Как продакту найти работу в США: делится руководитель продукта в международной компании
Спросили у Ксении Майоровой, что важно сделать перед поиском, к каким вопросам на собеседовании готовиться и можно ли искать работу в США удалённо.
 
 

В интервью для Skillbox Media Ксения рассказала:
- чем различаются позиции продакт-менеджера в России и в США;
- как подготовиться к поиску работы в США;
- на что обращать внимание при составлении резюме;
- как проходит процесс отбора в американских компаниях;
- какие вопросы задают на собеседованиях;
- можно ли найти работу в США удалённо.
Как подготовиться к поиску работы в США
— Ксения, для начала расскажи, различаются ли требования к продакт-менеджерам в России и в США при приёме на работу.
— Да, в России и в США у позиций продакт-менеджеров свои особенности. В России, как правило, начальные этапы карьеры продактов зависят от уровня их образования. Часто учёба в топовых университетах даёт лучшие возможности для стажировок или для старта в крупных компаниях. Но по мере того как менеджер продвигается по карьерной лестнице, значимость его опыта и навыков становится выше, чем первоначальное образование.
В США ситуация другая. При отборе больше внимания обращают на навыки соискателей — это повышает порог входа в профессию. Важный критерий — образование кандидата по направлениям Computer science, Human-computer interaction и подобным.
Ещё, как правило, в американских корпорациях продакт-менеджеры — это довольно зрелые специалисты. Конечно, если это не associate product manager.
В стартапах порог входа может быть ниже. Для таких работодателей не так важно, где кандидат учился, — важнее то, что он умеет делать. Также большую роль играет наличие софт-скиллов — например, коммуникабельности.
Ещё современные американские компании стали чаще проверять, есть ли у кандидата опыт работы в отраслях, в которых работают эти компании. Например, если вы хотите устроиться работать в финтех-компанию, то наличие опыта в этой сфере будет вашим преимуществом уже на этапе скрининга резюме системой ATS.
— С чего начать подготовку к поиску работы в США?
— Американский рынок очень конкурентный. Это рынок работодателей. Поэтому перед поиском работы важно подробно изучить вакансии желаемых компаний и осмыслить свои навыки и опыт. В дальнейшем — при составлении резюме и на собеседованиях — нужно будет делать акцент на тех навыках, которых требуют работодатели в выбранных вакансиях. Учитывая это, я бы выделила такие шаги в подготовке к поиску работы в США.
Шаг 0. Собираем список своих достижений. Внедрите привычку фиксировать результаты своей текущей работы до начала поиска новой. Если этого не делать, то, когда придёт время обновлять резюме, будет сложно восстановить в памяти свои достижения — например, вспомнить, какие показатели были у проектов, которыми вы занимались.
Как правило, в компаниях проводят регулярные перформанс-ревью — например, раз в год, полгода или раз в квартал. Это хорошая возможность зафиксировать, что вы за это время сделали, каких результатов достигли, на что они повлияли.
Отмечать результаты и успехи лучше письменно — мне, например, удобно делать это в Google-таблице. Для формулирования можно использовать фреймворк PAR — так ваши результаты будут удобно структурированы для использования в интервью.
Такой список придаёт уверенность и упрощает подготовку самопрезентации и резюме в период поиска работы.
Шаг 1. Составляем резюме. Определите, в какие компании вы бы хотели попасть, и узнайте, как в них устроен процесс отбора. Ещё рекомендую изучить миссию этих компаний, последние новости, продукты, которые они выпускают, и позицию компаний по важным для сферы вопросам.
Затем просмотрите вакансии выбранных компаний. На их основе можно сформулировать описание опыта и навыков, которые необходимы идеальному кандидату. Так будет легче сопоставить их со своим опытом и навыками и понять, что важно подчеркнуть при составлении резюме.
Чёткое понимание требований работодателей в вакансиях поможет скорректировать ваше резюме для успешного прохождения проверки ATS. Используйте слова и формулировки из вакансии — это повысит шансы прохождения.
Для этой задачи можно использовать ChatGPT. Отправьте в чат вакансию, ваше резюме и попросите бота скорректировать резюме так, чтобы оно идеально подходило под описание позиции.
Некоторые слова в резюме можно печатать белым шрифтом — они не перегрузят рекрутеров, но повысят процент соответствия вашего резюме вакансии в системе ATS.
Если вы рассматриваете несколько разных позиций, то для каждой нужно подготовить отдельное резюме. Например, если вы одновременно претендуете на позиции технического продакт-менеджера и программного менеджера, нужно делать два разных резюме, а не описывать несколько ролей в одном.
Важная особенность американского рынка труда — в резюме не принято указывать пол и возраст. Также нежелательно прикладывать свою фотографию. Кандидатов оценивают только по их навыкам и по тому, как они проходят собеседования.
Шаг 2. Настраиваем каналы поиска. Основной канал поиска — LinkedIn. С помощью него можно найти работу, стажировку, а также наладить профессиональные контакты. Поэтому, если вы ищете работу в США, у вас обязательно должен быть профиль в Linkedin.
Ваш профиль должен транслировать рекрутерам чёткое ценностное предложение — показывать все достижения, которые будут «продавать» вас как кандидата. Здесь поможет описание идеального кандидата из шага 1. Опираясь на него, можно понять, на чём сделать акцент в описании своего опыта и навыков.

При заполнении профиля советую пользоваться Grammarly. Это бесплатный сервис для проверки английских текстов. Он может предложить более естественные для английского языка и более ёмкие формулировки.
Если вы ищете junior- или middle-позицию, то лучше поставить в LinkedIn статус «Open to work» и указать геолокацию, в которой вы ищете работу. Это сделает вас заметным для рекрутеров.
Искать вакансии можно и другими способами. Например, нейросеть Wonsulting AI может собирать релевантные для вас вакансии из разных источников.
Шаг 3. Создаём таблицу для мониторинга процесса поиска. Компании отбирают работников в несколько этапов — чем больше компания, тем больше этапов. Чтобы не запутаться в этом процессе и отслеживать свой прогресс у разных работодателей, важно отмечать статус каждой вакансии в таблице.
Как проходит процесс отбора в американских компаниях
— Давай поговорим о процессе отбора. Какие инструменты можно использовать для подготовки к интервью?
— На американском рынке прохождение собеседований превратилось в отдельную индустрию — поэтому инструментов для подготовки много.
Например, есть платформа Blind. На ней люди делятся своим опытом прохождения интервью и рассказывают про опыт собеседований в компаниях. А на платформе Exponent есть курсы по прохождению интервью в конкретных компаниях.

Скриншот: Exponent / Skillbox Media
Также я рекомендую использовать менторские платформы — например, ADPList или Meander. С помощью них можно пообщаться с человеком из интересующей вас компании. Особенно полезно поговорить с нанимающим менеджером.
Например, можно показать своё резюме, получить обратную связь, выяснить свои перспективы и порядок отбора, попросить дать рекомендации для подготовки к интервью или узнать, какие вопросы чаще всего задают.
Что касается вопросов — на первых этапах собеседований они похожи. Я искала списки таких вопросов в поисковиках и изучала сайты Quora, Glassdoor и Blind.

Скриншот: Blind / Skillbox Media

Скриншот: Blind / Skillbox Media
Также список вопросов можно найти в книгах по подготовке к интервью — например, в книге «Cracking the PM Interview».
Важно подготовить ответы на вопросы заранее и отрепетировать их — на рынке работодателей импровизация не приветствуется.
Ещё одна важная часть подготовки соискателей в США — это mock-интервью, или симуляция реального собеседования. Есть сервисы, в которых можно пройти интервью такого формата, иногда даже с реальным нанимающим менеджером, — например, в Exponent или в Presentum. Услуга стоит от 250 долларов.

Скриншот: Presentum / Skillbox Media
Другая разновидность mock-интервью — тренировка в формате peer-to-peer. На перечисленных выше платформах можно найти человека, который тоже готовится к собеседованию, и по сформированному списку вопросов интервьюировать друг друга и давать обратную связь.
Я рекомендую сделать mock-интервью обязательной частью своей подготовки. Во-первых, если ответы хорошо отрепетированы, вы будете чувствовать себя увереннее на интервью — это повышает шансы на успех. Во-вторых, вы планируете конкурировать с американскими кандидатами, которые в среднем проходят до десяти mock-интервью перед собеседованием.
— Что для тебя было непривычным на собеседованиях в американских компаниях?
— Для меня был необычным акцент на поведенческих вопросах. Это очень типично для американских компаний и менее привычно для кандидатов на европейском рынке. Собеседований с поведенческими вопросами может быть довольно много — встречи с нанимающим менеджером, топ-менеджером компании, командные собеседования.
Собеседований с командами может быть тоже несколько. Часто вас включают в большой хаб кандидатов, который рассматривают, например, четыре команды. Соответственно, вам нужно пообщаться со всеми четырьмя командами, чтобы продвинуться дальше. Это один из самых ресурсозатратных процессов.
Ещё одно важное отличие — как правило, в американских компаниях ваше резюме не читают непосредственно перед собеседованием. Поэтому в самопрезентацию на собеседовании важно включить всё самое важное из резюме и не ссылаться на него в разговоре.
— Можешь рассказать подробнее о поведенческих вопросах?
— Методика поведенческих вопросов опирается на концепцию о том, что ваше поведение в прошлом может предсказать ваши действия в будущем. Поэтому кандидатов просят рассказать истории о том, как они реагировали на кризисные ситуации, как принимали решения, как вели себя в условиях стресса. Важно заранее вспомнить подходящие ситуации и подготовить ответы.
Ответы я советую структурировать по одному из фреймворков для поведенческих интервью. Я использовала фреймворк STAR. Сначала рассказывала про ситуацию и контекст. Дальше описывала задачу, которую нужно было решить в рамках сложившейся ситуации, рассказывала о своих действиях и обозначала результаты, к которым получилось прийти благодаря моим действиям.
Вопросов может быть много, а времени мало. Возможности подумать и уйти в детали, к сожалению, нет. Поэтому ответы должны быть ёмкими и структурированными заранее. На каждую историю лучше закладывать не больше двух минут.
— Расскажи о своём опыте собеседований — какие вопросы задавали?
— Могу рассказать о своём опыте прохождения собеседований в Booking и Meta. Рекрутер предварительно обозначил структуру интервью, описал процесс и типичные вопросы. Также предложил некоторые фреймворки для ответов на них.
Среди самых часто задаваемых вопросов были такие:
- Как бы вы приоритизировали конкурирующие функции продукта при его разработке?
- Какой была ваша стратегия на пятилетний срок при разработке последнего продукта?
- Поделитесь случаем, когда вы извлекли уроки из неудачи.
- Как вы действовали при разногласиях с членом команды или стейкхолдером?
- Можете ли вы поделиться позитивным опытом руководства командами?
Можно ли найти работу в США удалённо
— Нужно ли территориально находиться в США, чтобы найти там работу?
— В американских компаниях довольно много вакансий для удалённой или гибридной работы, поэтому можно искать работу, не находясь в стране. Но даже в этом случае важно, чтобы у вас был американский номер с настроенным автоответчиком — на него будут звонить и оставлять голосовые сообщения потенциальные работодатели. Настроить американский номер можно через Skype или Google Voice.
Некоторые соискатели скрывают, что находятся не в США, — так они пытаются повысить свою конкурентоспособность среди кандидатов. Но чаще всего это хорошо не заканчивается. Лучше всегда оставаться честным.
Встречаются удалённые вакансии с возможностью релокации в Штаты через какое-то время. Допустим, человек успешно работает в компании в течение года, а дальше ему помогают с оформлением необходимых документов и переездом.
Помощь в переезде в США сразу при приёме на работу — редкая история. В большинстве случаев такая опция доступна только топ-менеджерам или редким специалистам.
Если вы ищете вакансии для работы в офисе, то на момент подачи заявки уже нужно находиться в стране с разрешением на работу. Ещё лучше — находиться в той же локации, что и компания. Например, если вы подаёте резюме в Amazon в Сиэтле, то даже нью-йоркская локация может стать причиной отказа — скорее всего, резюме даже не пройдёт отбор системы ATS.
— Важно ли наличие опыта работы в американской компании?
— Да, в США ценят, если у соискателей есть опыт работы на локальном рынке. Даже если соискатель работал в маленькой неизвестной компании, это всё равно будет плюсом. Поэтому при поиске в первый раз можно рассмотреть не самые топовые компании, чтобы получить опыт на локальном рынке. А потом использовать его для поиска работы в ведущих корпорациях.
— Всё это кажется довольно время- и энергозатратным. А стоит ли игра свеч?
— Это правда, на поиск работы может уйти около года. Здесь каждый сам делает выбор и определяет свою мотивацию. Нужно быть готовым к долгому пути, большому количеству собеседований, отказам.
Мне такой опыт кажется полезным и развивающим — если вы проходите этот квест, значит, пройдёте и все остальные. Даже если в начале ничего не получается, научитесь поощрять себя за маленькие шаги и небольшой прогресс.
В моём случае процесс поиска занял около трёх месяцев. Но сейчас рынок изменился — технологические компании не набирают сотрудников так активно, как раньше.
Для продакт-менеджеров работа в американских компаниях — отличная школа менеджмента и маркетинга. Большинство фреймворков в продакт-менеджмент пришло именно из Америки.
Кроме того, США — это огромный рынок, на котором много возможностей, инноваций, большая концентрация талантов. Работая в американской компании, можно получить уникальный опыт, который потом пригодится как в корпоративной карьере, так и в бизнесе. Поэтому, конечно, оно того стоит.
Развиваете карьеру в диджитале и IT? Почитайте эти статьи Skillbox Media
- Как стать продакт-менеджером
- 5 навыков, которые стоит получить в 2024 году, чтобы зарабатывать больше
- Выгорание в диджитале и IT: как его распознать и предотвратить
- Как найти хорошего наставника
- Куда переехать из России: лучшие страны для релокации
- Как подготовиться к релокации в современных реалиях
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
                     
                     
                                     
                                     
                                     
                                    