Что такое синдром главного героя
Как наладить контакт между вымышленным идеальным «Я» и реальностью.
Кадр: фильм «Фабельманы» / Universal Pictures
Из этой статьи вы узнаете:
- как выглядит синдром главного героя в жизни;
- чем спровоцирован этот синдром и как он связан с нарциссизмом;
- есть ли плюсы у синдрома главного героя;
- как понять, что он вредит благополучию, и можно ли избавиться от привычки превращать жизнь в кино.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Что такое синдром главного героя
Это явление, при котором человек видит себя главным героем вымышленной версии своей жизни.
Синдром главного героя (СГГ) — не диагноз и не психологический термин. Скорее, феномен, порождённый социальными сетями и модой на привлечение к себе внимания.
Допустим, первокурсница Настя идёт в супермаркет. Контекст прозаический: надо восполнить запас продуктов по маминому списку. Но для Насти продовольственная вылазка превращается в сюжет любимого сериала.
Главная героиня безупречно накрашена, камеры не отстают от неё ни на секунду, все остальные вокруг — едва заметная массовка. Парень за кассой «не может отвести» смущённого взгляда от Настиного лица, и женщина в очереди «явно» неслучайно оступается и подталкивает Настю ближе к симпатичному кассиру.
На выходе Настя драматично замирает и бросает прощальный взгляд на своего несостоявшегося возлюбленного. Тот усердно пробивает товары следующего покупателя, не поднимая глаз, но в Настиной картине парень скорбно горбится, пытаясь укрыть от посетителей навсегда разбитое сердце.
Такая романтизация повседневности — первый отличительный знак синдрома главного героя. Вероятная причина — жажда интенсивных эмоций, ведь популярные книги, фильмы и сериалы работают на сгущении красок.
Вспомним бессмертные «Сумерки»: если любовь, то с первого взгляда, с угрозой для жизни и против всего мира. Главная героиня ни дня не провела спокойно: то усиленно страдала, то была головокружительно счастлива, смертельно напугана или решительна до абсурда.
Люди с развитым синдромом главного героя хотят жить так же. И если реальность не дотягивает до накала подростковых фэнтези и ромкомов, активируется фантазия. Так, будничный поход в магазин и превращается в мистическую историю любви на свободной кассе.
Читайте также:
Как узнать, есть ли у вас синдром главного героя
Почётный профессор психологических наук и нейронаук Массачусетского университета Сьюзан Краусс Уитборн предлагает такой тест:
- Когда приходит сообщение, вы чувствуете, что обязаны ответить как можно скорее?
- Если рядом завязалась драка или яростный спор, вы боитесь, что вас посчитают трусом, или глупцом, или равнодушным, или бездельником, если вы не присоединитесь?
Люди с СГГ не оставляют мессенджер без внимания надолго и не могут промолчать, пройти мимо и не участвовать в чужой баталии. Бездействие — участь массовки. Звёзды всегда в гуще событий, в потоке действий: не ответишь — сюжет истории не сдвинется с места, не влезешь в драку — станешь героем второго плана. Не транслируешь всё это — тебя не заметят.
Потребность быть особенным, заметным, ярким — почва для развития синдрома главного героя.
Доктор наук и профессор психологии Университета Суонси Фил Рид также полагает, что СГГ напрямую связан с развитием и популярностью социальных сетей.
Человек выкладывает красивые ресторанные завтраки, рассказывает о живописных прогулках с собакой, пишет посты о невероятных рабочих днях, полных сюрпризов, сенсаций и событий. И вот так, через соцсети, получает внимание и показывает миру свой идеальный образ.
Читайте также:
Здесь и кроется ловушка СГГ: человек не хочет, чтобы его настоящего приняли. Напротив, создаёт искусственный, притягательный аватар самого себя, чтобы другим было интересно и классно проводить время с этим «заместителем». Люди с синдромом главного героя порой будто и вовсе прекращают жить: всё существование сводится к поддержанию образа.
Шкаф превращается в костюмерную, дом и работа — в съёмочные площадки, а еда, питомцы, предметы — в реквизит. А досуг — в сценарий, который нужно отработать безукоризненно, чтобы люди по ту сторону соцсетей улыбались, ставили лайки, завидовали и мечтали жить так же.
Фил Рид пишет, что СГГ отвлекает от реально существующих проблем. Например, низкой самооценки, высокой тревожности, страха одиночества, навязанной системы ценностей, в которой тесно. И когда с помощью фильтров и красивого слога удаётся обмануть не только других, но и себя, СГГ становится реальной проблемой.
Синдром главного героя связан с нарциссизмом?
Возможно. Но знака равенства между ними нет.
Профессор Рид предполагает, что проявления синдрома главного героя схожи с симптомами нарциссического расстройства и заболеваний, связанных с бредом. Но это актуально для меньшинства самопровозглашённых протагонистов.
«Глубоко укоренившиеся фантазии могут привести к поведению, которое будет напоминать поведение при расстройствах личности. Кроме того, такое поведение, вероятно, перерастёт в серьёзную проблему для тех, кто склонен к развитию тревожности и депрессии».
Отрывок из статьи «В чём проблема синдрома главного героя» доктора наук Фил Рид
Схожесть в том, что люди с развитой формой СГГ уверены: «Все вокруг говорят и думают только обо мне». Нарциссы живут под тем же лозунгом: чужих чувств и потребностей для них не существует. Больше того, люди с нарциссическим расстройством склонны манипулировать окружающими, чтобы добиваться своего. И некоторые жертвы синдрома главного героя тоже позволяют себе откровенно давить на чувства других ради внимания к себе.
Читайте также:
Представим: Егор собирается на свадьбу к лучшему другу Матвею. Молодой шафер тщательно готовится к торжеству и выбирает яркие аксессуары. На свадьбе Егор чувствует, что везде нужна его уверенная рука: подбодрить Матвея и невесту перед загсом, подать платочки растроганным родителям, очаровать работницу загса, чтобы та с особым чувством провела церемонию. Все смотрят на Егора, благодарят Егора и хотят держаться к нему поближе (или нет).
Итак, все приезжают в ресторан, и настаёт время тоста от шафера. Но в речи Егора почему-то нет добрых слов о любви, счастье и гармонии в семье. Вместо этого пареень перечисляет все приключения, в которых успел побывать с Матвеем, рассказывает, сколько раз вытаскивал друга из передряг и говорит, как сильно он любит друга и уже скучает по совместной холостяцкой эре.
Это возможный сценарий при развитом СГГ. Егор чувствует себя ключевым персонажем на свадьбе друга: не у Матвея сегодня важный день, а у Егора трогательный, непростой и поворотный. Именно его, Егора, чувства сегодня всем интересны и значимы.
Профессор Сьюзан Уитборн предполагает, что подобные проявления синдрома главного героя связаны скорее не с нарциссическими чертами, а с эгоцентризмом. Последний особенно свойственен подросткам и молодым людям.
«Идея, что вы „звезда шоу“, — это функция крайнего эгоцентризма подростка. В этом разрезе эгоцентризм не следствие эгоизма и не форма патологического нарциссизма. Просто подростки заняты развитием чувства идентичности, которое останется с ними на всю жизнь. Они закономерно тратят психологическую энергию, чтобы представить, какие они сейчас и какими будут в перспективе».
Отрывок из статьи «Вас напрягает синдром главного героя?» доктора наук Сьюзан Краусс Уитборн
Доктор Уитборн отмечает: взрослея, мы преодолеваем этот здоровый эгоцентризм. Почти преодолеваем. Где-то на периферии психики и разума его осколки остаются, ведь мы смотрим на мир изнутри. Нельзя увидеть реальность глазами другого, так что писать и режиссировать автобиографию, утверждая себя на роль главного героя, — это естественно.
Психотерапевт Алехандра Сармьенто в комментарии журналу The Standard говорит: «Жить в вымышленном мире, где мы в центре внимания и контролируем повествование, особенно привлекательно, когда всё вокруг находится вне нашего контроля». Это объясняет, почему феномен СГГ появился во время пандемии.
Оказавшись не по своей воле в изоляции, люди тянулись к ярким эмоциям, ощущению контроля над жизнью и чувству заметности, значимости. И в таких декорациях возможность представить себя главным героем стала тем самым пушистым пледом, в который заворачивалась напуганная и лишённая опоры тревожная психика.
«Начальная идея СГГ — побуждать людей позитивно относиться к жизни независимо от реальных обстоятельств. Видеть красоту настоящего и находить смысл в моменте, чтобы жизнь не проходила мимо. Думаю, это послание нашло отклик у целого поколения, которое неожиданно лишилось возможности присутствовать на важных событиях (например, выпускных) и которое могло общаться с друзьями только через экраны».
Алехандра Сармьенто в материале «У вас синдром главного героя?», The Standard
Выходит, синдром главного героя — спорное явление, которое защищает от тревожности и одиночества, помогает ощутить и принять свои особенности и развивает осознанность. А ещё заставляет нас нарушать личные границы окружающих, блокирует эмпатию, подкармливает стремление получать чужое одобрение и соседствует с нарциссизмом.
Вопрос, как всегда, в балансе.
Как избавиться от синдрома главного героя?
Для начала стоит задаться вопросом: а точно ли СГГ мне мешает? Ещё раз перечислим те преимущества, которые дарит фокус на себе как на центральном персонаже в жизни.
Синдром главного героя повышает самооценку и веру в себя
Главные герои в итоге справляются с испытаниями, им всё под силу! А ещё исследование Райана Гоффреди и Кенона Шелдона из Университета Миссури и НИУ ВШЭ показало: люди с синдромом главного героя чаще ощущают себя счастливыми и удовлетворёнными жизнью, чем те, кто видит себя второстепенным персонажем.
Предположительно, дело в активной позиции и принятии ответственности за свою судьбу: раз я главный герой в этой истории, значит, мне решать, как она повернётся. Так растёт внутренняя стойкая мотивация: мои цели значимы, мои ценности важны, и я буду за ними следовать.
СГГ помогает переживать кризисы
Здесь работает повествовательный фокус: любая трудная ситуация — лишь эпизод фильма или книги. Не нужно сильно концентрироваться на неудачах и кризисах, ведь сюжет обязательно будет развиваться и придёт к хеппи-энду.
СГГ учит ответственному гедонизму
Его формула примерно такая: мои потребности в моей жизни значат чуть больше, чем потребности других. Прежде всего я должен слышать свой голос и следовать своему пути. При этом я вижу «второстепенных героев», понимаю, что у них есть своя история и свои потребности. И я отвечаю за то, как мы общаемся и контактируем.
Кроме того, синдром главного героя мотивирует жить моментом. Но помните: запечатлеть момент в соцсетях ≠ момент прожить. По этой формуле можно отследить, что именно приносит в вашу жизнь СГГ.
Прежде чем выложить в соцсети очередной идеальный снимок с фильмового пикника или новогоднего катка, спросите себя: «Для кого я это делаю?»
Если это важно вам для сохранения воспоминаний, для запечатления красоты момента и обозначения его личной значимости — вероятно, всё в порядке. А если это попытка набрать лайков и порадоваться общественному одобрению — стоит задуматься. И решить, что в фильме или книге вашей жизни важнее: счастье главного героя или мнение зрителей?
В случае последнего СГГ вряд ли приносит пользу. Вот примерный алгоритм действий по избавлению от синдрома:
- сформулировать проблему («Я хочу избавиться от СГГ, потому что он вынуждает меня жить вымышленной идеальной жизнью и я не чувствую себя настоящим»);
- найти незакрытую потребность или страх, которые толкают на жизнь под маской вымышленного идеала (возможно, дело в страхе одиночества, высокой тревожности от мыслей типа «Я никому не нужен и ничего не достиг» или в привычке измерять свою значимость чужим мнением);
- научиться не только говорить, но и слушать (например, попрактикуйтесь в активном слушании и тренируйтесь задавать правильные вопросы о жизни и чувствах других);
- поделиться своей проблемой (спросите у друзей и близких, не замечали ли они проявления у вас СГГ, узнайте, как это выглядит со стороны, и попросите поддержки в преодолении синдрома);
- взять за правило действовать осознанно (спрашивайте себя: «Зачем я это делаю? Что я хочу получить от этого? Что я чувствую сейчас?» — прежде, чем что-либо сделать).
Путь избавления от синдрома главного героя — долгий и непростой. Но и награда соответствующая: полноценная жизнь, независимость от чужого мнения и принятие себя. Не к этому ли приходят герои голливудских историй со счастливым концом?
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс