Как оценивать задачи по методу Planning Poker
Если вы не любите оценивать задачи на глаз, а хотите точных результатов — поиграйте в Planning Poker. Мы расскажем, что нужно делать.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/a02/a022901b6a483f27ee20897198a70870/15f572051bc9f44ef62930b368228f5a.jpg)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/a02/a022901b6a483f27ee20897198a70870/15f572051bc9f44ef62930b368228f5a.jpg)
vlada_maestro / shutterstock
При чём тут покер
Planning Poker (покер планирования) — техника оценки задач для гибких команд. Проводится с помощью карт и напоминает игру в покер.
Иногда метод называют Scrum Poker, так как он подходит для scrum-команд из пятидесяти человек.
Метод Planning Poker впервые описал в своей статье один из авторов agile-манифеста Джеймс Греннинг.
Что почитать про Agile и Scrum:
- Что такое Agile: методология, команда, оценка эффективности;
- Как создать план проекта в Scrum за пять шагов;
- Будь гибким: как понять Scrum и создать agile-команду.
В оценке по методу Planning Poker участвует вся команда во главе с менеджером проектов — это одно из условий. Руководитель раздаёт всем участникам по колоде специальных карт. Можно использовать реальные карты, например вот такие.
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/9e89d7d74658c6aaadccb927094a58e4c0f937f5.jpg)
Источник
Для удалённой команды подойдут онлайн-сервисы. Правила оценки при этом не изменятся.
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/a0b2951d2524d9caa553f0cb68965579c4b1cec0.png)
Источник
Сервисы для оценки задач онлайн:
Сервис для планирования и блог о Planning Poker. Можно использовать с компьютера или смартфона. Бесплатная базовая версия подходит для команд до пяти человек. Платные тарифы позволяют интегрироваться с Jira и добавлять неограниченное количество пользователей.
Русскоязычная платформа, где можно заказать реальную колоду карт. Онлайн-версия продукта доступна только для пользователей «Фейсбука»*.
Британский сервис для простого и быстрого онлайн-планирования.
Командная оценка помогает получить объективный результат. Например, разработчик лучше знает, сколько времени реально занимает его работа, но может преувеличить её сложность, чтобы перестраховаться и получить больше времени. Поэтому процесс оценки всегда контролирует менеджер, он же ведущий. Идея в том, чтобы учесть мнения всех членов команды и сделать наиболее точные прогнозы.
Как работает метод
Вот как проходит оценка задачи по методу Planning Poker. Мы расскажем, что делать, когда команда находится в офисе и её можно привлечь к обсуждению.
Выберите задачу для оценки
Возьмите из бэклога задачу, которую нужно оценить. Сформулируйте её так, чтобы все члены команды одинаково хорошо понимали, что нужно делать.
Так выглядит простой бэклог.
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/276e5afd3c13e35f5b9f9f52ef81fddc13e5f72f.png)
Разделите задачу на этапы. Например, создание главной страницы — это макет, вёрстка, разработка. Давайте определим, сколько времени займёт разработка.
Соберите команду и договоритесь о значениях
Соберите всю команду за одним столом и раздайте каждому по колоде карт. Неважно, реальная она или виртуальная, это всегда будут карточки с числами. Но номинал карт, который выбирают команды, может различаться.
Что за числа на картах
Числа Фибоначчи. Это последовательность чисел, которая начинается с двух единиц, а каждое следующее число получается, если сложить два предыдущих. Вот так: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89. Чаще всего команды используют именно числа Фибоначчи, но добавляют в колоду ноль.
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/4d658514433c8860430bb4fc14516c87c4701782.png)
Пять карт. Можно использовать карты с такими значениями: 0, 1, 3, 5, 10 или просто числа от 0 до 5.
Игральные карты. Некоторые команды используют обычные игральные колоды. Это не так удобно, как работать со специальными картами, но допустимо, если заранее договориться о значениях.
Дополнительные символы. В колоду могут входить карты с такими значениями:
- ? — не уверен в ответе;
- ½ — простая задача;
- ∞ — бесконечно длинная задача;
- coffee break или изображение чашки кофе — нужен перерыв;
- карты с размерами S, M, L или любые другие по необходимости.
Прежде чем начать работу с картами, установите единые значения и выберите единицу измерения. Вы хотите понять, сколько времени займёт выполнение задачи или нужно оценить её сложность?
Таблица единиц измерения
ВРЕМЯ |
Оценивают, сколько дней или рабочих часов займёт выполнение задачи. |
STORY POINTS |
Нет точных единиц измерения. Задачи оценивают относительно одной самой маленькой и простой. |
МАЙКИ |
Примерная оценка задач по размерам условных маек — XS, S, M, L, XL. |
Мы для примера будем оценивать задачу в рабочих часах.
ЗАДАЧА |
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ |
---|---|
Разработка главной страницы интернет-магазина |
Рабочие часы |
Озвучьте задачу
Когда известны все значения, озвучьте задачу для оценки, но не обсуждайте её, пока все не выберут подходящую, по их мнению, карту. Если, например, разработчик выскажет своё мнение о задаче до начала голосования, остальные уже не смогут быть объективны, потому что станут ориентироваться на его оценку.
Дайте команде время подумать
Сколько времени дать — на ваше усмотрение, но не слишком много, чтобы не затягивать процесс. Поставьте таймер и сообщите команде, сколько есть времени. Когда оно вышло, все участники должны выбрать карту и положить её на стол рубашкой вверх. Следите за синхронностью. Открыть карты можно, только когда решения приняли все, то есть карты всей команды лежат на столе.
Оцените результат
Откройте карты и оцените результат. Если все карты близки по значениям, команда оценила задачу примерно одинаково и можно на этом закончить. Что делать, когда есть контрастные различия? Например, два разработчика оценили задачу по-разному: Junior выбрал карту с номиналом 4, а Senior — 10.
Junior |
Senior |
---|---|
4 рабочих часа |
10 рабочих часов |
Попросите каждого высказаться и выслушайте их аргументы. Вы и остальная команда поймёте, почему они так считают. Например, Senior завысил число, чтобы получить больше времени, хотя может работать быстрее. А Junior недооценил сложность задачи по неопытности. Обычно реальность находится где-то посередине.
Бывает так, что одна оценка сильно отличается от остальных. Например, так:
Senior |
5 |
Junior |
2 |
QA |
20 |
Дизайнер |
2 |
Аналитик |
4 |
Это значит, что QA ошибся или у него есть сведения, которых нет у остальных. Выслушайте его в первую очередь. А после обсуждения повторите голосование, уже ориентируясь на новые данные.
Повторите всё сначала
Если все быстро договорились, а вы получили желаемый результат, то переходите к следующей задаче. Если нет, то продолжайте голосование, пока результат не получится однозначным. Ваша цель — среднее арифметическое от всех предложенных командой оценок.
![](https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/1a6192dd04ed44141b368d844a8a90fc74cec02e.png)
Заключение
Теперь вы знаете, как оценивать задачи по методу Planning Poker. Чтобы делать всё правильно, соблюдайте эти принципы.
- Единые значения.
- Сначала оценка — потом обсуждение.
- Ограниченное время на обдумывание.
- Синхронность оценки.
- Никаких новых значений в процессе.
Planning Poker помогает добиться объективной и точной оценки задач. Но, чтобы всё работало, важно соблюдать правильную последовательность шагов. Вот чек-лист, который ещё раз напомнит, что и когда делать. Держите его под рукой во время оценки, и тогда вы точно ничего не упустите.
- Выберите задачу.
- Соберите команду.
- Договоритесь о значениях.
- Раздайте карты.
- Дайте время на оценку.
- Проверьте ответы.
- Повторяйте до достижения единой оценки.
Ни одна командная техника не работает без грамотного руководителя. Поэтому менеджер проекта должен уметь взаимодействовать с командой так, чтобы добиваться нужного результата.
Этому можно и нужно учиться: не обязательно получать психологическое образование, но и совсем забывать про soft skills не стоит. Выбирайте курсы с комплексным подходом к обучению, где уделяют внимание всем аспектам менеджерской работы.