Growth hacking: концепция взрывного роста для продукта и бизнеса
Разбираемся, что такое Growth hacking и как эта концепция помогает продуктовым командам привлекать и удерживать пользователей.
vlada_maestro / shutterstock
Как появилась и на чём основана концепция Growth hacking
Growth hacking, «хакерство роста» или «взлом роста», — это любые механизмы или действия, основанные на постоянных экспериментах, которые приводят к быстрому росту продукта и бизнеса.
Термин Growth hacking впервые появился в Dropbox, когда их маркетолог Шон Эллис придумал раздавать гигабайты пользователям за приглашения новых участников. Это помогло облачному сервису быстро привлечь новых клиентов и увеличить прибыль.
Growth hacking состоит из трёх основных элементов:
- Ценность продукта — какую проблему пользователя решает продукт.
- Точки роста — самые сильные метрики продукта, чтобы развивать их.
- Постоянное тестирование — создание и проверка гипотез.
Принципы работы Growth hacking
Один из основных принципов хакинга роста — научиться быстро ошибаться. Чем раньше команда поймет, что выбранная гипотеза не работает, тем лучше. Это похоже на Scrum с его короткими итерациями и постоянным тестированием. Ошиблись — берёте и проверяете следующую идею, закончились идеи — генерируете новые.
Что есть в Growth hacking | Чего нет в Growth hacking |
---|---|
Метрики: без исследования и цифр нет тестирования. | Правил: все руководства и принципы основаны на личном опыте, который сработает не у всех. |
Свобода в выборе инструментов: не важно что использовать, главное — результат. | Готового решения: никто не может сказать заранее, какая идея выстрелит и почему. |
Автоматизация: всё, что можно упростить, нужно упростить. | Запаса времени: нужно тестировать как можно больше гипотез, чтобы найти решение. |
Метрики и точки роста
Сначала нужно понять, где у продукта точки роста, то есть по каким метрикам его развивать, а потом выдвигать идеи и тестировать их.
Основная метрика — North Star Metric, или метрика путеводной звезды. Она отражает основную ценность продукта для пользователя и связывает её с прибылью компании. Например, NSM может выражаться в количестве оплаченных заказов, зарегистрированных пользователей или платных подписок, — во всём, что указывает на заинтересованность клиента в продукте.
Метрик может быть несколько. Главное, чтобы они соответствовали трём условиям:
- Отражали Aha Moment, то есть момент, когда клиент впервые осознал ценность продукта.
- Лежали в основе стратегии продукта.
- Приносили прибыль бизнесу.
Цикл роста продукта и growth-команда
Когда понятно, по каким метрикам нужно развивать продукт, нужно запустить механизм роста — цикл из четырёх этапов:
- Аналитика: найти проблему.
- Генерация идей: предложить решения.
- Приоритизация: выбрать, с чего начать.
- Тестирование: проверить, что получилось.
Весь Growth hacking построен на исследованиях: ни одна идея не попадет в продукт без проверки. Ростом бизнеса может заниматься один сотрудник или специально созданная growth team (команда роста), которая тестирует гипотезы. Первые команды роста появились в крупных компаниях, таких как Facebook* и Uber.
В 2012 году количество пользователей Facebook* достигло миллиарда человек, и быстрый рост остановился: было много новых регистраций, но многие сразу уходили. Тогда команда проанализировала все сегменты клиентов и выяснила, что те, кто продолжил пользоваться Facebook* после регистрации, в среднем успевали добавить 7 друзей за 10 дней. Стало понятно, что нужно сменить стратегию: сосредоточиться на удержании клиентов, и подталкивать их к этому показателю.
Состав growth team всегда зависит от продукта и задач, но чаще всего в нее входят:
- Лидер, менеджер или growth-мастер.
- Продакт-менеджер.
- Разработчик.
- Маркетолог.
- Аналитик.
- Дизайнер.
Команда работает на одну цель, поэтому в ней нет зон ответственности.
Как проходят growth-митинги
Раз в неделю или две команда собирается на встречу, на которой обсуждают результат проделанной работы и план. Условно такое совещание делится на четыре этапа.
Успех
Сначала обсуждают гипотезы, которые сработали. По каждой проверенной на прошлой неделе гипотезе отвечают на вопросы:
- Что нового мы узнали?
- Какой следующий шаг?
Ошибки
Обсуждают идеи, которые не сработали.
- Что и почему не получилось?
- Что нам мешает тестировать больше гипотез?
Выбор новых гипотез
Команда выбирает гипотезы, которые будет тестировать. Сотрудник, предложивший гипотезу, должен за три-пять минут представить ее остальным, а после этого ее выберут или вернут обратно в бэклог.
Приоритизация
Выбирают гипотезы, которые начнут проверять первыми.
Инструменты для роста
В Growth hacking нет правил, а главное условие — гибкость, но есть вспомогательные инструменты, которые уже испытаны командами и хорошо себя показали, как, например, метод AAARRR.
AAARRR — маркетинговая воронка основных этапов жизни клиента в продукте. Она нужна, чтобы разделить работу с пользователем на этапы и отслеживать показатели на каждом из них.
- Awareness или Информирование. Знакомство клиента с продуктом, например, он пришел на сайт.
- Acquisition или Привлечение. Клиенту стало интересно и он оставил свои контакты.
- Activation или Активация. Клиент понял ценность и стал пользоваться продуктом.
- Retention или Удержание. Клиент постоянно пользуется продуктом.
- Referral или Виральность. Клиент делится информацией о продукте.
- Revenue или Доходность. Клиент платит за продукт.
Из-за использования подобных инструментов Growth hacking часто относят к маркетингу, но на самом деле концепция работает на стыке разных продуктовых дисциплин: UX-дизайна, разработки, аналитики и маркетинга.
Заключение
Чтобы «вырастить» продукт, нужно постоянно следить за трендами и уметь заглянуть в будущее, ведь то, что работало сегодня, завтра станет бесполезным. Поэтому даже если вы нашли удачное решение, помните, через какое-то время конкуренты тоже начнут его использовать, и оно перестанет работать. Для интенсивного роста важно всегда смотреть вперед и создавать что-то новое.
Никто не научит вас следить за трендами в управлении продуктом, это самостоятельная работа. А за основными знаниями, без которых продакт-менеджеру никуда, приходите на курс Skillbox. Для новичков — это способ войти в профессию, а для продактов, у которых уже есть несколько кейсов, — научиться пользоваться новыми методологиями и получить обратную связь от опытных коллег.