Провалы в управлении: 5 распространённых ошибок продакт-менеджера
Почему нельзя завязывать все процессы на одного человека и как уменьшить количество созвонов — рассказала product owner.
Изображение: AFP Photo / Juan Mabromata / Getty Images
Продакт-менеджеры играют одну из главных ролей в разработке продуктов, которые приносят бизнесу большую прибыль. Но даже опытные специалисты допускают ошибки, которые негативно сказываются на эффективности всей команды.
В статье для Skillbox Media рассказываю, какие ошибки в управлении чаще всего допускают продакт-менеджеры, как это влияет на бизнес и что предпринять, чтобы их исправить. Материал будет полезен разработчикам, предпринимателям и менеджерам продуктов — как новичкам, так и опытным.
- Создание «узкого горлышка»
- Обсуждение всех деталей продукта
- Разрозненность релизов
- Пренебрежение техническим заданием
- Страх личной ответственности
Если вы хотите узнать больше о профессии продакт-менеджера, прочитайте эту статью Skillbox Media. В ней рассказали о том, чем занимается этот специалист, какие навыки ему нужны, сколько можно зарабатывать и как стать продактом.
Ошибка 1
Создание «узкого горлышка»
«Узкое горлышко» — проблема, когда в команде есть специалист, на котором замыкаются все процессы разработки продукта и который принимает окончательное решение по главным вопросам. Также таким специалистом считается единственный носитель уникального знания.
То есть в компании есть человек, чьё отсутствие парализует работу всей остальной команды. Обычно это или сам продакт-менеджер, или один из разработчиков.
Если такой сотрудник неожиданно заболеет или покинет команду, никто не сможет ответить на вопросы, которые возникают у других сотрудников. Например, за что отвечает определённая часть кода или почему продукт работает именно так, а не иначе.
Вот пять ключевых признаков «узкого горлышка» — наличие даже одного из них может привести к остановке работы команды:
- в команде один или два специалиста — носители уникального знания;
- в компании нет документации о том, как устроены процессы;
- у участников команды нет дублирующих лиц на период болезней или отпусков;
- все решения принимает единственный специалист;
- в команде нет чёткого онбординга для новых сотрудников.
«Узкое горлышко» может создать продакт, который сам «завязал» все процессы на себе — часто неосознанно. Также оно может образоваться органически, в процессе развития компании. Важно это вовремя заметить и исключить.
Как это исправить? Первый шаг — зафиксировать всю информацию о процессах и продукте. Для этого можно нанять технического писателя, который за несколько недель соберёт данные с носителей знаний и перенесёт их на «бумагу».
Так команда перестанет быть привязанной к одному человеку и не потеряет важную информацию, если он уйдёт.
Второй шаг — создать дублёров. Нужно сделать так, чтобы несколько людей в команде владели ключевыми знаниями по продукту и процессам — например, представляли, как работают все бизнес-процессы компании, каков план работ по продукту на ближайшие полгода и так далее.
Чаще всего в такой роли выступают проджект-менеджер, тимлид, техлид. Так, даже если одна или несколько ключевых фигур, принимающих решения, выпадут из рабочего процесса, останется хотя бы один сотрудник, который будет понимать, что происходит и что нужно делать дальше.
Этих шагов будет достаточно, чтобы избежать формирования «узкого горлышка» и решить большую часть проблем, с которыми сталкиваются команды, когда теряют ключевых участников.
Бесплатно: 3 книги для буста жизни и карьеры
Помогут занять руководящую должность, избавиться от чувства вины, стыда и неуверенности в себе.
Забрать бесплатноОшибка 2
Обсуждение всех деталей
При разработке продукта его детали обсуждают как внутри одной команды, так и между разными командами. В результате разработчики могут тратить до восьми и более часов в неделю на звонки.
Это влияет не только на продуктивность сотрудников, но и на климат внутри коллектива — в большинстве случаев подобные обсуждения перерастают в неконструктивный спор о том, как сделать лучше.
По моему опыту, постоянные созвоны увеличивают время разработки одной фичи в полтора раза. Это значительные потери не только для стартапов, которым необходимо быстро расти и адаптироваться к изменениям, но и для среднего и крупного бизнеса, где цена промедления может исчисляться десятками миллионов.
Как это исправить? Определите целевые задачи для каждого члена команды и исходя из этого спланируйте загрузку — в том числе и участие в созвонах.
Важно, чтобы все задачи команды были детально проработаны — чем подробнее описана задача, тем реже возникает необходимость её обсуждать. Чёткое распределение обязанностей между членами команды также сокращает количество звонков.
При таком подходе основное время разработчиков занято целевой работой, а звонки занимают порядка 3–4 часов в неделю, включая дейли, ретро и другие регулярные созвоны команды. Например, мы во Flowwow таким образом сократили затраты времени разработчиков в 1,5–2 раза.
Ошибка 3
Разрозненность релизов
Эта ошибка касается продактов, чьи команды выпускают мобильные приложения одновременно для iOS и Android.
Часто релиз приложения на одной платформе опережает релиз на другой. Это приводит к проблемам во взаимодействии в команде. Так, разработчики «отстающего» приложения постоянно возвращают к пройденному этапу разработчиков второго, чтобы задать уточняющие вопросы — например, о том, как они реализовали то или иное решение для своей платформы. Также тратится много времени бэкенд-разработчиков, которые участвуют в большинстве общих обсуждений, касающихся функциональности приложения.
Таким образом, возникают постоянные дискуссии, снижается скорость разработки, принимаются ошибочные решения.
Как это исправить? Выход из такой ситуации — принудительная остановка разработки. Продакт-менеджер может искусственно замедлить одну команду — например, дать ей мелкие продуктовые задачи, — чтобы разработчики второй платформы догнали первую по релизам.
По моему опыту, такое решение положительно сказывается на стабильности релизов и приводит к тому, что число дискуссий уменьшается примерно в два раза. Кроме этого, улучшается внутренний климат в команде — сотрудники меньше устают и реже выгорают.
Ошибка 4
Пренебрежение техническим заданием
Технические задания (ТЗ) нужны для того, чтобы зафиксировать, что и как нужно сделать. Они помогают всем членам команды понять свои задачи при разработке продукта.
Часто продакт-менеджеры либо пренебрегают техзаданием вовсе и обсуждают задачи устно, либо формируют его в удобном для себя формате.
Почему это ошибка? Технические задания — инструкции для разработчиков и других участников команды продукта. То есть именно эти сотрудники — целевая аудитория ТЗ. Поэтому его формат должен быть удобен им, а не только продакту. В противном случае возникает много вопросов, обсуждений — работа замедляется, релизы выходят с опозданиями.
Как это исправить? Формировать технические задания нужно так, чтобы они были понятны команде, которая будет с ними работать. Желательно уточнить у участников команды даже мелкие детали оформления, с которыми документ станет удобнее для них, — например, отступы, разбивку на абзацы, разделение на пункты и так далее.
Наиболее оптимальный формат ТЗ такой:
- Название фичи.
- Содержание документа.
- Общее описание функциональности, цель, ценность.
- Пошаговое описание требуемых действий, разделённое на пункты.
- Дизайн или прототип, полностью согласованный с пунктами ТЗ.
В процессе проработки техзадания важно помнить, что его главная цель — понятно объяснить разработчикам, что именно им нужно сделать и каким образом. От этого будет зависеть скорость и качество разработки продукта.
Также ТЗ важно вовремя обновлять — вносить информацию обо всех изменениях, которые происходят в процессе работы над продуктом. Например, обновлять скорректированные юристами формулировки.
Ошибка 5
Страх личной ответственности
Многие продакт-менеджеры стремятся к тому, чтобы выстроить в своей команде «идеальный процесс», описанный в методологиях управления. В большинстве случаев такой процесс выглядит так:
Задача → согласование → дизайн → разработка
Если выполнять эти этапы последовательно и согласовывать все изменения с каждым стейкхолдером, велика вероятность простоя дорогостоящих специалистов — разработчиков. На практике это приводит к их выгоранию и последующему увольнению. При этом бизнес теряет не только время, но и деньги.
Как это исправить? Не бояться брать на себя ответственность за процессы. Например, продакт может согласовать некоторые этапы самостоятельно — учитывая при этом общие цели проекта и пожелания стейкхолдеров. Это значительно ускоряет процессы.
Часто начинающий продакт боится ошибиться и принять неправильное решение. Поэтому он каждый раз проводит весь «идеальный процесс» с нуля даже после незначительных правок — всё это занимает недели.
В таком случае ему нужно поработать с собственными эмоциями — понять, что в большинстве случаев стоимость его ошибки будет меньше, чем стоимость увольнения высококлассного специалиста, который выгорел из-за бесконечных согласований.
Хороший продакт должен постоянно развивать свои навыки, учиться принимать решения и быть готовым к корректировке стратегии в случае неудач. Но главное — не бояться совершать ошибки.
Как узнать больше о продакт-менеджменте
- Если вы только начали изучать продакт-менеджмент, прочитайте наши статьи. В материале о разработке продукта мы рассказали, на какие этапы делится разработка и как избежать ошибок. В обзоре профессии продакт-менеджера рассказали подробно обо всех задачах, которые решает специалист.
- Также в Skillbox Media есть много материалов о навыках, которые нужны продакт-менеджеру. Прочитайте статьи о продуктовых метриках, юнит-экономике, управлении распределёнными командами, маркетинговых исследованиях.
- Если хотите освоить продакт-менеджмент, обратите внимание на курс Skillbox «Профессия Продакт-менеджер». На нём учат создавать, продвигать и развивать продукты. В процессе обучения можно сформировать сильное портфолио и устроиться на стажировку или найти работу продакт-менеджером.
- Также в Skillbox есть курс «Продакт-менеджмент» — он подойдёт начинающим продактам и специалистам из смежных сфер, которые хотят прокачать скиллы и зарабатывать больше.
Больше материалов Skillbox Media для продактов
- Как продакту найти работу в США: делится руководитель продукта в международной компании
- Что такое product development: рассказываем о главном термине в продакт-менеджменте
- 5 простых способов выяснить потребности пользователей
- Как работает Lean Canvas: шаблон, которым пользуются все, кто запускает успешные продукты
- Growth hacking: концепция взрывного роста для продукта и бизнеса