Проверить и идти дальше: как RAT-подход помогает тестировать гипотезы стартапов

Подход RAT популярен среди стартапов. Рассказываем, что это такое, зачем тестировать рискованные гипотезы и при чем тут MVP.

Что такое RAT

RAT, или Riskiest Assumption Test — это подход, который используют для тестирования гипотез. Основная идея в том, чтобы получить обратную связь от пользователя как можно быстрее и проверить идею еще до создания продукта.

Как появился подход

Все началось со статьи Рика Хайама, главного менеджера по продукту в Skyscanner, где он говорит, что термин «минимальный жизнеспособный продукт» (MVP) больше не работает, потому что его неправильно используют.

При MVP-подходе команды создают минимальную версию продукта и передают ее пользователям. Главная задача — понять, есть ли спрос на продукт, еще до того, как он полностью готов. Поэтому, например, MVP-версия мобильного приложения будет выглядеть «как настоящая», иметь самые востребованные функции, но большое количество дополнительных фич разработчики отложат «на потом».

По словам Рика Хайама, стартапы так часто используют MVP, что перестали понимать его первоначальное значение — проверить идею.

Мария Ираидина

Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства CRM-маркетинга Out of Cloud.



«Минимальный жизнеспособный продукт — это не продукт, а способ проверить, нашли ли вы проблему, которую стоит решить».


MVP не дает гарантию, что продукт понравится и за него заплатят. Поэтому Хайам советует начинать с проверки рискованных гипотез.

Сколько занимает разработка MVP? Для примера, в агентстве Nimax разработка минимального жизнеспособного продукта идет 2-3 месяца.

Сколько потратили Instagram, Facebook и Uber, чтобы создать свои MVP:

  • Instagram — от $100 000 до $300 000 и примерно 3–6 месяцев.
  • Facebook — $500 000 и 9 месяцев.
  • Uber — от $1 до $1,5 миллионов.

.

Любая команда боится создать никому не нужный продукт и потерять деньги. Подход Riskiest Assumption Test помогает получать обратную связь от пользователя как можно быстрее, чтобы этого не произошло.

Когда использовать RAT

Тестирование рискованных гипотез поможет отсечь ненужное. Это возможность быстро и дешево проверить идею и идти дальше. Если предположение подтвердилось — можно переходить к следующему, если нет — вы сразу это поняли и сэкономили ресурсы, которые могли уйти на разработку никому не нужной идеи.

Чтобы использовать RAT, нужно:

  1. Найти самую рискованную гипотезу.
  2. Проверить ее самым быстрым и дешевым способом из возможных.

.

Например, Reuben Hall, генеральный директор студии мобильного дизайна и разработки MindSea, предлагает такой пошаговый план для тестирования рискованных гипотез.

 1. Заполните модель Lean Canvas.

Это бизнес-план, который поместится на одной странице, поможет определить цели и преимущества продукта, его пользователей и конкурентов и найти проблему, которую он решит.

 2. Найдите самую рискованную гипотезу.

Это поможет понять, действительно ли надо решать проблему, из-за которой вы создаете продукт, и будут ли клиенты готовы за него платить.

Например, создатели Dropbox были уверены, что у пользователей есть несколько устройств для обмена файлами, и не ошиблись.

 3. Проведите эксперимент и оцените результаты

Если вы подтвердили первую рискованную гипотезу, переходите к следующей.

RAT используют стартапы или компании, у которых нет денег на дорогое и долгосрочное тестирование, но для них важно исключить провал и получить прибыль.

Примеры использования RAT

Сам термин RAT появился только в 2016 году, но использовать подход начали гораздо раньше. Например, он помог крупным компаниям Airbnb и Zappos, когда они еще были стартапами.

Airbnb

Идея продукта

AirBed & Breakfast. Дизайнеры Брайан Чески и Джо Геббиа недавно переехали в Сан-Франциско. В городе часто проходили конференции, а отели для участников стоили дорого. Брайану и Джо не хватало денег на оплату аренды, зато у них в квартире была свободная гостиная.

Гипотеза

Люди готовы платить за то, чтобы переночевать в чужом доме.

Тестирование

Брайан и Джо разместили в своей гостиной несколько надувных кроватей, чтобы сдавать их в аренду по $80 за ночь. А чтобы рассказать о своем предложении, создали сайт, где в качестве бонуса к надувной кровати предлагали гостям завтрак и общение. Это сработало, и маленький стартап AirBed & Breakfast вырос в Airbnb, сервис для бронирования жилья по всему миру.

Так начинался сервис Airbnb в 2008 году. Источник

Zappos

Идея продукта

Интернет-магазин обуви ShoeSite.com. В 1999 году, когда электронная коммерция еще не была развита, Ник Свинмерн не смог подобрать себе кроссовки в обычном обувном и решил, что онлайн-магазин — хорошая идея.

Гипотеза

Люди хотят покупать обувь онлайн.

Тестирование

Ник начал с того, что пошел в ближайший магазин обуви, сделал фотографии моделей, которые там продавались, и разместил их в интернете. Когда появились первые заказы, он вернулся туда, но уже чтобы купить обувь и отправить ее покупателям. Так появился интернет-магазин ShoeSite.com, который позже переименовали в Zappos. Сейчас это крупная онлайн-платформа, которая продает одежду, обувь и аксессуары.

Эти примеры часто используют, чтобы объяснить термин MVP, но они также иллюстрируют RAT-подход, потому что выполняют его основные условия.

  • Риск. В обоих случаях создатели проверяли свои самые рискованные предположения. Если бы их гипотезы не подтвердились, то продуктов бы не было.
  • Быстро и дешево. Стартапы не тратили время и деньги на обдумывание идеи и разработку продукта, а использовали то, что было под рукой.

RAT — не единственный подход к созданию продукта, после появления которого многие начали сомневаться в необходимости и правильности MVP. Все началось раньше.

Кто уже сомневался в MVP-подходе

Рик Хайам не первый начал говорить о проблеме использования термина «минимальный жизнеспособный продукт». Он предложил тестировать рискованные гипотезы в своем блоге Hackernoon в 2016 году, когда формулировку и значение MVP уже пытались переосмыслить и заменить другие специалисты по управлению продуктом. Вот что в итоге получилось.

Когда и кто предложилАббревиатураРасшифровкаПереводОсновная идея
2011 год — Эрик Рис впервые описал подход в книге "Lean Startup".MVPMinimum Viable ProductМинимальный жизнеспособный продуктСоздать версию продукта с базовыми функциями.
2013 год — Рэнд Фишкин, сооснователь Moz, сформулировал термин и подход в своем блоге.EVPExceptional Viable ProductИсключительный жизнеспособный продуктСоздать продукт, о котором пользователи захотят рассказать друзьям
2013 год — Брайан де Хаафф, CEO Aha!, впервые описал термин в блоге компании.

2014 год — Лоуренс Маккейл, соучредитель Happy Startup School, расширил его в своем блоге.
MLPMinimum Lovable ProductМинимальный привлекательный продуктСоздать начальную версию продукта, которая понравится пользователям.
2016 год — Скотт Селхорст, консультант по управлению и стратегии продукта, предложил термин в своем блоге.MVPMinimum Valuable ProblemМинимальная ценная проблема или минимальное решение проблемыНе создавать продукт, а найти проблему и ее минимальное решение.
2017 год — Hayden Bleasel описал подход в блоге Prototypr.io.MBPMinimum Beautiful ProductМинимальный красивый продуктСоздать минимальную версию продукта и
усовершенствовать ее.

Это разные подходы к одной проблеме. Нет единого стандарта, по которому можно определить минимальность, жизнеспособность или желанность продукта для пользователя. Эти метрики зависят от продукта и целей его создателей.

Заключение

Теперь вы знаете, что цель RAT — не переименовать или отказаться от MVP, а пересмотреть процессы создания продукта. И всегда стремиться получить больше информации от пользователей с минимальным количеством усилий, чтобы снизить риск провала. В данном случае название термина не играет никакой роли.

Возможно, вы уже когда-то изобрели и успешно используете RAT (или другой подход), но не могли придумать название, а Рик Хайам вас опередил. Не расстраивайтесь, новых подходов на всех хватит. А если вы новичок и создавать свои концепции вам пока рано, но хочется разобраться в существующих, приходите на курс Skillbox по управлению продуктом.

Курс

Управление продуктом


Курс основан на практике ведущих продуктовых компаний. Кому будет полезно? Всем тем, кто хочет прийти в новую востребованную профессию, повысить свой уровень и прокачать компетенции в управлении продуктами.

1.

Больше 30 часов обучения от профессионалов


2.

Живая обратная связь
с преподавателями


3.

Неограниченный доступ к материалам курса


4.

Стажировки
в компаниях-партнерах


5.

Дипломный проект от реального заказчика


6.

Гарантия трудоустройства для выпускников


Хочешь получать крутые статьи по менеджменту?
Подпишись на рассылку Skillbox
Посмотреть