«Всё невозможное — в твоей голове»: как студентка стала призёром престижного питчинга сценариев
Вероника долго работала в колл-центре, а потом исполнила мечту и стала сценаристкой. Её сериал заинтересовал продюсеров и находится в разработке.
Иллюстрация: Dzasohovich / Wikipedia / Kyle Loftus / Pexels / Дима Руденок для Skillbox Media
Вероника Кондратьева
Россия, Тверь
Пройденные курсы
Достижения
Выпустила короткометражку, написала сценарий полнометражного фильма, вместе с соавтором они стали лауреатами питчинга медиагруппы «Красный квадрат».
Вероника рассказала:
- почему она пошла в сценаристы;
- про свои способы победить прокрастинацию;
- как её веб-сериал победил на питчинге;
- каково это — работать вместе со своим педагогом;
- в чём отличие сценариста от писателя.
«Раньше я думала, что в кино одни небожители»
— Почему вы решили стать сценаристкой и связать свою жизнь с кино?
— В 30 лет я подводила первые итоги жизни, оценивала, чего достигла, работаю ли там, где мечтала. И поняла, что занимаюсь совсем не тем, чем хочу. Но чем хочу — не знаю. Я стала искать себя, пошла к психологу. И в процессе работы с ним вдруг вспомнила, что меня ещё в юности интересовало кино, но я никогда не решалась даже попытаться.
Кино тогда мне казалось недосягаемой сказкой, в которой существуют одни небожители. Но после психотерапии ко мне вернулась решительность, и я стала искать курсы. Решила стать сценаристкой, потому что всегда любила сочинять истории.
— А почему раньше кино казалось недосягаемым? Были какие-то очевидные препятствия?
— Я в принципе не представляла, как попасть в эту сферу, ведь только одному из миллиона удаётся снять фильм и преуспеть. И ещё всегда думала, что у меня математический, структурный склад ума, а не творческий. Только потом оказалось, что благодаря этому мне легко удаётся держать в голове несколько сюжетных линий, разложить их по полочкам и не потерять суть.
После школы я поступила на программиста, но в нашем городе эта профессия не очень востребована, поэтому я не смогла найти работу по специальности. Зато у нас было много колл-центров и туда было легко устроиться, что я и сделала. И постепенно, за десять лет, выросла до руководителя клиентского сервиса.
— Страшно было наконец начать осуществлять свои мечты?
— Врать не буду — было непросто. В начале курса меня терзали мысли: «А если не получится? А если я никому не буду нужна?» И такие вопросы могут обрубить крылья. Но сейчас у меня появилась вера в то, что всё возможно.
Как победить прокрастинацию и найти на всё время: лайфхаки для успешной учёбы от Вероники.
Единственное, что мне помогает двигаться и улучшать результаты, — это принятие того, что ты не можешь каждый день быть эффективным на 100 процентов. Иногда у организма есть ресурсы, но бывает, что ему нужно восстановиться.
Также надо понимать, что если ты начинающий автор, то твои сценарии — не гениальны. Даже у великих авторов не каждый труд прекрасен, есть и посредственные. А чтобы не переживать по поводу того, что я не добилась хорошего результата с первого раза, я стараюсь находить время, чтобы набираться сил: делаю что-нибудь приятное для себя или просто жду, когда организм отдохнёт.
О победе на «Красном квадрате» со своим сериалом
— Вероника, вы ещё не окончили курс, но уже стали призёром питчинга компании «Красный квадрат». С каким проектом туда пошли?
— Наш проект «Подруга на час» — это веб-сериал о девушке, которая страдает от депрессии и пытается принять себя, но через общение с другими людьми. Так она и становится подругой на час. Это когда человек платит тебе за то, чтобы ты провёл с ним время как друг: сходил в кафе, выслушал его, посмотрел кино.
Такой формат общения ещё только появляется в России, а в мире уже очень популярен. Главная героиня встречается с людьми, сталкивается с разными ситуациями и, проходя через них, находит ответы на свои вопросы.
— Почему вас заинтересовала эта идея?
— Хотелось вскрыть болевую точку, которая есть в нашем обществе, но табуирована и не подлежит огласке. Таких тем много: в частности, психические расстройства. К формату друзей на час в России отношение тоже неоднозначное, поэтому он нам и интересен. Мы разрабатывали идею вместе с Анной Митафиди, моим куратором в видеомастерской Skillbox, а теперь — и соавтором.
— Забавно! Но каково это — работать вместе со своим педагогом? Она же, наверное, намного более опытная?
— Как только мы познакомились с Анной вживую и начали работать вместе, мы перестали быть педагогом и учеником. Мы стали партнёрами. Оказалось, что наши жизненные пути довольно схожи, так что мы быстро сошлись. Вместе придумывали концепцию, обсуждали сценарные ходы. Если мне не нравилась какая-то её идея, я могла об этом сказать не с позиции студента, а с позиции соавтора и мы вместе её дорабатывали. И если Анна считала, что моя идея нерабочая, я спокойно принимала критику и мы искали новые ходы. Это был обоюдный процесс.
Мы до сих пор работаем вместе, и у нас нет разделения на ведущего и ведомого. К тому же у нас разные задачи. Я — сценарист и полностью самостоятельно пишу сценарий, а Анна — режиссёр.
— Как вы думаете, почему вашему проекту дали призовое, второе место, выбрав из сотен других историй?
— Мы рассказываем об актуальной, интересной и ещё не исследованной проблеме. Поэтому я думаю, что наша история привлекает много зрителей. И медиагруппа способна заработать на этом, ведь производство сериалов — это не только творчество, но и бизнес. А чем больше целевая аудитория, тем больше денег. С точки зрения бизнеса выбрать нашу историю — вполне логично.
На питчинге компании «Красный квадрат» молодые авторы представили свои сериальные заявки. Всего в конкурсе участвовало 497 заявок. У нескольких победителей появилась возможность заключить контракт с медиагруппой и отправить их сценарии в разработку.
— Теперь, благодаря победе, вы сможете дальше развивать свой проект?
— Да! В конце декабря мы были на переговорах с продюсером, получили обратную связь и сейчас дорабатываем сценарий, расширяем его до стандартного формата сериала. После этого мы снова должны встретиться с медиагруппой и всё обсудить.
Всё так стремительно произошло! Ещё недавно я училась, и вот — я на питчинге, потом в «Останкино» и уже обсуждаю свой проект! После такого становишься смелее и понимаешь, что и других невозможных вещей нет. Всё невозможное — в твоей голове.
— А у вас уже был опыт в кино до питчинга в «Красном квадрате»?
— Да, я успела снять один фильм. Это произошло благодаря видеомастерской Skillbox, где мы с другими студентами работали над созданием художественной короткометражки. Тогда я и написала сценарий драмеди «Хочу, чтобы…».
Это история о мужчине на грани развода, который мечтает об идеальной красавице-жене. В игровом автомате он получает устройство, которое может менять партнёра по желанию владельца. И, чтобы спасти брак, он вносит изменения в личность супруги. Но каждая трансформация имеет побочный эффект и превращает жизнь мужчины в сущий кошмар :) Skillbox помог нам собрать команду, и уже через пару месяцев мы сняли фильм.
«Сценаристу надо выразить суть кадра в двух предложениях»
— Кажется, что новая профессия даётся вам очень легко. И всё же: с какими трудностями вы сталкиваетесь в работе?
— Самое сложное — воспринимать свою работу как часть коллективного творчества. Нужно быть готовым к тому, что не будет всё в точности так, как ты написал. Есть ещё и режиссёр, который видит это по-своему, и актёры, которые сыграют, как они считают нужным, и мнения продюсеров, и взгляд оператора.
Поэтому кино может получиться совсем не таким, каким ты его задумывал.
Вдобавок сценарист должен по 50 раз переписывать свою работу, прежде чем конечный вариант утвердят. К этому нужно подготовиться каждому новичку в профессии. И ещё сценарист сильно ограничен в словах. Он не писатель, у которого есть все средства для самовыражения. Сценаристу надо выразить суть кадра в двух предложениях.
— То есть всё это труднее, чем найти хорошую идею для сценария?
— Найти идею тоже надо постараться. Раньше я часто думала, как найти вдохновение. Оказывается, для этого есть даже специальные упражнения! Например, нужно задать себе вопрос: «А что, если…» Допустим, ты пишешь ужастик и думаешь: «А что будет, если сюда добавить комедию? А мелодраму?» Смешиваешь жанры, и у тебя рождается что-то новое и интересное. Ещё одно упражнение, «6 кадров», заключается в том, чтобы написать историю из шести тезисов — так, чтобы можно было менять их местами и получать новые истории. И, конечно, помогает наблюдательность.
Сценарист — это анализатор, он постоянно должен выискивать детали, замечать интересные мелочи, особенности людей, их жесты и речь. Из этого тоже может родиться идея. Только надо постоянно искать. Однажды на сценарий меня вдохновило объявление на «Авито» ;) В нём искали смотрителя в деревню. В объявлении сообщили, что нужен человек, готовый прожить всё лето в одиночестве и со стойкой психикой к паранормальному. Я взяла это за основу, и у меня в голове родился сюжет для фильма ужасов. Так появился мой полный метр «Смотритель».
Пока ты ждёшь вдохновения, другой человек делает твою работу. Не нужно ждать, нужно учиться его вырабатывать самому.
— Какая судьба у твоего полного метра?
— Он у меня стоит вторым приоритетом, после сериала. Я показываю его в продакшенах, хотелось бы, чтобы он тоже воплотился на экране.
БЛИЦ
— Какие жанры вам интереснее всего?
— Я люблю сложные истории, драмы и хорроры. А ещё мне нравится, когда в кино создаётся новый магический мир. За это люблю «Властелина колец» и «Гарри Поттера».
— Опишите профессию сценариста одним словом.
— Всё-таки пусть будет «ремесло».
— Какой совет можете дать тем, кто, так же, как и вы, задумывается о том, чтобы поменять профессию?
— Боятся — все. Если нет денег или уверенности, что эта профессия — ваша, попробуйте купить для начала книжку, гайд, поищите бесплатную информацию в интернете. Не стесняйтесь мечтать, ставить цели, которые кажутся недостижимыми, и делать к ним маленькие шаги.