Развитие
#статьи

Мотивация ребёнка: как поддержать интерес к школе

Почему у младших школьников пропадает желание учиться и как его вернуть — рассказывают психологи.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Мотивированный к учёбе ребёнок — мечта любого родителя! Он сам интересуется предметом, стремится выполнять задания, готов браться за сложные задачи и преодолевать трудности. Многие дети с удовольствием приходят в первый класс и с энтузиазмом приступают к обучению, но постепенно интерес теряется.

Психологи Юлия Старостина и Александр Покрышкин рассказали:

Юлия Старостина

Психолог, кандидат психологических наук, сотрудник кафедры возрастной психологии МГУ. Спикер курса «Младший школьник. Большая инструкция для родителей».

Александр Покрышкин

Детский психолог, игровой терапевт. Спикер курса «Школа с удовольствием: как научить ребёнка учиться».

Откуда берётся мотивация

Примерно после кризиса трёх лет у человека появляется осознанная мотивация: он начинает понимать, чего он хочет и зачем ему это нужно. Если до этого периода дети часто хотят делать всё и прямо сейчас, то к младшему школьному возрасту у них развивается иерархия мотивов — умение определять для самих себя более и менее важные мотивы. Ребёнок уже не кидается немедленно исполнять то, чего ему захотелось, он способен придержать и в чём-то ограничить себя, если у него есть цель.

Мотивация бывает внешняя и внутренняя.

  • Внутренние мотивы связаны с самим процессом обучения: это когда ребёнок искренне любит то, чем занимается.
  • Внешние мотивы связаны с результатами, которые приносит дело. Ребёнок может учиться для того, чтобы занять социальную позицию. Допустим, он хочет получать пятёрки, потому что ему важно быть авторитетом среди одноклассников или он боится разочаровать родителей. Ещё к внешней мотивации можно отнести стремление к учёбе ради того, чтобы родители купили новые вещи, разрешили побольше играть в гаджеты, и страх быть наказанным.

Внешняя мотивация хороша тем, что её можно создать. Но, к сожалению, никакая внешняя мотивация не может быть постоянной.

Исследования показывают, что стремление получить похвалу или награду, избежать наказания напрямую связано с повышением тревожности, а в состоянии тревоги человеку трудно существовать, получать удовольствие от жизни и полноценно развиваться.

Почему пропадает мотивация

Часто бывает, что дети идут в первый класс в радостном возбуждении, но постепенно теряют интерес к учёбе. При этом родители думают, что ребёнок попросту ленится. Бывает, что такую оценку дают и учителя: «Ребёнок способный, но ему мешает лень».

Традиционно лень рассматривают как качество характера, которое мешает прилагать усилия и добиваться результата. Лень выражается в снижении активности и учебной мотивации ребёнка.

Но современные психологи склонны считать, что лень — это зачастую не черта характера, а симптом — сигнал о том, что человек находится в сложных для себя обстоятельствах. Например, ребёнку может быть просто неинтересно в школе — или, возможно, у него возникли сложности в отношениях с одноклассниками. Ещё причиной лени может быть стресс от слишком сложной задачи или отсутствие понятной цели.

Как слишком сложная задача может лишить мотивации? Представим ребёнка шести лет, который очень любит конструкторы и может посвящать им массу своего времени. Но что будет, если дать ему слишком сложный набор — например, рассчитанный на людей 12–14 лет? У него есть детали, есть образ результата — красивая картинка модели, которая в итоге должна получиться. Но инструкция слишком объёмная, детали слишком мелкие, нужно много читать. Некоторое время ребёнок будет стараться, но в конце концов бросит задачу, потому что «не получается».

Американская исследовательница Эмили Нагоски в книге «Выгорание», которая посвящена потере мотивации, описывает механизм, с помощью которого мозг человека определяет достижимость задачи. Этот механизм, который она называет монитором, непрерывно рассчитывает расстояние от нашего текущего местоположения до конечной цели. И если в течение долгого времени к цели не удаётся приблизиться, «монитор» решает не тратить время на решение этой задачи. Зачем стараться, если всё равно ничего не получается?

Также на мотивацию пагубно влияет отсутствие понятной цели. Это как в известном анекдоте, где прапорщик приказал новобранцам копать яму от забора и до обеда. Задача вроде бы простая, но зачем делать эту работу? Какой результат нужно получить?

К сожалению, часто школьное обучение становится такой «ямой от забора до обеда»: ученик не может сформулировать, зачем ему выполнять эту задачу, и теряет мотивацию.

Что делать, чтобы поддержать мотивацию к учёбе

Одна из самых популярных научных теорий на тему мотивации — теория самодетерминации. Вкратце — это теория о том, как осознанность и свобода выбора помогают людям эффективнее работать.

Психологи, работающие с этой теорией, называют четыре основных условия, при которых человек может сохранять мотивацию к чему-либо:

1) находиться в безопасной и комфортной среде;

2) понимать цель работы и самостоятельно организовывать процесс;

3) чувствовать достижимость успеха;

4) чувствовать поддержку.

Как использовать эти принципы в реальной жизни?

Исследовать учебные трудности. Какие конкретно сложности в учёбе есть у вашего ребёнка? С чем они связаны? Как вы можете помочь? Возможно, трудности связаны с усталостью от слишком большой нагрузки в школе и на кружках? Или с нездоровым эмоциональным климатом в школе? Или с личными особенностями восприятия ребёнка?

Исследовать обстановку в классе и отношения с учителем. Например, чувствительным детям может быть сложно работать с чрезмерно строгим и требовательным учителем, а для непосед это, наоборот, лучший вариант.

Больше включаться в школьные процессы. Учёба вашего ребёнка в каком-то смысле определяет и ваше будущее, и будущее вашей семьи. Если вы сами с энтузиазмом относитесь к ней, ребёнок почувствует это и тоже загорится интересом.

Организовать интересный и развивающий досуг, который позволит ребёнку добиваться успеха вне уроков. Желательно, чтобы этот досуг нравился и вам, — тогда вы сможете продуктивно проводить время вместе, поддерживать интерес и замечать успехи ребёнка.

Интересоваться тем, что любит ребёнок. Часто родителям кажется, что их детям нравится какая-то ерунда, и они запрещают ей заниматься. Так делать не стоит. Лучше попробуйте понять, почему ребёнка так увлекает это хобби. Чем оно ему полезно, что даёт? Как можно дать ему то, в чём он нуждается, другими способами?

Поддерживать эмоционально. Обязательно хвалить даже за небольшие успехи и помогать справляться с эмоциями, когда что-то не получается. Механизм работы похвалы очень простой: когда нас хвалят, мы чувствуем удовольствие и стараемся, чтобы в будущем снова заслужить похвалу. Да, это внешняя мотивация, но в ней нет ничего плохого. Наоборот, когда ребёнка хвалят, его уверенность в себе растёт, а значит, растёт и его устойчивость к трудностям.


Детский нейропсихолог

Программа разработана совместно с Московским институтом психоанализа. Учитесь в онлайне и получите диплом о дополнительном профессиональном образовании. Вы узнаете, как работает мозг; сможете оценивать интеллектуальные и творческие способности ребёнка, определять особенности его мышления и уровень эмоционального интеллекта. А также поймёте, как формируются патологии, и научитесь корректировать наиболее распространённые проблемы: трудности в обучении, гиперактивность и так далее.

Узнать подробнее

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована