Аутсорсинг: что это такое, зачем он нужен, каким компаниям подходит и как его организовать
Рассказываем об аутсорсинге главное, что нужно знать менеджеру и руководителю. Когда аутсорсинг полезен, а когда к нему лучше не обращаться?
 
 

Рассказала об аутсорсинге руководитель направления административного и производственного аутсорсинга в Colеman Group Марина Борзыгина.
Аутсорсинг — популярный способ оптимизировать работу компании. С его помощью можно решить сразу три задачи:
- снизить расходы на сотрудников;
- улучшить качество работы без увеличения трат;
- избежать типичных проблем, которые возникают при найме сотрудников в штат.
В статье разберёмся:
- что такое аутсорсинг;
- какие есть виды аутсорсинга;
- чем аутсорсинг отличается от предоставления труда работников;
- в чём плюсы аутсорсинга и какие в нём есть риски;
- каким компаниям и для чего он нужен;
- как устроен аутсорсинг;
- как его организовать.
Что такое аутсорсинг простыми словами
Аутсорсинг (outsourcing) — это передача части функций, операций или бизнес-процессов компании внешним подрядчикам.
Например, некоторым компаниям невыгодно держать в штате постоянную кадровую службу и они передают функции кадрового учёта провайдеру. Так они экономят на подборе и оформлении персонала, не беспокоятся об обучении и замене сотрудников, а также передают ответственность за качество поставщику услуг.
Какие есть виды аутсорсинга
В аутсорсинге выделяют несколько направлений, которые соответствуют функциям подразделений компании:
- IT-аутсорсинг — поддержка, модернизация IT-инфраструктуры компании, разработка программного обеспечения по техническому заданию и так далее;
- аутсорсинг бухгалтерского учёта — обработка первичных документов, авансовых отчётов, командировочных документов и так далее;
- аутсорсинг кадрового делопроизводства — ведение и учёт трудовых книжек, оформление приёма и увольнений, администрирование командировок, отпусков, массовый приём и увольнения, подготовка справок и копий документов для сотрудников и так далее;
- аутсорсинг административных функций — функции ресепшена, курьерской службы, колл-центра, секретаря, закупок, продаж, маркетинга и прочее;
- аутсорсинг производственных процессов — передача провайдеру одного или нескольких этапов производства;
- складской аутсорсинг — функции хранения, выдачи и обслуживания товара.
Этот список не исчерпывающий. Компания может передать внешнему провайдеру любые задачи или бизнес-процессы. Чаще всего передают то, что поддерживает работу компании, но не является для неё ключевым.
Чем аутсорсинг отличается от предоставления труда работников
Как мы говорили выше, аутсорсинг — передача непрофильных функций компании-подрядчику.
В этом процессе принимают участие две стороны: компания-заказчик и аутсорсинговая компания (провайдер). Заказчик передаёт провайдеру управление своими бизнес-процессами, провайдер несёт полную или частичную ответственность за результат.
Часто под аутсорсингом персонала подразумевают предоставление труда работников, но это разные понятия.
Предоставление труда работников — привлечение компанией-заказчиком работников, которые официально трудоустроены в другой компании — компании-исполнителе. Они работают в интересах, под управлением и под контролем заказчика, но зарплата и другие выплаты им приходят от компании-исполнителя — их официального работодателя, который, по сути, выполняет функцию кадрово-расчётного центра.
При такой схеме взаимодействия заключают договоры двух типов:
- гражданско-правовой договор о предоставлении труда работников — между компанией-заказчиком и компанией-исполнителем;
- трудовые договоры — между компанией-исполнителем и временными сотрудниками.
С 2016 года в России предоставлять труд работников могут только частные агентства занятости, которые получили аккредитацию Федеральной службы по труду и занятости.
Плюсы аутсорсинга
В начале мы говорили, что аутсорсинг помогает сэкономить ресурсы и время, привлечь к процессам лучшие кадры и избежать типичных проблем, связанных с наймом.
Вот ещё три преимущества этой формы рабочих отношений:
- Ответственность за процессы лежит на аутсорсинговой компании — заказчик получит результат работы, даже если часть сотрудников провайдера уйдёт на больничный или в отпуск.
- Растёт качество непрофильных процессов заказчика — у провайдера больше опыта и лучшие ресурсы: специалисты, софт, оборудование.
- Заказчик фокусируется на ключевых задачах, не отвлекается на второстепенные.

Риски аутсорсинга
У аутсорсинга есть и минусы — назовём два основных:
- Риск связаться с недобросовестным провайдером. Такие компании могут задерживать зарплаты своим сотрудникам, а это сказывается на качестве работы. Проблема особенно актуальна, когда у аутсорсера нет конкурентов.
- Конфиденциальность заказчика под угрозой. Заказчик передаёт часть своих бизнес-процессов сторонней компании. Поэтому он всегда рискует, что конфиденциальную информацию разгласят.
Этих рисков можно избежать, если включить в договор соответствующие пункты. О том, как выбрать надёжного аутсорсера, говорим ниже.
Какие компании пользуются аутсорсингом и для чего
Обычно к аутсорсингу обращаются, чтобы:
- сфокусироваться на основном направлении бизнеса;
- увеличить производительность бизнес-процессов;
- повысить качество сервиса;
- получить профессиональную помощь на первых этапах — это актуально, например, для стартапов или при открытии нового офиса, склада или производства.
Заказчиком может быть компания любого масштаба. В малом и среднем бизнесе аутсорсинг чаще всего используют для немасштабных бизнес-процессов. Например, наём сотрудника влечёт затраты на подбор, оформление и дальнейшее администрирование. Иногда выгоднее передать работу аутсорсерам.

Крупным производственным компаниям невыгодно отвлекаться на второстепенные функции — секретариат, службу ресепшен, техническую поддержку. Эти процессы требуют затрат не только на подбор и администрирование персонала, но и на обучение. А ещё нужно организовать замены на период отпусков и контроль. В этом случае тоже проще обратиться в аутсорсинговую компанию.
Какие функции нельзя передавать на аутсорс? Не рекомендуется передавать уникальные функции или ключевые бизнес-процессы компании. Например, если компания печёт пироги по собственным рецептам, она может нанять аутсорсеров для организации доставки и для развития клиентской базы, но передавать подрядчикам проработку рецептуры и выпекание в этом случае не стоит.
Как устроен аутсорсинг
В общем виде аутсорсинг работает по такой схеме:
1. Заказчик обращается в аутсорсинговую компанию.
2. Аутсорсинговая компания назначает менеджера проекта.
3. Менеджер проекта контролирует работу аутсорсинговой команды — например, бухгалтеров — и общается с заказчиком.
Менеджер проекта выполняет следующие функции:
- отвечает на запросы и обращения заказчика;
- работает с персоналом — формирует команду, обучает сотрудников, организовывает бесперебойную работу и необходимые замены;
- контролирует качество работы команды — следит за выполнением KPI, своевременно реагирует на проблемы и устраняет их;
- повышает эффективность бизнес-процессов;
- готовит отчёты о ходе работ для заказчика;
- предлагает улучшения в процессах или инструментах, если видит возможность улучшить результаты аутсорсинговой команды.
Помимо этого, провайдер:
- обеспечивает работника необходимыми ресурсами для выполнения работ — например, рабочими местами, оборудованием, доступом к ПО;
- обеспечивает безопасные условия работы и охрану труда в соответствии с законодательством;
- ставит задачи работникам и контролирует их выполнение — через менеджера проекта;
- отстраняет работников, которые нарушают статью 76 Трудового кодекса РФ;
- расследует несчастные случаи на рабочих местах аутсорс-сотрудников.
Кроме этого, нанятые сотрудники числятся в штате провайдера, а не заказчика, поэтому провайдер своими силами ведёт кадровый учёт, рассчитывает зарплату и отчитывается в ФНС и СФР по этим работникам.
Как организовать аутсорсинг
Вот пошаговый план, который поможет грамотно организовать аутсорсинг в компании.
Шаг 1. Определяем цель и задачи. Для начала нужно понять, зачем вам аутсорсинг — например, чтобы компенсировать нехватку персонала, снизить затраты или улучшить качество процессов. На этом этапе важно сформулировать ключевые задачи: какие работы будет выполнять внешний подрядчик, каких результатов вы от него ждёте, в какой срок, каким должен быть уровень их качества.
Шаг 2. Выбираем аутсорсера. Это самый важный этап — от него зависит качество передаваемых бизнес-процессов. Нужно обращать внимание на два фактора: экспертность провайдера и его опыт. От первого зависит, сможет ли подрядчик выполнить поставленную задачу максимально эффективно. Второе даёт уверенность в том, что при встрясках рынка — например, пандемии или санкциях — провайдер останется на плаву.
Изучите отзывы клиентов, оцените квалификацию персонала и принципы организации процессов. Имеет смысл провести встречи с несколькими потенциальными подрядчиками, чтобы сравнить их компетенции и подход.
Шаг 3. Составляем техническое задание. Заказчик решает, какой процесс лучше передать исполнителю, а также какой результат и в какие сроки он хочет получить. Чем точнее сформулированы требования, тем меньше рисков.
В ТЗ стоит описать особенности передаваемого бизнес-процесса, критерии качества и допустимые отклонения, требования к персоналу и условия выполнения работ, частоту коммуникации друг с другом.
Шаг 4. Составляем и заключаем договор. В нём нужно учесть все ключевые условия: права и обязанности сторон, порядок предоставления услуг, сроки, стоимость, ответственность за нарушения, порядок урегулирования споров и вопросы охраны труда. Также важно прописать порядок действий в случае форс-мажоров и условия расторжения договора.
Шаг 5. Проходим переходный этап. Даже если вы передаёте на аутсорс стандартную функцию, потребуется время, чтобы работа подрядчика встроилась в ваши процессы. На этом этапе важно организовать вводный инструктаж, предоставить подрядчику доступ к нужной информации, настроить каналы связи, утвердить графики, назначить ответственных. Первые недели работы особенно важны — и заказчик, и провайдер должны быть одинаково вовлечены в процесс.
Шаг 6. Оцениваем эффективность и при необходимости корректируем процессы. Когда работа запущена, важно регулярно оценивать результаты: достигаются ли цели, соблюдаются ли сроки, всё ли в порядке с коммуникацией. Если что-то идёт не так — корректируйте: пересматривайте KPI, перераспределяйте задачи, меняйте подходы к взаимодействию.
Аутсорсинг — это не «передал и забыл», а живой процесс, который требует внимания и периодической настройки.
Подведём итог
- Аутсорсинг — передача некоторых функций, операций или бизнес-процессов компании внешним подрядчикам. Предоставление труда работников — привлечение компанией-заказчиком работников, которые официально оформлены у другого лица.
- Обычно к аутсорсингу обращаются, чтобы компания могла сфокусироваться на основных бизнес-процессах.
- Главный этап при организации аутсорсинга — выбор надёжного провайдера. Чтобы обезопасить компанию, важно обращать внимание на экспертность аутсорсера, его опыт на рынке и отзывы других компаний о нём.
Другие материалы Skillbox Media об управлении персоналом
- Статья о том о том, как устроен подбор персонала и что умеют рекрутеры
- Опрос руководителей о методах тайм-менеджмента: что сделать, чтобы сотрудники всё успевали
- Разбор десяти ошибок лидера, разрушающих команду, — как сохранить мотивацию сотрудников на удалёнке
- Гайд по управлению персоналом — что это такое, зачем оно нужно и что делают HR-менеджеры в компании
- Статья с советами эксперта, как сохранить бизнес в условиях кризиса, — о рынке, рисках, зарплатах и возможностях
Курс
Эффективный руководитель
Вы научитесь разрабатывать стратегию, ставить цели, создавать бизнес‑процессы и комфортный климат в команде. Найдёте точки роста в своей компании, сможете претендовать на повышение или масштабировать бизнес.
Узнать про курс 
                     Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
                     
                                     
                                     
                                     
                                    