Как вести переговоры: 10 советов, которые помогут выйти на выгодную сделку
Перевели статью известного американского переговорщика. Прочитав её, вы научитесь отстаивать свои интересы.
Кадр: фильм «Золото» / Boies Schiller Films
Даже если кажется, что результат переговоров заранее известен, попробуйте вести их по правилам, которые описал Эд Бродоу. Это американский публицист и один из лучших переговорщиков в мире по мнению Forbes.
Мы перевели статью с десятью советами о переговорах от Эда Бродоу. Вот они.
- Не бойтесь просить о том, чего хотите
- Меньше говорите, больше слушайте
- Заранее готовьтесь к переговорам
- Будьте готовы уйти в любой момент
- Не торопитесь, будьте терпеливы
- Ставьте перед собой амбициозные цели
- Поймите, как «давить» на оппонента
- Покажите оппоненту, как закроете его потребности
- Не отдавайте ничего даром
- Не отвлекайтесь на лишнее
Совет №1
Не бойтесь просить о том, чего вы хотите
Успешные переговорщики напористы, они бросают вызов всему. Они знают, что обо всём можно договориться, и при переговорах не принимают отказов. Вы тоже можете настойчиво просить о том, чего хотите. Вот два лайфхака, которые в этом помогут.
Выражайте свои чувства без тревоги и гнева. Например, можно практиковать так называемые «Я-высказывания»: когда вы говорите о своих намерениях, видении и своих чувствах. То есть вместо «Ты не должен этого делать» лучше говорить «Мне некомфортно, когда ты так поступаешь».
Научитесь отличать правду от вымысла и обоснованно оспаривать позицию оппонента. Для этого важно думать самостоятельно, а не верить всему, что вам говорят. Например, стоит сомневаться не только в словах оппонента, но и в том, что вы слышите по телевизору или читаете в интернете.
Обратите внимание: между напористостью и агрессивностью большая разница. Если вы заботитесь о своих интересах, но при этом уважаете интересы других, — вы напористы. Если вы не считаетесь с интересами других людей — вы агрессивны.
Совет №2
Меньше говорите, больше слушайте
Переговорщики — в какой-то мере детективы. Они задают наводящие вопросы и замолкают. Так они дают другим участникам переговоров возможность рассказать всё, что хотят от них узнать.
Навык слышать оппонента очень полезен — он позволяет, например, легко разрешить зарождающийся конфликт. Но это сложное искусство. Мы так стараемся, чтобы люди услышали нас, что забываем слушать других.
Исправить это можно, если следовать правилу «70/30»: 70% времени слушать, а 30% времени — говорить. Чтобы другой участник переговоров говорил больше, задавайте ему много открытых вопросов. Открытыми называются вопросы, на которые нельзя ответить простыми «да» или «нет».
Совет №3
Готовьтесь к переговорам
До начала переговоров соберите как можно больше информации, которая может пригодиться. Например, подумайте, какие варианты решения проблемы есть у собеседника.
Понимать обстоятельства всех участников переговоров важно, чтобы вы могли принимать взвешенные решения. Чем больше у вас информации о людях, с которыми предстоит разговаривать, в тем более сильной позиции вы находитесь.
Совет №4
Всегда будьте готовы уйти
Не ведите переговоры, в которых у вас только один вариант решения. Это вас сковывает. Например, если вы слишком зависимы от положительного исхода, вы теряете возможность отказаться от неудобных условий.
Но когда у вас есть возможность сказать: «Я уйду, если результат сделки меня не устроит», собеседник может уступить. Можно даже не говорить о том, что вы готовы уйти, — просто у переговоров изначально должно быть несколько вариантов исхода. Когда у вас только один вариант, вы, скорее всего, уступите собеседнику и окажетесь проигравшим.
Совет №5
Не торопитесь и будьте терпеливым
Многие люди хотят поскорее закончить ведение переговоров. Это неправильно. Берите пример с переговорщиков из Азии и Южной Америки. У них на первом месте человеческие отношения и достижение консенсуса. Они знают, что, если торопиться, легко допустить ошибку и зря потратить деньги.
Ваше терпение изматывает оппонентов. Если они торопятся, а вы — нет, оппоненты могут подумать, что их давление на вас не действует. В итоге они могут уступить, чтобы мотивировать вас ответить «да».
Совет №6
Ставьте перед собой амбициозные цели
Успешные переговорщики часто оптимисты. Чтобы достичь хороших результатов, начинайте переговоры с «экстремальных позиций». То есть запрашивайте больше, чем ожидаете. Например, продавец должен просить больше, чем ожидает получить. А покупатель — предлагать меньше, чем готов заплатить.
Работает простое правило: люди, которые нацелены на большее, добиваются лучших результатов. И наоборот — если ожидания занижены, вы, скорее всего, получите результат хуже, чем могли бы.
Совет №7
Поймите, как вы можете «надавить» на оппонента
Многие переговорщики думают о том, как оппонент будет «давить» на них. И если сосредоточиться на собственных ограничениях, можно упустить общую картину. В итоге это сработает против вас — в разговоре вы будете чувствовать себя более слабым.
Лучше спросите себя, какое давление вы оказываете на оппонента. Поймите, почему он должен уступить вам в переговорах. Даже если он кажется беспечным, у него есть заботы и тревоги. Ваша задача — определить их. Когда найдёте рычаги давления, используйте их в переговорах, чтобы достичь лучшего результата.
Совет №8
Покажите собеседнику, как закроете его потребности
Каждый смотрит на мир по-своему. Если вы будете понимать, как другой человек воспринимает сделку, вы будете на шаг впереди. Вместо того чтобы выиграть переговоры, постарайтесь понять оппонента и показать ему способы удовлетворить его потребности. Если вы поможете собеседнику удовлетворить его потребности, есть шанс, что он будет более склонен помочь вам и уступит.
При этом помните: вы должны удовлетворить их интересы, а не требования. Интересы — это то, что переговорщику действительно нужно. Требования — то, что оппонент, по его словам, хочет получить в итоге переговоров.
Совет №9
Не отдавайте ничего даром
Каждый раз, когда вы что-то отдаёте, получайте что-то взамен. Действуйте по принципу «Я сделаю это, если вы сделаете то». Иначе вы как бы приглашаете другого участника переговоров попросить вас о дополнительных уступках.
Если оппоненту придётся заслужить вашу уступку, то он получит большее удовлетворение, чем если бы получил её просто так.
Совет №10
Не отвлекайтесь на лишнее
Успешные переговорщики сосредотачиваются только на решении проблемы. Чаще всего они думают, какое соглашение можно заключить, чтобы учитывать потребности обеих сторон, и не переходят на личности.
Если зациклиться на личных вопросах или вопросах, которые не имеют отношения к сделке, можно сорвать переговоры. Поэтому лучше обсуждать только предмет переговоров. Если оппонент грубит или пытается надавить на жалость, постарайтесь понять его поведение и не принимать его на свой счёт, не давать эмоциональной реакции.
Как узнать больше о переговорах
- Переговоры — одна из форм деловой коммуникации. Переговоры могут занимать до 70% рабочего времени. Прочитайте статью о деловой коммуникации — разобрали в ней, что это такое и как эффективно общаться по рабочим вопросам.
- Совещания тоже могут проходить в формате переговоров. Чтобы прийти к результату, который устроит все стороны, нужно уметь вести диалог с сотрудниками. В Skillbox Media есть материал с советами по проведению рабочих встреч — прочитайте его, чтобы проводить совещания эффективно.
- Деловые переговоры — настоящее искусство. Освоить его поможет курс Skillbox «Деловые переговоры». На нём учат говорить «нет» невыгодным предложениям, помогают изучить эффективные переговорные техники и отработать их на практике.
Другие статьи Skillbox Media о ведении бизнеса
- Как завершить проект вовремя с помощью метода критического пути
- Как найти и оценить риски в проекте и защититься от них
- Как моделировать процессы компании и самостоятельно их описать
- Как понять, в какую сторону развивать бизнес, с помощью матрицы Ансоффа
- Как непрерывно развивать бизнес и быстро тестировать гипотезы с помощью методики HADI