Развитие
#Интервью

Как выбрать профориентолога и где его найти

И какие результаты можно получить от работы с ним — рассказывает основатель сервиса «Дезориентация» Дмитрий Бабкин.

Иллюстрация: Christina Wocintechchat / Unsplash / macrovector/ rawpixel.com / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media

Профориентация для тех, кто хочет начать карьеру в Digital. Найдите свою профессию мечты!

Пройти тестирование

Поговорили с Дмитрием Бабкиным, основателем сервиса профориентации «Дезориентация» о том:

В первой части интервью Дмитрий рассказал о том, как организм может сигнализировать о потребности сменить профессию и как выглядит формула успеха в поиске работы мечты.

Дмитрий Бабкин

Предприниматель, основатель сервиса профориентации «Дезориентация».

Как превратить свою «боль» в бизнес‑проект

— У тебя самого были сложности с самоопределением или профессиональные кризисы?

— Да, несомненно, мне всегда не хватало знаний о себе. Я очень хотел заниматься предпринимательством, потому что и отец, и многие люди в моём окружении делали бизнес. У меня была насмотренность, но не было никакого понимания о направлении — что за бизнес, для кого, зачем. С 18 до 23 лет я получал образование в консалтинге, но вообще не был уверен, что это моё. Параллельно читал кучу книг про бизнес, смотрел фильмы, вебинары. Я втянулся в эту сферу, но не понимал: какое направление в бизнесе мне подойдёт, в чём я буду успешен.

В это время я много консультировал разных топ-менеджеров на тему карьеры. И видел людей, которые достигли больших результатов в своей нынешней работе, но всё равно хотели что-то изменить. Так же, как и я, они не могли выбрать верный вектор. И тогда я понял, что именно этим и хочу заниматься: создать сервис, который поможет людям найти себя в профессии.

— А если бы родители отвели тебя к профориентологу, как думаешь — был бы ты сейчас успешнее?

— Жалею ли я, что прошёл длинный путь к тому, что мне нравится? Нет. Был бы я более успешен сейчас, если бы мне профессионально помогли на старте? Да, возможно. Быстрее пришёл бы к тому, чем занимаюсь сегодня, и больше бы сделал.

— Почему у твоего проекта такое ироничное название — «Дезориентация»?

— О, это интересная история. Когда мы начали подбирать название, моя подруга, занимающаяся неймингом, посоветовала: только не делайте обычное название. Лучше сделайте что-то запоминающееся. Пусть, например, будет «Дезориентация», и на сайте слог «Дез» зачеркнём. Я послушал этот совет, но он казался слишком экстравагантным, и я оставил его в бэклоге, про запас.

И вот уже дизайн сайта готов, пора покупать домен, а мы всё не можем определиться с названием. Делаем опрос — и «Дезориентация» побеждает с гигантским отрывом.

— На что ты опирался перед запуском проекта? У тебя было какое-то исследование, кастдев?

— Я тогда ещё не знал о самом понятии «кастдев», но опрашивал своих знакомых лично и через социальные сети: довольны ли они своей профессией сейчас, хотят ли поменять, и если да, то воспользовались ли бы таким инструментом? Аудитория была не супер большая, но она давала живой отклик. Я отобрал людей, которые активнее всего включались в обсуждения и выражали своё желание сменить работу, и уже им прицельно стал задавать вопросы из классического кастдева.

Я увидел спрос на сервис по профориентации — причём универсальный, чтобы он подходил для всех возрастов. И спрос был очень большой: мы получили первые записи к специалистам ещё до того, как опубликовали лендинг!

Как искать профориентолога и каких результатов ждать от работы с ним

— Как работает «Дезориентация»?

— Мы работаем с каждым запросом в ручном режиме. Выбираем, кто из более чем 20 наших специалистов лучше поможет человеку в его проблеме. Дальше клиент и профориентолог созваниваются и в течение трёх-пяти видеоконсультаций исследуют возможности и склонности клиента.

— А можно ли узнать всё то же самое о себе с помощью тестов?

— Тесты — это хороший инструмент, но это всегда только первый шаг в работе. Тут нужен индивидуальный подход, конкретные вопросы и человек, который сможет их сформулировать и вовремя задать. Тесты эту проблему не решают. Человеку нужен человек.

— Как подобрать специалиста по профориентации? На что нужно смотреть?

— На базовое образование — лучше, если оно психологическое или педагогическое и подтверждено реальным опытом работы. Обязательно нужно проверить, какая дополнительная квалификация в профориентации есть у специалиста. И ещё важный вопрос — сколько времени он закладывает на достижение цели с клиентом.

Большинство специалистов достигают целей клиента за три-пять сессий, поэтому если вам предлагают ориентироваться на более долгий или более короткий срок — стоит задуматься над тем, подходит ли вам этот профориентолог. А ещё специалист должен быть заинтересован в результате, потому что клиент, дошедший до финала и получивший ответ на свой вопрос — это показатель качественной работы специалиста.

— Что клиент получает в финале профориентационной работы?

В первую очередь — название конкретной профессии, которая будет подходить человеку.

Во-вторых — информацию об этой профессии: какие задачи ему предстоит выполнять, в какой области, какие условия, заработки, перспективы. Это особенно актуально для новых профессий. Ннапример, мой младший брат понятия не имел, что за профессия — UX-исследователь, пока не получил информацию от профориентолога.

В-третьих, в процессе профориентации вы со специалистом намечаете будущую карьерную траекторию: какие навыки нужно прокачать, куда для этого пойти учиться, как попасть на стажировку, в какие компании целиться. Всё это облегчает движение к мечте и делает его структурированным и эффективным.

И ещё очень важно, что в ходе консультаций у человека формируется понимание: почему, по каким признакам эта профессия подходит именно ему. Это ещё одно отличие работы профориентолога от тестов.

Задача профориентолога — не дать клиенту готовое решение на первой сессии, а пройти путь исследования вместе с ним. Тогда человек поймёт, почему эта профессия ему подходит, какие его склонности и интересы она поддерживает, какие критерии при выборе работы ему вообще важны. Чего он хочет от работы — высокий заработок, возможность переехать в другую страну или сделать мир лучше? Осознавая всё это, человек будет учиться и работать успешнее.

Профориентационный тест от Skillbox

Интересных и востребованных специальностей много. Чтобы не ошибиться с выбором и найти свою, пройдите бесплатный тест на профориентацию. Вы узнаете, какие профессии вам подходят, и получите персональную подборку курсов, чтобы освоить ту самую.

Пройти тестирование

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Научитесь продавать на маркетплейсах!
Перспективная профессия или свой бизнес. Базовый курс — 2 мес. + специализация Wildberries, OZON
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована