Управление
#статьи

Как вести себя в соцсетях, чтобы найти и не потерять работу. Советы эйчаров и юристов

Интернет всё помнит. А эйчары всё видят. Разобрались, на что влияют посты в личных аккаунтах.

Кадр: сериал «Офис»

Неосторожные высказывания в социальных сетях могут лишить человека работы. Только в октябре в медийную повестку попало два скандальных случая — школьную учительницу осудили за посты про секс, а инженера-программиста уволили за гомофобные комментарии под постом другого айтишника.

Как же правильно вести соцсети, чтобы не испортить репутацию и не потерять работу? И как вообще презентовать свои профили на разных площадках, чтобы они понравились потенциальному работодателю? Skillbox Media задал эти вопросы эйчарам из крупных российских компаний.


Эйчары действительно смотрят наши соцсети при найме

Если страницы, конечно, открыты. В закрытые аккаунты эйчары вряд ли начнут стучаться — как минимум у них нет на это времени. Но часто кандидаты сами указывают в резюме ссылки на свои профили в Facebook*, «ВКонтакте» или LinkedIn. Так потенциальные сотрудники подчёркивают свою открытость перед работодателем, считает руководитель HR-проектов «Яндекса» Анастасия Дрокина.

«Если у тебя открытый профиль в социальной сети, то ты автоматически становишься публичным человеком. Профиль в социальных сетях можно считать неформальным резюме и способом заочно познакомиться с кандидатом», — говорит Дрокина.

Руководитель группы по подбору персонала (IT и маркетинг) в Skillbox Анастасия Селиверстова выделяет две важные для эйчаров площадки — LinkedIn и Facebook**. В этих соцсетях она обязательно будет смотреть профили кандидатов на позицию от тимлидера. При этом Instagram* рекрутерам почти не интересен — этот сервис предназначен скорее для личных аккаунтов. Но бывают и исключения: например, когда кандидат ведёт экспертный блог.

Фото: Public Domain

Анализ соцсетей — необязательный пункт при рассмотрении кандидата на позицию, утверждают некоторые эйчары. Как уточнила PR-менеджер «СберЗвука» Роза Корсакова, в крупных компаниях отдел рекрутинга часто очень загружен. Из-за этого на просмотр страниц в соцсетях просто не остаётся времени.

С этой точкой зрения согласна и руководитель службы персонала в компании Appbooster Алёна Шеховцова. По её словам, анализ соцсетей может быть обязательным в одной компании, но это может даже не прийти в голову эйчару из другой. Собеседница Skillbox Media объяснила, зачем вообще эйчары могут смотреть на соцсети кандидата.

  • Проверить на соответствие корпоративной культуре. Эйчарам важно понять, не приглашают ли они на собеседование совершенно неподходящего по мышлению человека. Сама Алёна обычно просматривает соцсети (и иногда тратит на это довольно много сил и времени) только в том случае, если у кандидата скудное резюме: не заполнен блок «о себе», нет фото, краткое и сухое описание навыков.
  • Оценить погружённость в профессиональную сферу. В основном это касается должностей, предполагающих публичность и высокий уровень экспертности. Например, вакансии CMO, CTO. Вовлечённости также ожидают от представителей творческих профессий — например, от дизайнеров.

Итак, некоторые эйчары действительно иногда заглядывают в профили соцсетей. Возникает логичный вопрос.

Как выставить свой профиль в лучшем свете?

Эйчары советуют оставаться собой даже в реплаях на LinkedIn — не пытаться показаться слишком правильным. Однако удалить сообщения и комментарии со спорными высказываниями точно не помешает. Собеседники Skillbox Media также рекомендуют сделать из аккаунтов наглядную самопрезентацию.

Фото: Public Domain

«Страница в социальных сетях в какой-то степени отражает личность человека, подсвечивает его интересы и взгляды, говорит о социальном капитале. Со своей страницы стоит удалить комментарии, ссылки и отметки, которые могут быть неоднозначно истолкованы другим человеком», — отметила Дрокина.

Эксперт советует соискателям посмотреть на свой профиль глазами потенциального работодателя. Желательно удалить или скрыть со страницы то, что человек никогда бы добровольно не рассказал на собеседовании. При этом важно не переусердствовать в чистке профиля, чтобы страница оставалась естественной.

По-настоящему смутить эйчара могут только публикации о чём-то незаконном, утверждает Анастасия Селиверстова. Например, призывы к терроризму. При этом «нездоровые диалоги» в комментариях вряд ли станут предметом обсуждения на собеседовании. «Даже если человек матерится — это его личная страница, он имеет на это право. Главное, чтобы в деловом диалоге он вёл себя максимально прилично», — добавила она.

Если Анастасия всё-таки заходит в профили к соискателю, то смотрит на его активность в соцсетях, читает посты на стене и оценивает круг его контактов. Специалист анализирует, с кем человек общается, есть ли у него в друзьях или подписках какие-то знаковые фигуры рынка. Это помогает узнать, насколько потенциальный сотрудник вовлечён в сферу своей работы.

Алёна Шеховцова из Appbooster выделяет три полезных для соискателя пункта при оформлении профилей в соцсетях:

  1. Демонстрация любви к профессии. Репосты из тематических пабликов, заметки на профессиональные темы, фото с тематических мероприятий.
  2. Соответствие стереотипному образу представителя своей профессии. Стильные фото у тех, кто занимается визуальным контентом, сильные тексты в постах у копирайтеров.
  3. Доброжелательность, открытость, позитивность и отсутствие негатива.

Но что делать, если хочется оставить соцсети личным пространством? Эйчары дают простой совет — можно не указывать свои страницы в резюме или закрыть их в настройках приватности. Кроме того, важно составить полное резюме с хорошими «живыми» фотографиями — в таком случае эйчарам не придётся даже искать информацию о соискателях в соцсетях.

«Предрассудки и домыслы начинаются там, где остаётся большое поле для размышлений, то есть не хватает значимой информации», — сказала Шеховцова.

Что точно не стоит постить в свои соцсети, чтобы не испортить отношения с работодателем?

Нормально ли жаловаться друзьям в Facebook* на конфликт с начальником и рассказывать о запланированных проектах подписчикам? Это может привести к печальным последствиям, уверяют опрошенные нами эйчары.

Фото: Public Domain

По словам Анастасии Селиверстовой, некоторые сотрудники пишут на своих страницах посты о ссоре с начальником или коллегами, чтобы дать ситуации огласку. Но если смотреть на ситуацию стороны эйчара, то подобные сообщения показывают, что автор не лоялен компании. Анастасия уверена, что разумнее всего решить вопрос напрямую с участником ссоры или обратиться в HR-отдел. Если же сотрудник уже опубликовал пост, эйчару или руководителю всё равно желательно пообщаться с ним лично. Вполне возможно, что сотрудник по неопытности мог что-то неправильно понять.

Алёна Шеховцова советует осмыслять все действия в соцсетях так же, как и любые другие действия в реальном мире. Нужно объективно воспринимать работодателя и понимать политику компании. И главное — ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать условия NDA или соглашения о конфиденциальности, если они были подписаны. В таких случаях чаще всего сотрудник будет однозначно виноват.

Из-за каких действий в соцсетях уже теряли работу

В медийное поле за последний год попало сразу несколько ярких кейсов с увольнениями сотрудников из-за их действий в соцсетях.

Никита Пастухов работал системным инженером в IT-компании EPAM, пока не начал негативно высказываться в LinkedIn о своём отношении к гомосексуальности. Он поделился мнением в комментариях к посту другого сотрудника, который искал «мужа-программиста» на Facebook*.

Под этим постом Никита Пастухов оставил несколько гомофобных комментариев. Спустя несколько дней тред был удалён, а сам Никита потерял работу.

«Такое поведение является нарушением принятого в компании Кодекса этического поведения (Code of Ethical Conduct). Компания прекратила сотрудничество с этим специалистом», — прокомментировали в EPAM.

Ещё одна история — учительница биологии Ольга Щёголева уволилась из школы при Консерватории имени Римского-Корсакова после конфликта с администрацией заведения. Причиной ухода стал блог педагога в Instagram* о сексуальном просвещении — Ольга пишет посты о половом воспитании, методах контрацепции и устройстве мужской и женской половой системы.

«Свой блог я веду полтора года. Я освещаю вопросы полового воспитания, но мой блог рассчитан на взрослую аудиторию… Блог рассчитан только на взрослых людей, я пометила его как „18+“», — рассказывала Ольга.

Осенью этого года Ольга заметила, что на её профиль стали подписываться ученики — преподавательница блокировала их под предлогом того, что блог ведёт всё-таки для взрослой аудитории. Затем внимание на её посты обратила и администрация — родители учеников жаловались на подобный контент от учителя. Дошло до того, что ректор попросил удалить блог. Ольга решила сохранить профиль и написала заявление об увольнении.

Skillbox Media спросил у ведущего юриста Европейской юридической службы Ольги Широковой, насколько правомерны были действия работодателя в приведённых примерах.

«Одно из оснований для увольнения работника, выполняющего воспитательные функции, — совершение им аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. Это предусмотрено Трудовым кодексом РФ. Однако действующее законодательство не раскрывает понятия аморального проступка. Суды же относят к таким поступкам драки, скандалы, нецензурную брань, недостойное поведение в быту, появление в общественных местах в состоянии опьянения и другие проступки, которые могут угрожать жизни, здоровью и нравственности воспитанников», — сказала собеседница.

Для педагогических работников есть дополнительные основания увольнения, уточнила она. Например, повторное грубое нарушение устава организации в течение одного года. Лишиться работы также можно и за физическое или психическое насилие над учащимся.

Что важно знать о распространении информации с юридической точки зрения

В российском законодательстве нет перечня сведений о работодателе, которые точно нельзя разглашать, рассказала Широкова. Такой перечень компании составляют сами — издают локальный акт: например, положение о конфиденциальности или положение о коммерческой тайне. В этих положениях указывают:

  • перечень конфиденциальной информации;
  • перечень лиц, имеющих доступ к этой информации;
  • порядок регулирования отношений с работниками и контрагентами;
  • правила нанесения конфиденциальной информации на материальные носители с указанием обладателя;
  • ответственность и порядок привлечения лиц, виновных в нарушении условий данного документа.
Фото: Public Domain

Дополнительно работодатель может закрепить обязанность работника не разглашать коммерческую тайну в трудовом договоре и в должностной инструкции.

«В соответствии с трудовым законодательством РФ работодатель обязан ознакомить работника с локальными актами и предложить ему подписать согласие. Если сотрудник отказывается, работодатель составляет соответствующий акт. После отказа работник не получает допуска к коммерческой тайне», — уточнила Широкова.

Другой вариант — если работодатель уже позже внёс изменения в локальный акт о коммерческой тайне, а работник отказался от ознакомления с ним. Тогда, если для работника исполнение трудовых обязанностей без такого допуска невозможно, работодатель вправе расторгнуть трудовой договор. Но именно работодателю необходимо доказать обеспечение сохранности коммерческой тайны с его стороны, уточнила собеседница Skillbox Media.

Получается, что если в локальных актах и трудовом договоре нет данных о конфиденциальной информации, то сотрудник имеет право рассказывать о ней и делать публикации. В таком случае работодателю будет сложно защитить свои права. Однако есть исключение — ноу-хау.

«Согласно Гражданскому кодексу РФ, ноу-хау — это секрет производства, для которого необходимо соблюдение конфиденциальности. При этом важно, чтобы работодатель сам соблюдал порядок секретности своего ноу-хау. То есть если работодатель не соблюдал такой режим в отношении третьих лиц, то он не может требовать этого и от своего работника», — заключила Широкова.

А как выглядят мои соцсети?

На основе ответов эйчаров мы составили чек-лист для самопроверки. Заглядывайте в свои профили и оценивайте их так, будто на несколько минут превратились в рекрутера. Выберите одну или две платформы, где вы чаще всего встречаете людей из вашей профессиональной области, — например, Facebook* или Linkedin.

  • На аватарке вашего профиля стоит ваше фото?
  • В вашем профиле указаны места работы, учёбы?
  • Вы публикуете в ленту посты о своих рабочих достижениях, рабочих проектах, в которых участвовали?
  • Рассказываете о своих впечатлениях от работы? Например, делитесь инсайтами после очередного созвона?
  • У вас в друзьях есть коллеги?
  • А специалистов из вашей области, но из других компаний добавляете в друзья?
  • По вашему профилю можно однозначно сделать вывод о том, кем вы работаете?

К тем пунктам, где вы ответили «нет», мы советуем вернуться! Кто знает, какого эйчара очарует ваш вдохновенный пост о новом проекте на вашем нынешнем месте работы.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Смотреть все
Научитесь: Управление конфликтами Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована