Развитие
#статьи

Что такое нейропсихология — простыми словами

Постарались ответить на частые вопросы о нейропсихологии. Спойлер: это сложная наука, а не очередное НЛП.

Иллюстрация: Anna Shvets / Pexels / Google Deepmind / Unsplash / Colowgee для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:

Анастасия Астапова

Клинический психолог, нейропсихолог, когнитивно-поведенческий терапевт, соосновательница сервиса по подбору нейропсихологов «Нейронлайн».

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

В чём суть нейропсихологии

Нейропсихология стремится объяснить, как состояние мозга влияет на высшие процессы психики и поведение человека. К высшим процессам психики (или к когнитивным функциям) относятся:

  • мышление;
  • речь;
  • память;
  • внимание;
  • восприятие и воображение;
  • обобщение и абстрагирование;
  • синтез и анализ информации.

То есть нейропсихология изучает, как мозг и его здоровье влияют на наши мысли, реакции и выводы о мире вокруг, на слова и манеру речи, а иногда — на решения и поступки. Ещё один фундаментальный вопрос клинической нейропсихологии: как связаны мозг, разум и поведение и можно ли воздействовать на одно через другое.

Чем занимается врач-нейропсихолог

Проводит диагностику и коррекцию возможных патологий в развитии когнитивных функций. Например, если человек стал часто теряться в пространстве, заметил за собой необычную и рассеянность, которая не объясняется стрессом, начал путать буквы при письме или слова в речи — возможно, стоит обратиться за консультацией нейропсихолога.

Также нейропсихологи помогают поддерживать и восстанавливать когнитивные функции людям, пережившим черепно-мозговые травмы и инсульты. А ещё специалисты этого профиля консультируют:

  • при эпилепсии;
  • при деменции;
  • при болезни Паркинсона;
  • при различных неврологических болезнях и патологиях центральной нервной системы.

Ещё нейропсихологи работают с теми, у кого диагностированы дислексия и дисграфия, задержки психического и психоречевого развития (ЗПР и ЗПРР), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или есть подозрения на что-то из этого.

Чтобы стать нейропсихологом, нужно получить высшее образование по специальности «Психология» или «Клиническая психология», а затем пройти повышение квалификации по магистерской программе нейропсихологии. Или окочить вуз по специальности «Клиническая психология» со специализацией в области нейропсихологии.

Кому нужен нейропсихолог

Людям, у которых есть нарушения в реализации высших психических функций. Взрослым обычно нужен нейропсихолог:

  • после черепно-мозговых травм;
  • при поражениях мозга (инфекционных — менингит, энцефалит, — сосудистых, онкологических, токсических);
  • при болезнях нервной системы (например, при болезни Альцгеймера или рассеянном склерозе).

Такие состояния трудно пропустить: если взрослому нужна помощь нейропсихолога, это обычно не вызывает сомнений. Иначе обстоит дело с детьми, которые только осваивают способности своего мозга: не всегда ясно, когда нужно обратиться к специалисту, а когда — просто подождать.

Например, некоторые малыши начинают говорить или ходить позже сверстников, но далеко не всегда дело в патологии: зачастую это просто особенности индивидуального развития.

Задуматься о походе к нейропсихологу точно стоит, если отставание от стандартных сроков освоения навыков сильно затянулось или наблюдается сразу в нескольких областях. Например, если ребёнок в три года не говорит или к году не произносит простых звуков и никак не проявляет мимику.

Нейропсихолог также может понадобиться, если есть проблемы с учёбой. Зачастую их списывают на лень, а любые поведенческие особенности — на недостаток воспитания. Но иногда ребёнку трудно соответствовать усреднённым параметрам поведения и развития из-за особенностей работы мозга, и в этом нет вины самого ребёнка.

Если педагогические приёмы, индивидуальные занятия с репетитором, забота и помощь родителей с уроками не помогают и в самой школе нет триггеров, мешающих обучению (травли, деспотичных учителей), возможно, дело в особом развитии когнитивных функций.

Задача нейропсихолога в таком случае придумать «обходные» пути обучения: найти тот способ усвоения материала, запоминания, письма или анализа, который подойдёт конкретному ребёнку.

Итак, ниже перечислены ключевые маркеры того, что ребёнку нужна консультация нейропсихолога.

Задержка в развитии

Если вы замечаете, что ребёнок не достигает ключевых этапов развития (вовремя не начинает говорить, реагировать на общение и обращение к нему окружающих, ползать и ходить, интересоваться игрушками, распознавать цвета, держать предметы) — это может быть сигналом для консультации нейропсихолога. Если вы переживаете и чувствуете, что что-то не так, а лаконичное «Перерастёт» от педиатра вас не успокаивает, также можно обратиться к нейропсихологу для консультации.

Трудности в учёбе

Это могут быть постоянные проблемы в усвоении учебного материала, проблемы в координации движений, неусидчивость, замедленная обработка информации и повышенная отвлекаемость. А ещё сложности в концентрации внимания и дефицит памяти: ребёнок постоянно забывает сменку, дневник, тетради, по десять раз за день ищет где-то оставленный телефон, часто не помнит, зачем и куда шёл, потому что пути отвлекается на десяток других задач.

Социальные трудности

Например, изоляция от сверстников (по своей воле или в результате буллинга) или неспособность распознавать невербальные сигналы (в частности, трудности в понимании своих и чужих эмоций, удержании зрительного контакта и проявлении чувств). Также стоит обратить внимание на умение ребёнка распознавать сарказм, отделять шутки от серьёзной речи, поддерживать и начинать диалог, оперативно отвечать на простые вопросы.

Кроме того, поводом для обращения к нейропсихологу могут стать эпизоды внезапных эмоциональных всплесков. Например, ребёнок без особого повода впадает в ярость, неконтролируемо кричит и дерётся или, напротив, замыкается в себе, прячется от мира. Постоянные проявления стресса без видимых причин и сложности в контроле эмоций тоже нуждаются в профессиональной поддержке.

«Важно отметить, что детская нейрокоррекция может быть эффективной не только для решения проблем, но и для развития детей в целом. Если у ребёнка нет явных проблем в обучении или поведении, то помощь нейропсихолога необязательна, но не бесполезна. Начинать заниматься можно и нужно уже в раннем возрасте (рекомендованный возраст — от двух лет), когда мозг ребёнка активно развивается и усваивает новую информацию.

Специалист сможет подобрать индивидуальные упражнения, чтобы процесс знакомства с миром проходил комфортнее и эффективнее. И заложить здоровый фундамент для дальнейшего взросления и обучения. Например, в 2–3 года важно сформировать навык концентрации, но многие родители не знают, как это делать, а дети не всегда развивают это умение сами. В итоге в 6–7 лет ребёнку трудно перейти к освоению письма и чтения.

Чем младше ребёнок, тем легче он адаптируется к новым условиям и учится новым навыкам: детский мозг пластичен. А с возрастом нейропластичность снижается. Именно поэтому взрослым требуется больше сил для усвоения новой информации. С помощью специальных упражнений можно повлиять на различные когнитивные способности, но чем старше человек, тем менее пластичен его мозг, и в результате коррекция проходит тяжелее».

Анастасия Астапова

В чём разница между психологом и нейропсихологом?

Психолог сосредоточен на эмоциональном состоянии человека. Такой специалист помогает преодолеть комплексы и неуверенность в себе, побороть тревожность и пройти через карьерные, личные или возрастные кризисы.

Клинический психолог также может работать и с людьми, у которых диагностированы расстройства психики. Например, генерализованное тревожное расстройство, пограничное расстройство личности, биполярное расстройство или депрессия.

При этом диагностировать такие состояния и выписывать медикаментозное лечение может только специалист с медицинским образованием — врач-психиатр. Психология и клиническая психология — это гуманитарные специальности, и представители этих профессий не имеют права выписывать лекарства и ставить диагнозы. Но могут направить на консультацию психиатра в случае необходимости.

Итак, психолог, клинический психолог и психиатр отвечают за стабильное, позитивное состояние психики. То есть работают с эмоциями, убеждениями и поведением. А нейропсихолог занимается мышлением, речью, памятью, вниманием — то есть умственными способностями.

Если подросток отстаёт в школе из-за трудностей в выражении гнева или неуверенности в себе, стоит обратиться к психологу. Если же тинейджеру с трудом удаётся читать или писать, запоминать материал или координировать движения, а приступы гнева случаются без поводов и в непредсказуемые моменты — может понадобиться помощь нейропсихолога.

Чем отличается нейропсихолог от логопеда

Медицинский логопед, как и нейропсихолог, занимается восстановлением, поддержкой и развитием высшей психической деятельности. Но только в рамках одной когнитивной функции — речи. Если у человека после травмы, болезни, в результате индивидуальных особенностей развития или врождённых особенностей физиологии есть, например, отставание в речи или трудности в произношении и разграничении звуков — можно обратиться к медицинскому логопеду.

Нюанс в том, что нарушения речи часто сопряжены с другими проблемами: затруднениями в восприятии, сбоями памяти, нехваткой концентрации или внимания. Области мозга, отвечающие за речь, тесно связаны с центрами других когнитивных функций, и если есть патологии или особенности работы в одной области, вероятно, это скажется и на соседних. Поэтому медицинскому логопеду необходимы базовые знания в области нейропсихологии.

Немедицинские логопеды в основном работают с трудностями, которые связаны с особенностями развития мышц речевого аппарата. Или с нарушениями чистоты, чёткости и скорости речи. Например, с заиканием, беглостью речи, шепелявостью или картавостью, слабым или надрывающимся голосом. Некоторые из этих проблем могут быть связаны с нарушениями в работе мозга — тогда стоит обратиться к медицинскому логопеду.

Как проводит занятия нейропсихолог

Процесс диагностики и работы с нейропсихологом обычно включает в себя несколько этапов.

  • Предварительное собеседование с родителями ребёнка или взрослым пациентом. Специалист уточняет информацию о важных этапах развития, начиная от момента рождения до текущего времени, спрашивает об актуальных проблемах и их конкретных проявлениях в быту, узнаёт об особенностях поведения и эмоционального состояния человека. А ещё анализирует медицинскую документацию и результаты предыдущих обследований, если они есть.
  • Нейропсихологическое тестирование и обсуждение его результатов. На этом этапе специалист с помощью разных методик оценивает уровень развития когнитивных функций с учётом возрастных норм. Во время детской диагностики важной частью процесса является наблюдение за поведением ребёнка в ходе тестирования: так нейропсихолог получает более полное понимание индивидуальных особенностей и потребностей пациента.
  • Разработка индивидуального плана коррекции выявленных трудностей. И подготовка рекомендаций для взрослых пациентов или родителей, которые помогают организовать максимально эффективную среду для развития ребёнка за пределами кабинета нейропсихолога.

Дальше начинается сама нейрокоррекционная работа. Это система двигательных и когнитивных упражнений для комплексного развития структур мозга. Иногда для детей эти упражнения проходят в формате игр.

Сами задания очень вариативны: на занятиях со специалистом дети пишут обеими руками, читают, ищут лишние элементы, развивают логику и моторику, учатся координации движений и анализу, тренируют память. Кстати, некоторые из нейропсихологических практик могут стать тренажёром для всех желающих. Например, попробуйте такое упражнение:

  • приложите палец левой руки к кончику носа, а палец правой — к левому уху;
  • хлопните;
  • поменяйте руки местами (правую — на нос, левую — на правое ухо);
  • повторите и попробуйте сделать упражнение как можно быстрее.

Техника поможет взбодриться и раскачать мозг для продуктивной работы. Получилось? Похвалите себя, особенно если сразу освоили движения — достойно аплодисментов!

Детский нейропсихолог

Программа разработана совместно с Московским институтом психоанализа. Учитесь в онлайне и получите диплом о дополнительном профессиональном образовании. Вы узнаете, как работает мозг; сможете оценивать интеллектуальные и творческие способности ребёнка, определять особенности его мышления и уровень эмоционального интеллекта. А также поймёте, как формируются патологии, и научитесь корректировать наиболее распространённые проблемы: трудности в обучении, гиперактивность и так далее.

Узнать подробнее

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована