Как продакту найти работу в США: делится руководитель продукта в международной компании
Спросили у Ксении Майоровой, что важно сделать перед поиском, к каким вопросам на собеседовании готовиться и можно ли искать работу в США удалённо.
Иллюстрация: pvproductions / vector_corp / Freepik / daria-pimkina / Sangga Rima / Roman Selia / Chris Leipelt / Joaquin Paz y mino / Sophie Smith / Donovan Reeves / Barth Bailey / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
В интервью для Skillbox Media Ксения рассказала:
- чем различаются позиции продакт-менеджера в России и в США;
- как подготовиться к поиску работы в США;
- на что обращать внимание при составлении резюме;
- как проходит процесс отбора в американских компаниях;
- какие вопросы задают на собеседованиях;
- можно ли найти работу в США удалённо.
Как подготовиться к поиску работы в США
— Ксения, для начала расскажи, различаются ли требования к продакт-менеджерам в России и в США при приёме на работу.
— Да, в России и в США у позиций продакт-менеджеров свои особенности. В России, как правило, начальные этапы карьеры продактов зависят от уровня их образования. Часто учёба в топовых университетах даёт лучшие возможности для стажировок или для старта в крупных компаниях. Но по мере того как менеджер продвигается по карьерной лестнице, значимость его опыта и навыков становится выше, чем первоначальное образование.
В США ситуация другая. При отборе больше внимания обращают на навыки соискателей — это повышает порог входа в профессию. Важный критерий — образование кандидата по направлениям Computer science, Human-computer interaction и подобным.
Ещё, как правило, в американских корпорациях продакт-менеджеры — это довольно зрелые специалисты. Конечно, если это не associate product manager.
В стартапах порог входа может быть ниже. Для таких работодателей не так важно, где кандидат учился, — важнее то, что он умеет делать. Также большую роль играет наличие софт-скиллов — например, коммуникабельности.
Ещё современные американские компании стали чаще проверять, есть ли у кандидата опыт работы в отраслях, в которых работают эти компании. Например, если вы хотите устроиться работать в финтех-компанию, то наличие опыта в этой сфере будет вашим преимуществом уже на этапе скрининга резюме системой ATS.
— С чего начать подготовку к поиску работы в США?
— Американский рынок очень конкурентный. Это рынок работодателей. Поэтому перед поиском работы важно подробно изучить вакансии желаемых компаний и осмыслить свои навыки и опыт. В дальнейшем — при составлении резюме и на собеседованиях — нужно будет делать акцент на тех навыках, которых требуют работодатели в выбранных вакансиях. Учитывая это, я бы выделила такие шаги в подготовке к поиску работы в США.
Шаг 0. Собираем список своих достижений. Внедрите привычку фиксировать результаты своей текущей работы до начала поиска новой. Если этого не делать, то, когда придёт время обновлять резюме, будет сложно восстановить в памяти свои достижения — например, вспомнить, какие показатели были у проектов, которыми вы занимались.
Как правило, в компаниях проводят регулярные перформанс-ревью — например, раз в год, полгода или раз в квартал. Это хорошая возможность зафиксировать, что вы за это время сделали, каких результатов достигли, на что они повлияли.
Отмечать результаты и успехи лучше письменно — мне, например, удобно делать это в Google-таблице. Для формулирования можно использовать фреймворк PAR — так ваши результаты будут удобно структурированы для использования в интервью.
Такой список придаёт уверенность и упрощает подготовку самопрезентации и резюме в период поиска работы.
Шаг 1. Составляем резюме. Определите, в какие компании вы бы хотели попасть, и узнайте, как в них устроен процесс отбора. Ещё рекомендую изучить миссию этих компаний, последние новости, продукты, которые они выпускают, и позицию компаний по важным для сферы вопросам.
Затем просмотрите вакансии выбранных компаний. На их основе можно сформулировать описание опыта и навыков, которые необходимы идеальному кандидату. Так будет легче сопоставить их со своим опытом и навыками и понять, что важно подчеркнуть при составлении резюме.
Чёткое понимание требований работодателей в вакансиях поможет скорректировать ваше резюме для успешного прохождения проверки ATS. Используйте слова и формулировки из вакансии — это повысит шансы прохождения.
Для этой задачи можно использовать ChatGPT. Отправьте в чат вакансию, ваше резюме и попросите бота скорректировать резюме так, чтобы оно идеально подходило под описание позиции.
Некоторые слова в резюме можно печатать белым шрифтом — они не перегрузят рекрутеров, но повысят процент соответствия вашего резюме вакансии в системе ATS.
Если вы рассматриваете несколько разных позиций, то для каждой нужно подготовить отдельное резюме. Например, если вы одновременно претендуете на позиции технического продакт-менеджера и программного менеджера, нужно делать два разных резюме, а не описывать несколько ролей в одном.
Важная особенность американского рынка труда — в резюме не принято указывать пол и возраст. Также нежелательно прикладывать свою фотографию. Кандидатов оценивают только по их навыкам и по тому, как они проходят собеседования.
Шаг 2. Настраиваем каналы поиска. Основной канал поиска — LinkedIn. С помощью него можно найти работу, стажировку, а также наладить профессиональные контакты. Поэтому, если вы ищете работу в США, у вас обязательно должен быть профиль в Linkedin.
Ваш профиль должен транслировать рекрутерам чёткое ценностное предложение — показывать все достижения, которые будут «продавать» вас как кандидата. Здесь поможет описание идеального кандидата из шага 1. Опираясь на него, можно понять, на чём сделать акцент в описании своего опыта и навыков.
При заполнении профиля советую пользоваться Grammarly. Это бесплатный сервис для проверки английских текстов. Он может предложить более естественные для английского языка и более ёмкие формулировки.
Если вы ищете junior- или middle-позицию, то лучше поставить в LinkedIn статус «Open to work» и указать геолокацию, в которой вы ищете работу. Это сделает вас заметным для рекрутеров.
Искать вакансии можно и другими способами. Например, нейросеть Wonsulting AI может собирать релевантные для вас вакансии из разных источников.
Шаг 3. Создаём таблицу для мониторинга процесса поиска. Компании отбирают работников в несколько этапов — чем больше компания, тем больше этапов. Чтобы не запутаться в этом процессе и отслеживать свой прогресс у разных работодателей, важно отмечать статус каждой вакансии в таблице.
Как проходит процесс отбора в американских компаниях
— Давай поговорим о процессе отбора. Какие инструменты можно использовать для подготовки к интервью?
— На американском рынке прохождение собеседований превратилось в отдельную индустрию — поэтому инструментов для подготовки много.
Например, есть платформа Blind. На ней люди делятся своим опытом прохождения интервью и рассказывают про опыт собеседований в компаниях. А на платформе Exponent есть курсы по прохождению интервью в конкретных компаниях.
Также я рекомендую использовать менторские платформы — например, ADPList или Meander. С помощью них можно пообщаться с человеком из интересующей вас компании. Особенно полезно поговорить с нанимающим менеджером.
Например, можно показать своё резюме, получить обратную связь, выяснить свои перспективы и порядок отбора, попросить дать рекомендации для подготовки к интервью или узнать, какие вопросы чаще всего задают.
Что касается вопросов — на первых этапах собеседований они похожи. Я искала списки таких вопросов в поисковиках и изучала сайты Quora, Glassdoor и Blind.
Также список вопросов можно найти в книгах по подготовке к интервью — например, в книге «Cracking the PM Interview».
Важно подготовить ответы на вопросы заранее и отрепетировать их — на рынке работодателей импровизация не приветствуется.
Ещё одна важная часть подготовки соискателей в США — это mock-интервью, или симуляция реального собеседования. Есть сервисы, в которых можно пройти интервью такого формата, иногда даже с реальным нанимающим менеджером, — например, в Exponent или в Presentum. Услуга стоит от 250 долларов.
Другая разновидность mock-интервью — тренировка в формате peer-to-peer. На перечисленных выше платформах можно найти человека, который тоже готовится к собеседованию, и по сформированному списку вопросов интервьюировать друг друга и давать обратную связь.
Я рекомендую сделать mock-интервью обязательной частью своей подготовки. Во-первых, если ответы хорошо отрепетированы, вы будете чувствовать себя увереннее на интервью — это повышает шансы на успех. Во-вторых, вы планируете конкурировать с американскими кандидатами, которые в среднем проходят до десяти mock-интервью перед собеседованием.
— Что для тебя было непривычным на собеседованиях в американских компаниях?
— Для меня был необычным акцент на поведенческих вопросах. Это очень типично для американских компаний и менее привычно для кандидатов на европейском рынке. Собеседований с поведенческими вопросами может быть довольно много — встречи с нанимающим менеджером, топ-менеджером компании, командные собеседования.
Собеседований с командами может быть тоже несколько. Часто вас включают в большой хаб кандидатов, который рассматривают, например, четыре команды. Соответственно, вам нужно пообщаться со всеми четырьмя командами, чтобы продвинуться дальше. Это один из самых ресурсозатратных процессов.
Ещё одно важное отличие — как правило, в американских компаниях ваше резюме не читают непосредственно перед собеседованием. Поэтому в самопрезентацию на собеседовании важно включить всё самое важное из резюме и не ссылаться на него в разговоре.
— Можешь рассказать подробнее о поведенческих вопросах?
— Методика поведенческих вопросов опирается на концепцию о том, что ваше поведение в прошлом может предсказать ваши действия в будущем. Поэтому кандидатов просят рассказать истории о том, как они реагировали на кризисные ситуации, как принимали решения, как вели себя в условиях стресса. Важно заранее вспомнить подходящие ситуации и подготовить ответы.
Ответы я советую структурировать по одному из фреймворков для поведенческих интервью. Я использовала фреймворк STAR. Сначала рассказывала про ситуацию и контекст. Дальше описывала задачу, которую нужно было решить в рамках сложившейся ситуации, рассказывала о своих действиях и обозначала результаты, к которым получилось прийти благодаря моим действиям.
Вопросов может быть много, а времени мало. Возможности подумать и уйти в детали, к сожалению, нет. Поэтому ответы должны быть ёмкими и структурированными заранее. На каждую историю лучше закладывать не больше двух минут.
— Расскажи о своём опыте собеседований — какие вопросы задавали?
— Могу рассказать о своём опыте прохождения собеседований в Booking и Meta. Рекрутер предварительно обозначил структуру интервью, описал процесс и типичные вопросы. Также предложил некоторые фреймворки для ответов на них.
Среди самых часто задаваемых вопросов были такие:
- Как бы вы приоритизировали конкурирующие функции продукта при его разработке?
- Какой была ваша стратегия на пятилетний срок при разработке последнего продукта?
- Поделитесь случаем, когда вы извлекли уроки из неудачи.
- Как вы действовали при разногласиях с членом команды или стейкхолдером?
- Можете ли вы поделиться позитивным опытом руководства командами?
Можно ли найти работу в США удалённо
— Нужно ли территориально находиться в США, чтобы найти там работу?
— В американских компаниях довольно много вакансий для удалённой или гибридной работы, поэтому можно искать работу, не находясь в стране. Но даже в этом случае важно, чтобы у вас был американский номер с настроенным автоответчиком — на него будут звонить и оставлять голосовые сообщения потенциальные работодатели. Настроить американский номер можно через Skype или Google Voice.
Некоторые соискатели скрывают, что находятся не в США, — так они пытаются повысить свою конкурентоспособность среди кандидатов. Но чаще всего это хорошо не заканчивается. Лучше всегда оставаться честным.
Встречаются удалённые вакансии с возможностью релокации в Штаты через какое-то время. Допустим, человек успешно работает в компании в течение года, а дальше ему помогают с оформлением необходимых документов и переездом.
Помощь в переезде в США сразу при приёме на работу — редкая история. В большинстве случаев такая опция доступна только топ-менеджерам или редким специалистам.
Если вы ищете вакансии для работы в офисе, то на момент подачи заявки уже нужно находиться в стране с разрешением на работу. Ещё лучше — находиться в той же локации, что и компания. Например, если вы подаёте резюме в Amazon в Сиэтле, то даже нью-йоркская локация может стать причиной отказа — скорее всего, резюме даже не пройдёт отбор системы ATS.
— Важно ли наличие опыта работы в американской компании?
— Да, в США ценят, если у соискателей есть опыт работы на локальном рынке. Даже если соискатель работал в маленькой неизвестной компании, это всё равно будет плюсом. Поэтому при поиске в первый раз можно рассмотреть не самые топовые компании, чтобы получить опыт на локальном рынке. А потом использовать его для поиска работы в ведущих корпорациях.
— Всё это кажется довольно время- и энергозатратным. А стоит ли игра свеч?
— Это правда, на поиск работы может уйти около года. Здесь каждый сам делает выбор и определяет свою мотивацию. Нужно быть готовым к долгому пути, большому количеству собеседований, отказам.
Мне такой опыт кажется полезным и развивающим — если вы проходите этот квест, значит, пройдёте и все остальные. Даже если в начале ничего не получается, научитесь поощрять себя за маленькие шаги и небольшой прогресс.
В моём случае процесс поиска занял около трёх месяцев. Но сейчас рынок изменился — технологические компании не набирают сотрудников так активно, как раньше.
Для продакт-менеджеров работа в американских компаниях — отличная школа менеджмента и маркетинга. Большинство фреймворков в продакт-менеджмент пришло именно из Америки.
Кроме того, США — это огромный рынок, на котором много возможностей, инноваций, большая концентрация талантов. Работая в американской компании, можно получить уникальный опыт, который потом пригодится как в корпоративной карьере, так и в бизнесе. Поэтому, конечно, оно того стоит.
Развиваете карьеру в диджитале и IT? Почитайте эти статьи Skillbox Media
- Как стать продакт-менеджером
- 5 навыков, которые стоит получить в 2024 году, чтобы зарабатывать больше
- Выгорание в диджитале и IT: как его распознать и предотвратить
- Как найти хорошего наставника
- Куда переехать из России: лучшие страны для релокации
- Как подготовиться к релокации в современных реалиях