала работу своей компании. А ещё начала проводить сессии и помогать молодым предпринимателям.
Фото: личный архив Анастасии Таганцевой
Анастасия Таганцева
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Оптимизировала работу своей компании, стала наставником в проекте «Бизнес.Поколение», начала вести индивидуальные коуч-сессии.
Анастасия рассказала:
- чем отличается коуч от наставника;
- как поддерживать мотивацию сотрудников;
- почему работа с целевой аудиторией — непростая задача для бизнесмена;
- какой лайфхак надо знать каждому, кто хочет быть успешным;
- как проходит сессия с коучем.
— Анастасия, вы — предприниматель. Предположу, что и управленческим коучингом заинтересовались в бизнес-целях? Например, чтобы повысить эффективность своих сотрудников.
— Забавно, но нет. Я в целом увлекаюсь самопознанием, люблю читать о мышлении человека, поэтому программа про наставничество и управленческий коучинг заинтересовала меня как ещё один источник новых знаний. А то, что эти знания окажутся полезны для моей фирмы, я поняла только во время обучения. И конечно, сразу же начала их внедрять.
— И услугами коуча сами прежде никогда не пользовались?
— Никогда. Моё представление о профессии вообще было размытым: я не до конца понимала, как именно работает коуч: как строится сессия, какие вопросы он задаёт людям. Более того, как оказалось, я даже не знала, что коуч и наставник — это вообще разные специалисты с разными методами работы.
«Ответственность всегда на клиенте»: о различиях коуча и наставника
— Давайте тогда сперва проясним термины. Если наставник и коуч — это разные специалисты, то в чём специфика их работы?
— Наставник делится с клиентом конкретным инструментарием: составляет пошаговый план действий для достижения цели. Чаще всего эти шаги не уникальны. Коуч же прорабатывает структуру более глубоко.
Наставник имеет право высказывать своё мнение, давать рекомендации. Он, как учитель, находится в позиции «над клиентом». Только наблюдает, но не действует. Объясню.
Не стоит ожидать, что наставник возьмёт ваш бизнес, запустит с нуля, а вам отдаст прибыль. Нет, действия и ответственность за эти действия — за вами, как клиентом. За ним лишь — ведение и сопровождение.
А коуч тем временем, даже обладая экспертностью, делиться своим опытом и давать советы не может. Он лишь задаёт правильные вопросы и подталкивает клиента к определённым размышлениям — так, чтобы тот нашёл ответы сам.
— А чем в таком случае коуч отличается от психолога?
— Коуч не работает с травмой. Я могу спросить у клиента, чему его научила та или иная негативная ситуация, какой урок он извлёк, но не более. Всё же моя глобальная задача — помощь в достижении конкретной цели.
— Получается, коучу не обязательно иметь психологическое образование?
— Строгого требования нет. Но, на мой взгляд, желательно разбираться в психологии, чтобы глубже понимать, какие эмоции и как именно влияют на поведение человека и как направить их в нужное русло. Поэтому в будущем я планирую повысить свою квалификацию и также углубиться в психологию.
«Сотрудникам легче работать с тем директором, кто ощущает себя частью команды»: о коучинге для управленцев
— Итак, вы решили обучиться коучингу и наставничеству. Как выбирали программу? Всё-таки сегодня не только платформы, но и многие индивидуальные эксперты в этих направлениях также предлагают свои курсы.
— В первую очередь меня привлекло словосочетание «управленческий коучинг» в названии курса. Неосознанно это заинтересовало меня как предпринимателя, ведь подобного я больше нигде не видела. А ещё мне было важно учиться удалённо, из любой точки мира, так как я очень люблю путешествовать. Так и сделала свой выбор.
— Что из программы запомнилось больше всего?
— На теоретической части, лекциях, меня покорила главный спикер: она не только просто и понятно доносила информацию, но и излучала тепло. Её хотелось слушать, ей хотелось доверять. На мой взгляд, коучу важно добиваться такого эффекта.
Но, конечно, самое увлекательное началось, когда мы перешли к практике — проведению первых коучинговых сессий. Требовалось найти людей, согласных стать нашими клиентами, отработать определённые инструменты и рассказать куратору о результатах.
Задание стало для меня личным вызовом: когда я разместила пост, что ищу клиентов на бесплатное сопровождение, то почти не получила откликов. Не удивилась, поскольку знала, что люди до сих пор с опаской относятся к коучам, наставникам и подобным профессиям, отождествляя их с «инфоцыганами», продавцами воздуха.
Я недолго попереживала, но, к счастью, одна знакомая всё же откликнулась и согласилась на мои услуги. Пару месяцев мы работали с ней бесплатно, а затем ещё полгода встречались уже как полноправные коуч и клиент, с оплатой.
— В начале разговора вы также упомянули, что параллельно обучению внедряли новые знания в процессы своей компании. Пожалуйста, расскажите об этом подробнее: что делали и что изменилось?
— Компанией мы управляем вместе с мужем, продаём различные изделия ручной работы. Я отвечаю за несколько направлений: принимаю участие в реализации стратегий, в управлении маркетинговой системой и в командообразовании. И вот однажды я заметила, что мои сотрудники работают без былой энергии. И это, естественно, отражалось на прибыли: она просела. Тут-то я и поняла, что пришло время повышать боевой дух команды при помощи новых знаний.
Первым делом мы прописали план по выручке: к какой конкретно сумме будем стремиться каждый месяц. Раньше чётких целей не ставили, а зря. Способ оказался крайне действенным: когда знаешь цели, легче построить путь от точки А до точки Б, и сохранить мотивацию. Кроме того, у разных отделов, прежде редко друг с другом коммуницировавших, теперь появилась общая цель. Они вместе придумывали, как её достичь, и благодаря этому сплотились.
Во-вторых, я стала давать сотрудникам больше свободы. Если раньше, когда в компании возникала какая-то проблема, я сама предлагала план её решения, то теперь — передавала инициативу подчинённым. Задавала им открытые вопросы, подталкивала к формулировке своих идей и гипотез.
Когда люди принимают решения самостоятельно, они сильнее вовлекаются в работу.
И в-третьих, я стала чаще и больше хвалить команду, акцентировать внимание на положительных сторонах внутренних процессов, промежуточных достижениях, а не только на негативе.
— Как думаете, каждому ли управленцу нужны навыки коучинга?
— В идеале — да, сотрудникам легче с тем руководителем, кто ощущает себя частью команды и работает над сплочением коллектива. Но в реальности таких мало. Директора и менеджеры зачастую не имеют достаточно времени для выстраивания грамотной коммуникации, они лишь распределяют задачи и смотрят на результат.
Как решение, если руководитель не хочет обучаться коучингу, он может пригласить стороннего специалиста. Только обязательно подбирать такого коуча, который обладает бэкграундом в вашей сфере. Имеет представление о специфике компании, целевой аудитории, таргете и прочем.
«Наставник не просто даёт людям знания. Он раскладывает бизнес на пазлы»: о специфике профессии
— Вы стали наставником в проекте от Правительства Москвы, «Бизнес.Поколении». Что входит в ваши обязанности?
— На этой бесплатной программе учатся ребята, мечтающие открыть свой бизнес, и я, как наставник, их направляю. Если кто-то приносит готовую идею и концепцию — помогаю определить перспективность выбранной сферы. Если человек приходит без наработок — вместе с ним ищу то, что его зажжёт.
Также проверяю домашние задания по теоретическим лекциям. Даю обратную связь. А ещё принимаю участие в живых мастермайндах, где мы в интерактивном формате обсуждаем проекты студентов.
— С какими запросами чаще всего приходят будущие бизнесмены?
— Всё, что касается целевой аудитории: как понять, в какую целиться и как определить её боли, платёжеспособность, объём и охват, какие методы и инструменты использовать для привлечения.
Есть заблуждение, что чем шире целевая аудитория, тем больше товара ты продашь, но мой опыт показывает обратное. Чем она уже, тем востребованнее продукт.
Кроме того, часто случается, что ребята планируют одну целевую аудиторию, а к ним приходят совершенно другие люди. Например, студент «целился» в обеспеченных мужчин, а после анализа клиентов выяснилось, что высокий спрос товар имеет среди молодых мам. И вот он хочет узнать, почему же так происходит.
— И почему?
— Факторов много. Например, нужно учитывать не только прямую целевую аудиторию, но и лицо, принимающее решение о покупке. Допустим, за домохозяек принимают решения их мужья, это они распоряжаются тратами. А значит, создавая маркетинговую кампанию, мы должны ориентироваться и на них тоже. Такая же история и с детскими товарами, ведь за детей платят родители.
— Не думала, что определять целевую аудиторию так сложно!
— Да, но трудности возникают не только с ней. Есть ещё много других вещей, о которых студенты, в силу опыта и возраста, почти не знают. Например, мы разбираемся в основах рекламы, каналах сбыта. А также составляем финансовый план в трёх вариантах, чтобы предусмотреть любые последствия и подготовиться к ним.
Я, как наставник, не просто даю людям знания. Я помогаю разложить бизнес на пазлы. Определяю шаги, которые должны сделать студенты, и стремлюсь к тому, чтобы их путь проходил максимально приятно.
— Если бы вас, как наставника, попросили дать универсальный совет для всех: что бы вы сказали?
— Между гипотезой и действием должно проходить как можно меньше времени. Придумали идею — сразу протестируйте её! Успешный человек делает, неуспешный откладывает — это то, что различает их в любой сфере.
Люди склонны искать отговорки, лишь бы избежать действий: «Нет времени», «Недостаточно капитала», «Сначала надо позаботиться о семье». Ещё одна частая причина: «Недостаточно знаний» — некоторые так боятся сделать первый шаг, что становятся «вечными студентами».
Я понимаю, что зачастую человек отказывается действовать не по своей воле. Его сдерживают убеждения и негативные установки. Тогда надо разбираться, откуда они взялись и проработать их уже с коучем. Иначе — возникнет фрустрация, неудовлетворённость жизнью, неуверенность в себе.
«Мы вместе»: о проведении коуч-сессий
— Помимо основной работы и наставничества в «Бизнес.Поколении», вы также ведёте коучинговые сессии. С чего обычно начинаете работу с клиентом?
— Сперва я выясняю, какая цель у человека и чего глобально он хочет достичь. Далее мы разбираемся, истинная ли это цель или за ней стоят иные мотивы. Допустим, клиент обратился с вопросом, как ему увеличить доход, но на самом деле его интересуют не деньги, а то, что может прийти вместе с ними. Признание, одобрение близких, любовь. И тогда ему в первую очередь надо закрывать эти потребности.
Затем мы прописываем измеримые критерии, по которым клиент может понять, что цель достигнута. Дело в том, что зачастую запрос звучит как процесс, например: «Хочу организовывать классные мероприятия». Так вот, надо решить: какие факторы покажут, что мероприятия действительно классные? Какое количество посетителей или какая конкретная прибыль? Или: «Хочу добиться успеха». А в чём именно выражается и измеряется для вас успех? В покупке дома, открытии бизнеса или, возможно, создании семьи?
Чем точнее клиент сформулирует, какого результата хочет добиться, тем яснее я увижу, что надо делать и сколько консультаций понадобится. И тогда мы сможем обсудить конкретные сроки.
— А если человек не знает, чего хочет и не может придумать эти критерии?
— Коучи для того и существуют, чтобы превращать хаос в голове в конкретные шаги.
Часто люди говорят метафорами, в которых и содержатся ответы на их вопросы. «Когда я думаю об этом, у меня словно крылья за спиной вырастают». Вместе мы расшифровываем эти образы, я задаю наводящие вопросы. «Вы расправили крылья и полетели или остались на земле? Направляетесь в конкретное место или, наоборот, улетаете от чего-то?» Этот метод позволяет клиенту посмотреть на себя со стороны, а, как известно, большое видится на расстоянии — издалека увидеть истину проще. Или, например, бывает, что клиент в течение сессии несколько раз произносит одно и то же слово в разных контекстах. Допустим, много говорит об ответственности. Значит, это то, что его волнует, и необходимо разобраться почему.
— Выходит, позаниматься с коучем пару раз, зарядиться мотивацией и дальше самостоятельно работать — не вариант и это длительный процесс?
— Всё зависит от цели клиента. Если ему необходимо получить импульс, заряд энергии на короткий срок, то достаточно и одной сессии. Но всё же чаще обращаются с запросами, требующими длительной работы: прийти к финансовому результату; понять, какие убеждения мешают масштабировать бизнес и проработать их; найти в себе внутреннюю опору. Здесь одной сессией не обойдёшься.
Есть клиенты, которые уже находятся в психотерапии и потому чётко знают, что им нужно от коуча. А бывают менее «проработанные» люди, и они во время консультации осознают внутри себя ещё пять запросов к коучу. И тогда, конечно, количество встреч сильно увеличивается.
— Что посоветуете почитать и посмотреть тем, кто хочет стать коучем?
— Фильм «Король говорит», как раз недавно смотрела его сама. Главные герои — заикающийся король и логопед, помогающий ему справиться с нарушением речи. Как коучу, мне было интересно проанализировать действия и поведение логопеда: с помощью каких приёмов он достигал результата у клиента, как строил общение.
Также рекомендую несколько книг:
1. «Эффективный коучинг» Майлза Дауни, одного из основоположников профессии коуча.
2. «Внутренняя сила лидера» Джона Уитмора, а также другие его книги.
3. «Теннис как внутренняя игра» Тимоти Голви.