Управление
#статьи

Что делать с психологическими проблемами сотрудников? Этичный гайд для руководителей

Нарушения ментального здоровья могут сильно снижать работоспособность коллектива. Разбираемся, как можно помочь сотрудникам, столкнувшимся с ними.

msderrick / Getty Images

Согласно исследованию британской компании BHSF, в 42% случаев люди берут больничный, имитируя физическую болезнь, тогда как реальная причина их невыхода на работу — психологическая проблема. И это в Британии, где вопросы ментального здоровья обсуждаются гораздо более свободно, чем в России.

При этом на Западе уже давно существуют эффективные модели помощи сотрудникам. Специалисты уверены, что такие программы помогают сделать труд работников проще и приятнее, а компаниям позволяют повысить эффективность. По данным ВОЗ, каждый доллар, вложенный в улучшение ментального состояния персонала, в итоге приносит четыре доллара благодаря увеличению производительности труда.

Эксперты рассказали Skillbox Media, как современные работодатели могут преодолевать сложности, связанные с нарушениями ментального здоровья сотрудников:


Какие психологические проблемы чаще всего встречаются на рабочем месте

Главными ментальными расстройствами, влияющими на производительность труда, ВОЗ называет депрессию, тревожное расстройство и зависимости. Только из-за первых двух мировая экономика теряет около 1 трлн долларов ежегодно, подсчитали в организации.

Помимо них, часто встречаются проблемы со сном и соматоформные расстройства (когда психика вызывает физические боли или даже нарушения работы органов). Более тяжёлые психотические заболевания, такие как биполярное расстройство или шизофрения, распространены гораздо меньше, рассказала Skillbox Media клинический психолог, системный психотерапевт, кандидат психологических наук, член Американской психологической ассоциации Александра Меньшикова.

Кадр: фильм «Бойцовский клуб»

Эксперт отметила, что психотические заболевания способны вызывать временную нетрудоспособность. Какое-то время человек с такой болезнью может работать без каких-либо проблем, но затем (особенно если не получает лечения) рискует впасть в сильную апатию, которая сделает его совершенно нефункциональным. Такие состояния могут необратимо разрушать мозг — тогда у человека падает продуктивность, память и интеллект.

Однако при должном лечении даже тяжёлые болезни в большинстве случаев не мешают нормально трудиться.

«Любое психическое расстройство позволяет человеку работать, и ни с одним из них труд не запрещён, — говорит Меньшикова. — Наоборот, для большинства людей с такими болезнями очень важна адаптация к нормальной современной жизни, и работа — хороший способ психического восстановления. Даже если болезнь сильно повредила мозг, врачи, как правило, выдают пациенту рекомендации, чем он может заниматься и в какие сферы деятельности ему лучше податься».

В любой сфере и любой стране на трудовой процесс сильнее всего влияет злоупотребление алкоголем. Оно создаёт несравнимо больше проблем, чем любые другие виды поведения, рассказал Skillbox Media генеральный директор компании «Корпоративное здоровье», психолог-аддиктолог, специалист в области поддержки сотрудников, член Международной ассоциации профессионалов в области поддержки сотрудников (EAPA) Александр Штульман.

Сотрудник может явиться на работу пьяным, но это лишь малая доля случаев — гораздо больше проблем создают люди, злоупотребляющие алкоголем в личной жизни. Они хуже работают, чаще ошибаются, отвлекаются и провоцируют несчастные случаи, в том числе и трагические. Из-за алкоголя могут возникать проблемы в семье, нарушения социальных связей, которые тоже негативно влияют на работоспособность.

Кадр: фильм «99 франков»

При этом алкоголь может негативно влиять на работоспособность даже в том случае, если человек не имеет зависимости от него.

«Вклад алкоголиков — примерно 10% случаев. Остальное — это люди, которые не больны, у которых нет окончательной потери контроля. Например, молодой человек первый раз в жизни выпил, не зная, как на него подействует алкоголь, а потом попал под машину — мы же не можем считать его алкоголиком», — подчеркнул Штульман.

Также, по словам эксперта, очень часто на эффективность сотрудника негативно влияют проблемы в семье и личной жизни. Как и алкоголь, они могут приводить к сильному стрессу и депрессиям, заставлять человека прогуливать работу или опаздывать, часто отвлекаться и совершать ошибки.

От каких ситуаций на рабочем месте лучше оградить людей с ментальными проблемами

Александра Меньшикова рассказывает, что для людей с психическими расстройствами наиболее проблематичны такие ситуации:

  • конфликты или критика со стороны начальства;
  • неопределённость в целях работы или сроках — «надо было сделать вчера»;
  • нарушения графика — переработки, труд в выходные;
  • отсутствие должного вознаграждения — когда человека не поощряют премиями или повышением, хотя он считает, что этого заслужил;
  • скучная работа, от которой хочется поскорее отделаться;
  • отсутствие огороженного личного пространства — например, работа в опенспейсе. Особенно это актуально для людей с тревожными и соматоформными расстройствами.

Также психолог отмечает, что люди с тревожными и депрессивными расстройствами часто испытывают чувство вины и считают, что не заслуживают уважения или своей зарплаты. Они пытаются компенсировать это, увеличивая количество выполняемой работы. А руководство или коллеги зачастую только рады переложить на них самые сложные и неприятные задачи.

«Такие люди порой становятся самыми нужными членами коллектива, им с неохотой дают отпуск под предлогом: „Ну а как же мы справимся без вас“», — рассказывает Меньшикова. — В итоге у человека постоянно возрастает перегрузка и ему становится ещё хуже. Это приводит к рецидивам».

Похожая ситуация угрожает людям с биполярным расстройством в период гипомании (возбуждения). Они набирают много задач, трудятся без сна, а затем впадают в глубокую депрессию.

Кадр: фильм «Невероятная жизнь Уолтера Митти»

Что может предпринять компания для помощи сотрудникам с ментальными расстройствами

Американский центр по контролю за заболеваниями в качестве первой меры рекомендует работодателям регулярно проводить тренинги, повышающие осведомлённость сотрудников о вопросах психического здоровья и управления стрессом.

Александр Штульман рассказал о кейсе из своей практики. В 2014 году в «Корпоративное здоровье» обратилось подразделение иностранной компании, которое работало в Украине. Начиналась война, и корпорация хотела помочь своим сотрудникам справиться с кризисной ситуацией. Но руководители на местах сказали, что люди пока ведут себя спокойно и продолжают ходить на работу.

«Но мы-то знаем, что такие события так или иначе влияют на психику каждого, — рассказывает Штульман. — И при этом никто ничего не обсуждает. В итоге многим сотрудникам начинает казаться, что они сходят с ума. Каждый думает: „У всех всё пучком, а я ночи не сплю, рыдаю, срываюсь на близких и не понимаю, в чём дело“».

В итоге компания провела тренинг, где специалисты рассказывали о симптомах, которые могут проявиться на фоне таких событий. Они объясняли, что испытывать их — вполне нормально, ненормальна сама ситуация, а не человеческие эмоции и переживания. Однако, если эти симптомы выходят за определённые пределы, нужно обратиться к специалисту. С руководителями психологи обсудили сложности управления сотрудниками и то, как стоит адаптировать методы управления под ситуацию с повышенным стрессом.

Сегодня работодатели часто нанимают психолога в штат или включают услуги психотерапевта в ДМС. Многие крупные компании — например, Ernst & Young или Johnson & Johnson — проводят тренинги для менеджеров, на которых те учатся выявлять ментальные проблемы у сотрудников. Для контроля за психологическим состоянием кадров также можно устраивать регулярные анонимные опросы.

Некоторые западные корпорации стремятся создать среду открытости, в которой сотрудники могут рассказать о своих проблемах без страха, что их уволят или подвергнут дискриминации. К примеру, у работников американской компании Buffer, которая создаёт инструменты для работы с соцсетями, есть отдельный чат, где они рассказывают о своих психологических проблемах. При этом в обсуждении активно участвует CEO компании, 32-летний Джоэл Гаскойн, который делится историями о своих походах к психотерапевту.

Однако это довольно специфическое решение, которое плохо подходит для крупных компаний. И наверняка оно бы плохо прижилось в российской культурной среде, в которой ментальные расстройства и психологические проблемы крайне стигматизированы.

Кадр: фильм «Элен»

Что такое программы поддержки сотрудников и как они работают

Комплексное решение проблемы — программы поддержки сотрудников (ППС). «Корпоративное здоровье» Александра Штульмана — одна из первых компаний, которая начала предоставлять такую услугу в России. Также в нашей стране этим занимаются Inbalansy, «Понимаю» и «Добросервис».

ППС появились в США ещё в прошлом веке. В 1930-е годы американские компании занялись поиском гибкого инструмента для решения проблемы злоупотребления алкоголем среди сотрудников. Ответом стало появление программы «Анонимные алкоголики» (АА).

Вместо того чтобы сразу выгонять выпивших работников, компании стали предлагать им альтернативу увольнению — пройти курс лечения в АА с последующим восстановлением. Это сработало — появилась Программа вмешательства в злоупотребление алкоголем. Специалисты, которые направляли пьющих сотрудников в АА, стали пионерами ППС.

В 1970-х годах появилась целая индустрия ППС, услугами которой начали пользоваться даже государственные структуры. Борьба со злоупотреблением алкоголем стала лишь одной из её задач.

«Выяснилось, что, если отслеживать проблемы людей на работе, применять дисциплинарные меры и с разной степенью настойчивости предлагать помощь, 80% сотрудников согласятся обратиться к специалисту», — объяснил Александр Штульман.

Программа вмешательства в злоупотребление алкоголем ежегодно сокращает потери американской экономики на миллиарды долларов. При этом в России по-прежнему не проводится исследований, как те или иные распространённые проблемы влияют на экономику и производительность труда. Однако косвенные данные показывают, что дела очень плохи, сетует эксперт.

Сегодня, помимо помощи в борьбе со злоупотреблением алкоголем, ППС помогают сотрудникам в решении следующих вопросов:

  • проблемы в личных отношениях;
  • проблемы в семье;
  • проблемы на рабочем месте;
  • эмоциональные проблемы — тревога и депрессия;
  • серьёзные ментальные нарушения: злоупотребление веществами, пограничные состояния и так далее;
  • финансовые сложности;
  • юридические вопросы.

Как работают такие сервисы? Компания подключает ППС, после чего любой сотрудник может бесплатно обратиться к специалистам за консультацией. Его личная информация при этом будет сохранена в тайне. Работнику предлагается до пяти бесплатных часовых консультаций. Как правило, этого хватает либо для полного решения проблемы, либо для того, чтобы сотрудник нашёл способ справиться с ней самостоятельно. В случае серьёзных ментальных нарушений консультант ППС направляет человека к психиатру — такие случаи, говорит Штульман, составляют не более 10%.

По словам эксперта, основной потребитель ППС на российском рынке — подразделения международных компаний, которые у себя на родине используют их уже десятилетиями. Российские компании интересуются такими услугами довольно редко.

В год в ППС обращается в среднем около 9% сотрудников. При этом цифра может быть гораздо выше в небольших компаниях или в компаниях, которые подключили программу недавно. Количество обращений резко выросло во время пандемии — до 35% в некоторых случаях.

Что делать боссу, если у подчинённого начался рецидив или обострение

Мы попросили экспертов составить список мер, которые может предпринять руководство компании, чтобы помочь сотруднику с ментальным расстройством, которому стало хуже. Штульман и Меньшикова сошлись в главном: всегда лучше, если начальство не будет вмешиваться в его жизнь и не станет навязчиво предлагать помощь.

«Абсолютно любая компания или предприятие должны следить только за тем, как сотрудники выполняют свою работу и следуют правилам, прописанным в корпоративных политиках, — говорит Штульман. — Руководителям даже не стоит выяснять причину нарушений на работе. Когда он вызывает проблемного сотрудника, он спрашивает: что случилось? Не нужно этого делать, пользы от этого не будет».

Эксперт поясняет, что решить проблему сотрудника руководитель всё равно не сможет, так как не имеет квалификации для этого и вряд ли сумеет разобраться в истинных причинах, зато потратит своё время. Жалость и сострадание тут неуместны — они могут помешать применить дисциплинарные меры. Вместо этого лучше отправить человека к специалисту и даже не спрашивать о причинах инцидента.

По мнению Александры Меньшиковой, если руководитель видит, что человек с ментальными проблемами перестаёт справляться, лучшее, что он может сделать, — дать ему отпуск, желательно пару недель. Если это невозможно, то стоит дать ему хотя бы один выходной или пораньше отпускать с работы, а также постараться переложить часть его задач на других.

«Критиковать человека бессмысленно — это никому ещё не помогало. Нужно принять тот факт, что человеку стало хуже и ему надо дать восстановиться».


Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Научитесь: Менеджер по обучению и развитию персонала Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована