Lean Canvas: шаблон для бизнес-плана на одной странице
Этим инструментом пользуются все, кто создаёт и запускает успешные продукты. Рассказываем, что нужно знать о модели Lean Canvas и как ею пользоваться.
vlada_maestro / shutterstock
Суть Lean Canvas
Lean Canvas — это шаблон для построения бизнес-модели. В основе модели — философия бережливого мышления и методология Lean Startup1. Lean Canvas помогает продуктовому менеджеру или владельцу продукта быстро описать свою задумку.
Содержание шаблона Lean Canvas можно менять по ходу дела. Это удобно для гибких процессов — когда сначала непонятно, что получится в итоге. С его помощью легко собрать информацию о будущем продукте на одной странице, где все существующие гипотезы будут под рукой.
Product-менеджер принимает решения, от которых зависит не только содержание, но и успех продукта. Поэтому хорошо, когда он ответственно подходит к своему образованию: много читает, постоянно учится на своих и чужих ошибках и проходит профессиональные курсы. У Skillbox есть курс «Продакт-менеджмент», который ведут топ-менеджеры и гуру отечественного бизнеса.
ЧТО ДАЕТ LEAN CANVAS:
- Помогает создателю и менеджеру понять продукт со всех сторон.
- Помогает создателю и менеджеру объяснить свои идеи другим.
Как использовать модель
Lean Canvas — это таблица из девяти блоков, ее можно нарисовать самостоятельно или заполнить онлайн-шаблон.
Чтобы правильно заполнить таблицу, ответьте на вопросы о продукте.
Блок № 1
Сегменты потребителей и ранние последователи
Кто клиент?
Определите, кто будет покупать продукт, а кто — пользоваться им. Например, если вы делаете приложение или сервис для компаний, за выбор и оплату обычно отвечает руководитель, а за использование продукта — его сотрудники.
Кто первые пользователи?
Соберите группу из нескольких представителей вашей целевой аудитории. Они будут участвовать в разработке и запуске продукта: помогать проверять гипотезы, первыми тестировать, что получилось, и давать обратную связь.
Блок № 2
Проблема и существующие альтернативы
Определите проблему клиента и выявите конкурентов.
Какая проблема есть у клиента?
Посмотрите на все сегменты покупателей из первого блока и сформулируйте, какую их потребность закрывает продукт.
Например, вы придумали новую социальную сеть для нетворкинга. Её главная цель — познакомить специалистов из разных сфер для общих проектов. Такой продукт закрывает потребность клиента в общении и поиске профессиональных связей.
Кто уже решает эту проблему?
Выявите всех существующих конкурентов продукта. Любую проблему уже кто-то решает, но кто — не всегда очевидно. Если ваш продукт — сервис вызова такси, и вы закрываете потребность клиента в комфортном передвижении, то ваши конкуренты — не только аналогичные сервисы, но и компании, которые продают автомобили, велосипеды или самокаты.
Ответить на эти вопросы и ориентироваться на потребности пользователя помогает концепция Jobs To Be Done — «работа, которая должна быть выполнена».
Блок № 3
Уникальная ценность
Пропишите ценности продукта для клиента.
Чем продукт лучше остальных?
Ответ на этот вопрос поможет сформулировать уникальное торговое предложение (УТП).
Подумайте, чем ваш продукт лучше и почему клиенты захотят за него заплатить. Проверьте свои гипотезы на сформированной группе пользователей.
Блок № 4
Решение проблемы
Вы уже определили проблему и потребности пользователя, а в этом блоке опишите, как будете ее решать.
Как продукт решит проблему пользователя?
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, не основывайтесь только на своем видении. Подключите исследования, проведите интервью с группой пользователей, которых вы собрали для тестирования продукта.
Не все ваши гипотезы пройдут проверку, и это нормально. Зато после нескольких ошибочных идей вы найдёте лучшее решение.
Блок № 5
Каналы продвижения
Определите, как продавать и рекламировать ваш продукт. Опишите все каналы и методологию продаж.
Как и где лучше рассказать о продукте?
Ответ зависит не только от продукта, но и от его аудитории. Реклама в блогах, баннеры, анонсы на телевидении — не важно, главное — это рассказать о продукте тем способом, который лучше всего воспринимает целевая аудитория.
Допустим, вы создали приложение для ведения личного бюджета и решили продвигать его с помощью контент-маркетинга. У такого продукта разные пользователи: молодые семьи, студенты и фрилансеры. Если продвигать его только на одной площадке, например, на vc.ru, то вы охватите студентов, менеджеров и фрилансеров, а молодые семьи останутся в стороне. Вам важно учесть все сегменты целевой аудитории, поэтому подойдут ресурсы, которые читают сразу всё, например, «Лайфхакер».
Если ваш продукт подходит только для программистов или дизайнеров, то и рекламировать его лучше на специальных площадках.
Блок № 6
Потоки прибыли
Здесь нужно подумать о прибыльности продукта.
Как продукт будет приносить деньги?
Если собираетесь распространять продукт бесплатно, подумайте, как будете на нём зарабатывать в дальнейшем. Платный же продукт должен иметь достаточную ценность, чтобы клиент захотел за него заплатить.
Учитывайте, что не все готовы покупать то, чем с удовольствием пользовались бы бесплатно. Например, клиент выбирает менеджер задач, чтобы планировать дела. Для личных целей ему подойдёт бесплатный продукт с базовыми функциями и простым интерфейсом. К программе для работы уже больше требований, поэтому за неё и больше согласятся платить.
Блок № 7
Структура издержек
Сюда нужно включить всё, на что вы планируете потратить деньги.
Сколько денег нужно, чтобы запустить продукт?
Чтобы создать продукт, который захотят купить, придётся вложиться в исследования. Нужно будет определить целевую аудиторию, выявить проблему и найти решения, а готовому продукту понадобятся сайт и реклама, чтобы о нем узнали.
Блок № 8
Ключевые метрики
Не важно, какой продукт вы создаёте. Для всего нужны критерии, по которым будете оценивать результат.
Как понять, что продукт успешен?
Определите ключевые метрики с помощью маркетинговой воронки AAARRR. В ней учитываются основные этапы, которые проходит клиент, взаимодействуя с продуктом.
Блок № 9
Скрытое преимущество
Этот блок поможет отстроиться от конкурентов и выделить продукт ещё сильнее.
В чем особенность продукта?
Подумайте, что есть в вашем продукте, но нет в других. Это должно быть сильное преимущество, которое сложно скопировать. Например, как продвигать продукт лучше остальных, или ваш секрет — команда талантливых программистов, или же — особая функция.
История модели
Lean Canvas
Модель Lean Canvas придумал Эш Маурья (Ash Maurya): он взял за основу уже существующую Business Model Canvas Александра Остервальдера и адаптировал её к бережливому подходу.
Как и в бизнес-модели Остервальдера, в Lean Canvas девять блоков. Но модели отличаются, потому что Эш Маурья заменил четыре из них.
Business Model Canvas (Бизнес-модель «Канвас») | Lean Canvas (Бережливая модель «Канвас») |
---|---|
Customer Segments Сегменты потребителей | Customer Segments, Early Adopters Сегменты потребителей, ранние последователи |
Key Partners Ключевые партнеры | Problem, Existing Alternatives Проблема, существующие альтернативы |
Unique Value Proposition Уникальная ценность | Unique Value Proposition Уникальная ценность |
Key Activities Ключевые активности | Solution Решение |
Channels Каналы | Channels Каналы |
Revenue Streams Потоки прибыли | Revenue Streams Потоки прибыли |
Cost Structure Структура издержек | Cost Structure Структура издержек |
Key Resources Ключевые ресурсы | Key Metrics Ключевые метрики |
Customer Relationships Отношения потребителей | Unfair Advantage Скрытое преимущество |
Заключение
Модель Lean Canvas — это не окончательный бизнес-план. Её суть в том, чтобы изложить на бумаге первые идеи и начать их тестировать, постепенно улучшая. Только так можно создать продукт, который будет отвечать реальным потребностям пользователя.