Управление
#статьи

«Мы все пришли сюда по любви»: как будущее российского спорта строится в онлайне

Спортивная индустрия в России нуждается в новых специалистах. В каких — рассказывает руководитель спортивного факультета Skillbox Камила Налбандян.

Фото: личный архив Камилы Налбандян

Камила Налбандян

Руководитель команды спортивного факультета в Skillbox.


Спортивный факультет стремится делать популярными и доступными профессии в спортивной сфере: здесь можно получить профессию спортивного менеджера, спортивного подкастера, фитнес-инструктора и тренера по шахматам. За полтора года своего существования факультет запустил более 20 курсов и продолжает развиваться.

Камила рассказала:


 Онлайн-обучение спортивным дисциплинам. Звучит как нонсенс. Как вообще у Skillbox появилась такая идея?

— Всё началось с запуска курса «Менеджмент и маркетинг в индустрии спорта». Этот курс оказался очень глобальным — мы осветили много разных сторон организации спортивного сообщества в России и увидели, какие возможности для развития есть у индустрии образования в спорте. Мы решили использовать эти возможности и в октябре 2020-го открыли отдельный спортивный факультет. Сейчас нам всего полтора года — мы маленькие, но гордые!

Главная проблема спортивного менеджмента в России и как её решить

Почему вы решили, что образование в спортивной сфере востребовано?

— В России в сфере спорта всё сложно с точки зрения организации и трудоустройства. Человеку вне спортивного сообщества устроиться довольно проблематично.

Учитывая это, наши онлайн-курсы помогают множеству людей осуществить свою мечту: получить знания, попасть в любимый спортивный клуб и работать в сфере, о которой они всегда мечтали, вне зависимости от места жительства.

Насколько спортивная индустрия нуждается в новых профессиональных кадрах?

— Тут интересная история: если посмотреть открытые источники, например hh.ru, — есть ощущение, что не нуждается абсолютно, потому что на таких сайтах нет спортивных вакансий.

Но люди из самой индустрии говорят, что в нашей стране есть огромная нехватка квалифицированных специалистов. Клубы хотят работать с профессионалами, и они готовы вкладывать свои ресурсы в обучение этих профессионалов, чтобы потом забрать их к себе.

Можно как-то реализоваться в спорте, кроме как стать профессиональным спортсменом или тренером?

— В нашей стране люди в принципе мало представляют, как много людей задействованы в подготовке и реализации любого спортивного мероприятия. Но помимо спортсмена и тренера есть те, кто хочет заниматься чем-то около спорта — спортивные комментаторы, менеджеры, врачи. Они не спортсмены, но причастны к этой сфере.

Карьерный трек спортсмена понятен: он включает тренировки, участие в соревнованиях и чемпионатах. Во втором случае всё гораздо сложнее. Попасть в спортивный клуб, например, на менеджерскую позицию, просто с улицы сложно.

Часто люди попадают на позиции спортивных менеджеров благодаря знакомствам, поэтому их профессиональный уровень очень разный и не всегда удовлетворительный.

Поэтому мы стараемся повышать уровень знаний, чтобы студенты лучше представляли свои возможности: проводим профориентационные вебинары о карьерных возможностях внутри спортивной сферы и особенностях разных должностей, привлекаем практикующих спикеров из спортивной индустрии, которые рассматривают реальные кейсы и дают актуальную информацию. Сейчас даже планируем запустить курс «Введение в индустрию», чтобы познакомить людей с профессиональными возможностями в спорте.

А почему так сложно найти работу в спортивной сфере?

— Я думаю, главная проблема в том, что сфера спортивного менеджмента в России во многом завязана на личных знакомствах, но от этого нужно уходить. Мир спорта изменился, технологии шагнули далеко вперёд, а многие спортивные организации работают как в позднесоветское время.

Пора растить классных специалистов, за которыми клубы будут охотиться. Это прекрасная возможность привести российский спорт к новым высотам.

Быть частью спортивного сообщества для спортсмена очень важно, но как в этом поможет онлайн-обучение?

— Мы стараемся строить обучение так, чтобы дать каждому студенту полезную для него стажировку или трудоустройство и уже в процессе учёбы организовать ему серию встреч с профессионалами. Сейчас с этим сложнее, но до пандемии мы проводили бизнес-завтраки, водили студентов на тренировки со спортсменами. В спорте люди достаточно открыты друг другу, поэтому мы даём возможность познакомиться, а дальше всё зависит от студента.

Студенты курса «Менеджмент и маркетинг в индустрии спорта» на бизнес-завтраке с бывшим исполнительным директором ФК «Локомотив» Алексеем Киричеком
Фото: личный архив Камилы Налбандян

Почему студенты выбирают учиться на спортивном факультете онлайн, хотя существует классическое образование в этой сфере?

— Во-первых, к нам часто приходят люди, которые уже работают и хотят повысить свою экспертность. Это люди из регионов, у них могут быть семья, дети. Для них очень дорога возможность учиться дистанционно и самостоятельно распределять своё время.

Во-вторых, у нас целостная программа, сильные эксперты и партнёры. Например, на курсе для фитнес-инструкторов мы работаем с Дмитрием Яшанькиным — это самый топовый российский фитнес-инструктор на YouTube, который на примерах из собственного опыта рассказывает, как устроена современная российская фитнес-индустрия и как выстроить работу с ней. Или Екатерина Макарова — наш спикер на курсе «Психология спортивных побед», олимпийская чемпионка 2016 года по теннису в парном разряде вместе с Еленой Весниной, мастер спорта международного класса. Она учит, как правильно работать с мотивацией и избегать выгорания — для профессионального спорта это очень актуальные темы.

В-третьих, мы внимательно относимся к разработке каждого продукта, и это помогает нам вырастить качественных и разносторонних специалистов.

Какие у вас основные конкуренты? Традиционные спортивные вузы, другие онлайн-школы, блогеры?

— Пока что в сфере спортивного образования в России ещё немного крупных игроков, поэтому озвучить топ-3 наших конкурентов сейчас не получится, но мы внимательно следим за ситуацией на рынке и новыми инициативами, в том числе авторскими курсами от спортсменов. Ещё мы активно перенимаем опыт зарубежного спортивного сообщества, которое развивается быстрее.

Психология побед, уход за газонами, гринкиперы: какие есть курсы и для кого они создаются

Расскажите о самых популярных курсах спортивного направления.

— Мы недавно подводили итоги года, и результаты оказались очень неожиданными. Самый популярный курс на данный момент — «Психология спортивных побед», и для нас это оказалось сюрпризом. Он сильно отличается от традиционных продуктов Skillbox, в нём нет стажировки и трудоустройства. Здесь мы учим профессиональных спортсменов, спортсменов-любителей и тренеров тому, как сохранять психологическую устойчивость, помогать себе справляться со стрессом от поражений и выводить свои результаты на новый уровень.

Ещё — и это тоже сюрприз — люди активно учатся на курсе «Аналитик букмекерской компании». Это тоже тестовая история, в которой нам было важно поработать с репутацией букмекерской сферы: в России её считают чем-то сродни мошенничеству. Но мы учим не зарабатывать на ставках, а просчитывать вероятность исхода математически. Этот курс, как и «Психология спортивных побед», не имеет аналогов в России.

И конечно, популярна наша флагманская программа «Профессия Спортивный менеджер». Она очень объёмная и даёт студентам хорошее представление об организации спортивной сферы в России и в целом.

Откуда вы берёте идеи для курсов?

— Хотела бы сказать, что у нас есть точная механика в генерации идей, но нет. Наш локальный мем — обезьянка, которая бьёт в гонг и рандомно решает все вопросы :) Но если серьёзно, то, конечно же, есть несколько основных источников. Самый глубокий и искренний из них — наши студенты. Часто именно они наводят нас на идеи новых продуктов: дают полезную обратную связь или подробные комментарии, обсуждают свои мысли с преподавателем. Если запрос повторяется, мы связываемся с этими студентами, исследуем этот запрос и начинаем над ним работать.

Второй такой источник — наши партнёры, которые приходят с конкретным запросом на специалистов, которых в сфере не хватает, и мы делаем курс на этом основании, с чёткой перспективой трудоустройства в компании партнёра.

В-третьих, мы всегда стараемся следить за трендами и реальной спортивной ситуацией как в России, так и за рубежом, и порой это тоже наводит на интересные и успешные эксперименты в логике продуктовой линейки.

Как вы определяете, будет курс востребованным или нет?

— Сначала у нас есть гипотеза, с которой мы идём к экспертам и консультируемся с ними. После этого проводим исследование клиентов: находим 8–10 человек из потенциальной целевой аудитории и общаемся с ними, стараясь определить их потребности и возможности. Конкурентов тоже изучаем: если в данной области продуктов очень много или их вообще нет — важно понимать почему, чтобы не сделать ошибку. Также используем открытые источники для анализа. И ещё мы делаем тестовые вебинары: выходим с темой курса или вопросом для сбора обратной связи и смотрим, насколько тема откликается аудитории. На этапе вебинаров уже можно понять, нужно это людям или нет.

Какие курсы собираетесь запустить в будущем?

— Планируем несколько новых курсов про фитнес: как работать с беременными, с пожилыми людьми и людьми с двигательными ограничениями. Ещё мы хотим больше работать с психологией спорта, потому что она играет огромную роль в спортивных достижениях. Её очень мало и ограниченно преподают в России, а спрос есть: и у самих спортсменов, и у их родителей, и у тренеров.

Мы не боимся экспериментировать. Например, недавно пришла идея запустить курс по рыболовству. В России существует увлечённое сообщество рыболовов возраста 50+, они очень стремятся получать знания, ищут экспертов, смотрят YouTube и ТВ. Я даже не думала, что рыболовство — это спорт! Оказывается, есть соревнования, экипировка, звания, локации, даже всероссийская федерация спортивного рыболовства — это отдельный интересный мир.

Ещё нам интересно создать курс для гринкиперов — это люди, которые занимаются уходом за спортивными газонами. У нас эта сфера вообще не развита, даже не знаю, откуда таких специалистов берут в России. Наверное, выписывают из-за рубежа.

Среди продуктов вашего факультета есть много курсов, связанных с медиа. Почему для работы в этих сферах нужно учиться?

— Можно работать в спортивных медиа и без специального образования, но этот путь требует много времени на пробы и ошибки. Спортивная журналистика существует уже давно, многие специалисты могут поделиться опытом и сэкономить молодым коллегам время и нервы. Мы просто берём этот опыт, структурируем, верифицируем, упаковываем в удобную форму — получается мощный теоретический блок, подкреплённый практикой домашних заданий, дипломов и стажировок.

Огромная часть спортивной аудитории — это дети. Вы не хотите придумать что-нибудь и для них?

— Да, мы задумались об этом, когда увидели, что на курс «Психология спортивных побед» приходит много мам, чтобы научиться помогать своим детям-спортсменам. Любовь к спорту формируется у человека в детстве, важно не упустить этот момент. А ещё в детстве мы ничего не боимся и смело мечтаем. Хочется направить детскую храбрость и энергию в профессиональное русло, чтобы в будущем они могли развиваться в любимом деле.

— Насколько западные санкции могут повлиять на желание россиян заниматься профессиональным спортом?

— Сложно заставить человека прекратить заниматься спортом, если это его страсть. Безусловно, текущее положение не способствует развитию, особенно в профессиональном спорте. Думаю, состоявшиеся спортсмены будут искать какие-то альтернативные варианты участия в спортивных мероприятиях, чтобы реализовать свои амбиции. Новички в профессиональном спорте будут пересматривать приоритеты, искать соревнования внутри страны.

В любом случае кризис — это точка роста. Очень любопытно, как к ситуации адаптируется индустрия и какие новые возможности мы увидим.

Практика в X-Fit и приоритет экспертности: как устроена учёба на спортивном факультете

Сталкиваетесь ли вы с неприятием онлайн-обучения в спорте?

— Когда мы только начинали, готовились серьёзно бороться с этим стереотипом. Но оказалось, что для множества людей из регионов России онлайн-обучение — это единственная возможность получить спортивную профессию, поэтому они вполне готовы к такой форме. А ещё за время пандемии больше узнали и доверились онлайн-обучению.

Конечно, в некоторых спортивных продуктах полностью перейти в онлайн невозможно. Тогда мы ищем нестандартные офлайновые решения. Например, в программе «Профессия Фитнес-инструктор» мы работаем с партнёром, сетью X-Fit. У них есть филиалы во всех крупных городах России, и мы направляем студентов на стажировки в эти фитнес-центры.

На спортивных курсах есть домашние задания?

— Да, и мы стараемся, чтобы они строились на реальных задачах из жизни, взятых у наших партнёров. За студентом закрепляется один проверяющий и ведёт его от начала до конца обучения. У нас нет оценок: ты либо выполнил домашнее задание, либо получаешь обратную связь о том, что надо доработать. Это вполне нормально, ведь у домашки может быть несколько итераций, главное — чтобы студент освоил навыки.

Как можно написать и защитить онлайн диплом по направлениям, требующим работы с людьми?

— Расскажу на примере курса «Фитнес-инструктор»: в качестве диплома мы ждём самостоятельно разработанную программу тренировок для определённого клиента или знакомого. Это не только финальная точка обучения, но и хороший кейс в портфолио.

Где вы ищете спикеров для спортивных курсов?

— Спортивное сообщество очень открытое, коллеги активно советуют нам кого-то или даже знакомят. Все понимают, что мы работаем для развития индустрии и способствуем тому, чтобы на рынке появлялись сильные специалисты. Сегодня спикер помог нам в создании курса, а в будущем, возможно, из этого курса в его клуб придёт талантливый организатор. И мы гордимся тем, что всегда приглашаем в качестве спикеров практикующих специалистов.

Это, кстати, непросто: спикер может читать лекцию впервые в жизни, он может быть не слишком харизматичным рассказчиком и бояться камеры, но для нас в приоритете то, что он классный эксперт.

Студент спортивного факультета Олег и руководитель билетных программ ХК «Спартак» Антон Лаптев на записи лекции
Фото: личный архив Камилы Налбандян

В вашей команде вы топите за российский спорт? :)

— Да! Это удивительно, насколько у нас спортивная команда. Это не было критерием отбора, но так получилось, что все наши ребята очень увлечённо занимаются каким-либо видом спорта. У нас есть замечательная волейболистка, есть чемпионка России по каратэ кёкусинкай, есть финалист шести международных беговых марафонов, чемпион Москвы по мини-футболу и спортивный аналитик-любитель, а также беговая и горная лыжница и фигуристка.

Алексей Михеев, продюсер курсов спортивного факультета, на марафоне в Германии
Фото: личный архив Камилы Налбандян

Кстати, личные истории есть у каждого нашего студента: либо кто-то в семье был спортсменом, либо человек занимался спортом в детстве и навсегда влюбился в него, либо по другой причине мечтает реализоваться в спорте. Для этих людей денежная мотивация — далеко не главное, скорее их мотивирует искреннее желание улучшить ситуацию в своём клубе, городе или стране. Один из самых частых вопросов, который они задают: «Как эту классную столичную практику адаптировать под наш небольшой провинциальный клуб?»

Студенты приходят к нам с пониманием, что в околоспортивной сфере в России часто не самые большие зарплаты. Но для них важнее всего осуществить свою мечту и стать частью любимого клуба. Вообще, сила нашего факультета в том, что все мы пришли в эту сферу по любви.

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Научитесь: Менеджмент и маркетинг в индустрии спорта Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована