Как правильно давать обратную связь сотрудникам: советы, основанные на опыте
Если вы сомневаетесь, что лучше — хвалить наедине или публично, читайте статью.
 
 
Одна из задач руководителя — давать обратную связь сотрудникам. В рамках бесед можно, например, разбирать ошибки, искать причины выгорания, обсуждать карьерный рост и хвалить за успехи. Но построить конструктивный и тактичный диалог может быть не так просто.
Мы поговорили с руководителями из разных компаний о том, как часто они дают обратную связь сотрудникам, как лучше её давать — публично или наедине — и что они могут посоветовать начинающим руководителям. Вот что они сказали.
«Давать обратную связь — не только право, но и обязанность руководителя»

Кира Калимулина
UXW-евангелист, эксперт-консультант, автор телеграм-канала «Спросите Киру»
— Обычно говорят, что нужно давать и позитивную, и негативную обратную связь. Но само слово «негативная» настраивает на что-то плохое. Я за то, чтобы давать позитивную и корректирующую обратную связь, то есть подсвечивать не только удачи, но и возможности для роста.
Давать обратную связь нужно постоянно. Важнее всего делать это на старте проекта, а ещё если вы видите, что сотрудник теряет мотивацию. Замечайте то крутое, что сделал сотрудник, и всегда проговаривайте ему это. А регулярные встречи один на один нужно проводить минимум раз в две недели — чтобы обсудить текущие дела.
Корректировать поведение лично, а хвалить публично — это классика. Если мы говорим при всех что-то, что может показаться сотруднику неприятным, мы ставим и его, и себя в уязвимую позицию. Мы как будто жалуемся на него при всех, а сотрудник должен или терпеть, или отстаивать свою правоту. Коллеги в чате достают попкорн.
Совет начинающим руководителям. Очень и очень страшно в самом начале давать обратную связь. Кажется, что скажешь что-то по делу, а человек возьмёт и обидится или даже уйдёт. Поэтому частая ошибка — ждать и наблюдать слишком долго, терпеть и надеяться, что он изменится. Лучше сразу говорите, что вас беспокоит, не превращайте маленькое недопонимание в смертельную вражду.
Давать обратную связь — не только право, но и обязанность руководителя. И конечно, всегда запрашивайте обратную связь у сотрудника. Разрешайте ему высказываться и не бойтесь услышать в ответ то, что вам не понравится. Корректирующая обратная связь никому не помешает, если к ней все готовы.
«Критика и похвала — это не обратная связь, а эмоции»

Юлия Корочкина
HR-директор торговой сети «Технониколь»
— В книге «Дао Toyota» сказано, что самое сложное — научить сотрудников признавать и исправлять ошибки так, чтобы не вызывать у них чувство вины или страха. Привить команде культуру такой разумной обратной связи — задача руководителя.
Если руководитель регулярно проводит встречи для обсуждения результатов сотрудников, уже после второй или третьей такой беседы сотрудники начинают чувствовать себя увереннее, перестают тревожиться и начинают сами предлагать решения проблем.
Оптимальная периодичность таких встреч — не реже 1–2 раз в месяц. Но можно проводить их чаще или реже — тут всё индивидуально.
Критика и похвала — это не обратная связь, а эмоции. Сотрудник воспринимает ситуацию негативно, когда ему страшно. Он не знает решения задачи, ему не хватает знаний или опыта, чтобы успешно справиться с ней. Если успокоить его, сгладить эмоции и разложить проблему и пути её решения по полочкам, то даже самый настороженный человек становится спокойным и вовлечённым.
Из личного опыта: раньше я часто додумывала за других, пыталась объяснить их поступки. Это изменилось, когда я научилась задавать вопросы и выстраивать честное и искреннее общение с командой.
Совет начинающим руководителям. Изучите принципы регулярного менеджмента и конфликтологию. Несложные тренинги или книги по теме помогут научиться управлять, а не манипулировать людьми. Так вы сможете рассчитывать на стабильный результат независимо от настроения сотрудников.
«Обратная связь действительно меняет людей, поэтому не подходите к ней как к формальности»

Алина Трофимцова
Лид UX‑редакторов в «Авито» и автор телеграм-канала «Дольче вита в Авито»
— Обратная связь должна быть направлена на ситуацию, а не на человека. Если сказать «Ты невнимательный и не отправил отчёт вчера», человек может не согласиться с такой оценкой. А если сказать «Ты обещал прислать отчёт в понедельник» — это просто факт. С нашей стороны важно убедиться, что обратная связь однозначная и понятная, а принимать её или нет — решает сам человек.
Главное — не превращать обратную связь в монолог. У сотрудника всегда должна быть возможность высказать свою точку зрения.
Ещё обратная связь должна быть своевременной. В каждом процессе случаются моменты, когда нужно остановиться и сказать «Это классно, продолжай делать именно так» или «Тут можно сделать лучше, давай я тебе помогу». Если разбирать работу команды, например, раз в полгода, такие моменты будут упущены — сотрудники не вынесут из разговора ничего полезного.
Чаще всего рекомендуют хвалить публично, а критиковать наедине, но важно учитывать и желание человека. Например, у меня в команде есть коллеги, которые стесняются, когда их хвалят при посторонних. Поэтому лучше уточнять у человека, как ему будет комфортнее обсуждать его работу — публично или наедине.
Совет начинающим руководителям. Обратная связь действительно меняет людей, поэтому не подходите к ней как к формальности. Заранее готовьтесь к разговору и подбирайте подходящие слова, чтобы у вас с сотрудником совпадало понимание ситуации.
Здорово, если вы запрашиваете обратную связь на свою обратную связь. Спрашивайте, всё ли было понятно, с какими моментами человек согласен, а с какими не согласен.
«Если вы разбираете ошибку, идеально не просто указать на неё, но ещё и дать совет, как поступать в аналогичной ситуации»

Максим Онищенко
Руководитель в сфере работы со стартапами
— Обратная связь должна быть основана на цифрах и фактах. Если вы отмечаете достижение сотрудника, то нужно не просто сказать «Ты молодец!». Например, если сотрудник предложил классную идею или вышел за рамки своей роли, можно отметить это и объяснить, почему это важно для команды.
Если вы разбираете с сотрудником ошибку, идеально не просто указать на неё, но ещё и дать совет по тому, как поступать в аналогичной ситуации в будущем. В этом случае помогает цикл Колба — модель обучения, при которой вы разрешаете сотруднику совершить ошибку, чтобы он научился чему-то на собственном опыте.
Обратная связь должна быть регулярной, но не нужно ограничиваться только ежегодными или ежеквартальными ревью. Сотрудники должны знать, что могут обратиться к руководителю за оценкой своей работы в любой момент.
Ещё руководитель должен инициировать общение по мере необходимости. Например, если он видит, что у сотрудника возникли сложности, лучше разобрать их сразу, чтобы избежать дальнейших ошибок.
Хвалить сотрудников публично лучше тогда, когда важно подчеркнуть их вклад в достижение общей цели. Если просто хвалить кого-то одного, без привязки к командному результату, это может вызвать у коллег ревность и негативно повлиять на атмосферу в коллективе.
Публичной критики я стараюсь избегать, чтобы не вызывать у сотрудника чувство неловкости. В такой ситуации лучше обсудить проблему тет-а-тет — дать понять, что руководитель может помочь разобраться с ситуацией.
Совет начинающим руководителям. Держите профессиональную дистанцию. Вы можете вникать в проблемы сотрудника и его работу, но не превращайтесь в приятеля. Это может снизить объективность и сделать человека менее восприимчивым к обратной связи.
Отмечайте индивидуальные особенности человека и проявляйте гибкость. Например, если сотруднику нужно больше времени на задачу, чем его коллегам, дайте ему это время.
«Моё главное правило: хвалим за смелость, критикуем за равнодушие»

Галина Юсупова
Head of content в Flowwow
— В работе с обратной связью я опираюсь на три принципа:
- Факты вместо эмоций — если что-то не так, говорю о том, что было сделано, а не о том, кто это сделал.
- Эмпатия — описываю, как ситуация повлияла на меня или команду, чтобы сотруднику был понятен контекст.
- Действие — вместе с сотрудником придумываем, как сделать лучше в следующий раз.
Обратная связь как хлеб: чем свежее, тем лучше. Важно, чтобы сотрудник помнил все детали. Кроме того, хорошо бы проводить регулярные встречи — они помогают обсуждать стратегические моменты, а не только ошибки. Налаженная система обратной связи — как сердце для команды: поддерживает её жизнь и энергию.
Моё главное правило: хвалим за смелость, критикуем за равнодушие. Когда кто-то берёт на себя больше ответственности и справляется, это повод для аплодисментов. Особенно важно поддержать новичка, чтобы придать ему уверенности в своих силах. А вот критика уместна, когда речь идёт о действительно серьёзных вещах — например, если ошибка сотрудника угрожает репутации компании.
Выбирая между публичной похвалой сотрудников и форматом «один на один», ориентируйтесь на принцип эмпатии — учитывайте, что будет комфортно для человека. Иногда публичная похвала вдохновляет не только сотрудника, но и всю команду, а иногда человек смущается и эффект обратный. С критикой лучше быть осторожным — это всегда разговор наедине.
Совет начинающим руководителям. Обратная связь — не экзамен, а инструмент для роста. Будьте конкретны, уважительны и последовательны: хвалите за успехи, мягко указывайте на ошибки и оставайтесь открыты и человечны. В основе любого диалога должны лежать доверие и стремление к развитию.
«Основной принцип — сначала слушать, потом говорить»

Алина Абдулвалеева
Руководитель отдела маркетинга в «Аспро»
— Обратная связь должна быть развивающей. Если произошла ошибка, нужно не обвинять сотрудника, а решать проблему и делать выводы, чтобы избежать повторений.
Очень важно отмечать успехи сотрудника, чтобы он понимал, в чём его сильные стороны и какую пользу он приносит компании. Развивающая обратная связь помогает не только решать проблемы, но и поддерживать сотрудников в их профессиональном росте.
Ещё важна регулярность. Мы проводим ежедневные и еженедельные командные встречи, где обсуждаем успехи и сложности. Планирование будущей недели и оценку прошедшей я провожу наедине с каждым сотрудником: поддерживаю или корректирую его действия.
Основной принцип: сначала слушать, потом говорить. Это даёт сотруднику возможность выразить свои мысли. Я стараюсь задавать открытые вопросы, чтобы человек сам пришёл к решению проблемы.
Например, вместо того чтобы просто указать на ошибку, я могу спросить: «Как ты думаешь, что можно было сделать иначе?» Это не только помогает находить решения, но и развивает у сотрудников чувство ответственности.
Публичная похвала укрепляет командный дух и вдохновляет других. На общих встречах я часто отмечаю успешные проекты сотрудников. А ежеквартально мы выбираем лучших сотрудников отдела и обновляем доску почёта.
Но критиковать лучше наедине: так мы бережём сотрудника от давления коллег и сохраняем его уверенность в себе.
Совет начинающим руководителям. Общайтесь со своими сотрудниками. Постройте доверительные отношения, будьте честными и открытыми. Каждый человек уникален, поэтому подход к обратной связи нужно адаптировать под него.
Слушайте, обсуждайте задачи и цели, говорите прямо. С опытом вы поймёте, как поддерживать сотрудников и одновременно помогать им развиваться. Главное — начать открыто общаться и строить диалог, тогда всё получится.
«Будьте открытыми и честными в общении с сотрудниками»

Евгений Бендюкевич
Совладелец завода Woodgrand
— Положительная обратная связь помогает мотивировать сотрудников, подчёркивает их сильные стороны и укрепляет уверенность. Отрицательная, в свою очередь, необходима для исправления ошибок, повышения качества работы и профессионального роста.
Если руководитель только хвалит или, наоборот, только критикует, это может привести к потере доверия, снижению мотивации или замедлению развития.
Плановые встречи, например, раз в квартал или раз в год год полезны для обсуждения общих результатов и стратегических целей. Но не стоит забывать и о регулярных беседах по текущим вопросам — их можно проводить по мере необходимости. Такой подход позволяет лучше отслеживать результаты сотрудников и ускорять их развитие и адаптацию.
Я считаю, что хвалить сотрудников лучше публично, — это создаёт позитивную атмосферу в команде. А критиковать лучше наедине, чтобы избежать неловкости и не навредить мотивации сотрудников.
Совет начинающим руководителям. Будьте открытыми и честными в общении с сотрудниками. Старайтесь не только указывать на ошибки, но и подчёркивать успехи сотрудников, чтобы мотивировать и поддерживать их.
Развивайте навыки активного слушания и эмпатии — это поможет лучше понимать подчинённых. Старайтесь создать атмосферу, в которой сотрудники смогут свободно выражать свои мысли и чувства, — это поможет наладить доверительные отношения и повысить эффективность команды.
Как узнать больше об эффективном управлении командами
- Если для вас важно быть не только руководителем, который выполняет свои задачи, но и лидером команды, прочитайте эту статью Skillbox Media. В ней мы объяснили, почему руководитель и лидер — не одно и то же. Ещё у нас есть подробный гайд по стилям лидерства. Вы узнаете, на чей подход к управлению — Илона Маска или Иосифа Сталина — похож ваш стиль и что делать с этой информацией дальше.
- В работе с командой важна обратная связь. В этом материале мы рассказали, как обратная связь влияет на эффективность работы и как правильно давать её сотрудникам.
- Ещё вам может пригодиться статья о решении конфликтов в коллективе. В ней мы говорим о том, как распознать и урегулировать конфликт и как создать рабочую среду, в которой споры сведены к минимуму.
- Для тех, кто хочет стать эффективным руководителем, в Skillbox есть курс «Управление командами». На нём учат управлять среди прочего удалёнными командами, распределять и контролировать выполнение задач, мотивировать сотрудников развиваться.
Больше материалов Skillbox Media для руководителей
- Что делать, если сотрудники прокрастинируют: советы руководителям и рядовым сотрудникам
- Как чувствовать себя хорошо: советы Логикам, Бунтарям и другим типам руководителей
- Нужно ли учиться руководить и какие навыки нужно развивать: отвечают опытные руководители
- Выгорание сотрудников в диджитале и IT: как его распознать и предотвратить
- 13 красных флагов при найме на работу: как понять, что кандидат вам не подходит
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
                     
                     
                                     
                                     
                                     
                                    