Умение работать в команде — что это за навык и как его развивать
Спойлер: интроверты — отличные командные игроки.
Фото: Danny Lawson / PA Images / Getty Images
Негласное правило: не знаете, какие soft skills указать в резюме — пишите «умение работать в команде и стрессоустойчивость». О последней мы рассказывали ранее, а в этой статье объясняем:
- что такое командная работа;
- какие свойства отличают успешные команды;
- как командная работа влияет на успех компании;
- могут ли интроверты освоить этот навык;
- как развить в себе командного игрока.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Что такое командная работа
Умение работать в команде — это способность выполнять свои задачи в рамках общего с другими людьми дела.
Навык в действии наглядно показывают командные виды спорта. Например, на волейбольной площадке у всех игроков — единая цель и стратегия, но у каждого — своя зона ответственности.
На чём строится успешная командная работа
«Целое больше, чем сумма его частей» — этой мысли Аристотеля больше двух тысяч лет, но она всё ещё актуальна. Настолько, что легла в основу масштабного исследования Google — проекта Aristotle.
Специалисты крупнейшей интернет-корпорации изучили сотни рабочих команд в своих подразделениях, чтобы вывести формулу успешности. Ставку делали на звёздный состав: гипотеза была в том, что чем более сильных и подходящих друг другу по характеру участников набрать в команду, тем больших вершин она добьётся. Но оказалось, что командный триумф зависит от других факторов.
- Психологическая безопасность. У каждого должна быть возможность и комфортная среда, чтобы высказаться. И неважно, на какой ступени иерархии человек: в грамотно выстроенной команде все могут поделиться мыслями о развитии продукта или компании. Без страха оказаться неуслышанным или наткнуться на снисходительные комментарии. Другой маркер — способность участников честно сказать, что не поняли задачу, недооценили сложность и не успевают к дедлайну. Признание ошибок — это дискомфорт, но, если его избегать, катастрофа неизбежна. Когда коллеги уверены в команде, знают, что их подстрахуют, проблемы удаётся решать с минимальными потерями.
- Уверенность во взаимной надёжности. Трудно достичь успеха, вечно оглядываясь на ленивого и безответственного товарища. Доверие к коллегам — важная деталь, и оно должно быть оправданным.
- Чёткие задачи и сроки выполнения. Чем яснее участники понимают, что, как и когда нужно сделать, тем лучше результат. Слишком подробных технических заданий не бывает.
- Понятные цели. Преуспевает та команда, которая знает, к чему идёт:
- Вовремя выпустить продукт или обновление, продать на конкретную сумму, получить и выполнить заказ на рекордный аванс.
- Массовое повышение зарплат — денежная мотивация.
- Есть и репутационный вариант: компания выйдет на уровень премиум-сегмента — снимет стильный офис в центре и устроит тимбилдинг у моря. Чётче картинка желаемых результатов — выше эффективность работы.
- Личные цели тоже нужно учитывать и создавать условия для их достижения. Кто-то приходит на работу, чтобы отвезти семью в отпуск, кто-то ищет самореализации и места, где почувствует себя полезным.
- Значимость каждого. Важно, чтобы каждый участник команды знал: его вклад приносит результат и приближает к общей цели.
Почему командная работа важна для успеха
Этот навык занимает 10-е место в списке самых востребованных в 2023 году по версии LinkedIn. Формировать мощные команды — общемировой тренд.
В топовых университетах и компаниях поощряют людей делать совместные проекты. И вот почему.
Причина 1: командная работа располагает к рождению инноваций, оперативному поиску ошибок и выбору оптимального решения проблем. Всё это — результат активного слушания и свободы сотрудников в выражении идей. То есть психологической безопасности.
Причина 2: налаженная командная работа экономит ресурсы, которые уходят на наём и адаптацию новичков. Людям хочется подольше оставаться там, где работают принципы взаимоуважения, честной оплаты труда и прозрачности общения.
Причина 3: работа в команде помогает принимать смелые решения. Выбрать более рискованный, но перспективный вариант проще, когда знаешь, что тебя поддержат и разделят ответственность за непростой выбор. А где большие риски, там зачастую и большая прибыль.
Читайте также:
Как улучшить навыки командной работы
Сформулируйте для себя манифест командного игрока. Местами этот свод правил похож на школьные дружеские клятвы.
- Не «стучать». Если коллега ошибся, не спешите сообщить об этом руководителю или посплетничать за обедом. Продуктивнее и выгоднее — помочь и вместе исправить проблему.
- Не вести счёт. Замечать свои достижения, хвалить себя за прогресс — полезные привычки. А вот держать в голове турнирную таблицу и гнаться за количеством очков признания от начальства — не слишком хорошая идея. Соперничество полезно, но в ограниченных дозах: цель работы не должна сузиться до стремления утереть нос коллегам.
- Признавать ошибки и давать честную обратную связь. Лесть, принижение чужих заслуг, молчание вместо необходимой критики — всё это может быть полезно для карьерного роста. Но не для успеха команды и качества продукта.
- Уважать чужое мнение. Постулат «Есть только два мнения — моё и неправильное» — ограничивает мышление и вредит прогрессу.
- Ходить на корпоративы, тимбилдинги и рабочие обеды. Необязательно на все, но иногда проводить время с коллегами вне рабочих задач — самый простой способ прокачать эмпатичность в командной работе.
Следовать подобным правилам — первый шаг, второй — практиковаться.
- Регулярно запрашивать фидбэк. Критика, которую сами попросили, ударит мягче, чем те же замечания в обязательном отзыве коллег или начальства. Спрашивая мнения других членов команды, вы признаёте их экспертность и проявляете уважение. В итоге в выигрыше все: вы получаете подсвеченные точки роста, коллеги отмечают ваше неравнодушие и надёжность, команда улучшает результаты.
- Наблюдать за природными командными игроками. Анализируйте офисных любимчиков. Такие персонажи готовы выслушать коллегу на стрессе, прикрыть опоздавшего на созвон и помочь новичку ещё до того, как он об этом попросит. Замечайте, как коллеги поддерживают друг друга, страхуют и отвечают на вопросы.
- Слушать. На созвонах, совещаниях, обедах — везде. Чем больше мнений, идей, гипотез услышите, тем больше шанс вовремя поддержать интересный проект и блеснуть в коллективе как внимательный и чуткий собеседник.
- Проявлять инициативу. Активно берите задачи в работу, проводите исследования, ищите идеи продвижения компании или продукта. Так вы сами увидите, какой профит приносите команде, а коллеги убедятся, что вы способны решать задачи и брать на себя ответственность.
- Учиться наслаждаться совместным процессом. Обмениваться мемами в чатах, слушать музыку и украшать офисную ёлку — весело. А участвовать в мозговых штурмах, побеждать в тендерах и вместе находить решения сложных кейсов — приятно: сплочённость коллектива вызывает выбросы окситоцина, «гормона любви».
Читайте также:
Может ли интроверт стать командным игроком
Да. Командная работа — это навык, а значит, его можно развить, если практиковаться.
Лайан Дэйви, автор программ и тренингов по созданию бизнес-команд и член жюри на APA Psychologically Healthy Workplace Awards, даёт интровертам совет: абстрагируйтесь от людей. Если вам ближе идеи, а не их физические носители, воспринимайте команду как бесплатную библиотеку мыслей и гипотез.
Нередко интровертивные люди умеют:
- долго и внимательно слушать,
- не перебивать,
- вступать в спор обдуманно, после детальной проработки аргументов в голове.
Эти скиллы могут быть весомым преимуществом в команде. Игрок под сеткой в волейболе стоит спиной к соперникам, не принимает подачи и редко атакует. Зато ему лучше видна собственная команда: можно оценить сильные и слабые места и сделать обдуманный пас.
Вот ещё советы Лайан Дэйви:
- Практикуйтесь в громкости: иногда то, что вам кажется неуместным криком, для окружающих — шёпот.
- Если волнуетесь перед собранием и не готовы привлекать внимание в обсуждении, озвучьте идеи ключевым участникам до начала встречи, наедине. Так в компании заметят ваши предложения и инициативы.