Развитие
#статьи

Как стать востребованным специалистом

Как поддержать себя в трудное время и какие компетенции развивать, чтобы не потерять (или найти) работу.

Иллюстрация: Andrea Piacquadio / Pexels / Colowgee для Skillbox Media

Компания HeadHunter опросила российских работодателей и выяснила, что после 24 февраля 2022 года около половины из них уже сократили штат сотрудников. Ещё 20% планируют сокращения. О том, как не поддаться панике и стать востребованным специалистом в новых реалиях, на онлайн-конференции Skillbox Holding Limited рассказали:

  • Елена Лондарь — HR-эксперт, консультант hh.ru;
  • Ирина Петрушова — гештальт-терапевт, куратор сервиса «Ясно»;
  • Глеб Михеев — директор по технологиям Skillbox.

Skillbox Media публикует главное из выступления экспертов. Из этой статьи вы узнаете:


Тревожиться сейчас — нормально. Но лучше действовать

Мы оказались в ситуации большой неопределённости, когда неизвестно, что будет через месяц. В такой обстановке тревога — нормальная реакция. Но психолог Ирина Петрушова советует не поддаваться панике, а постараться извлечь из беспокойства пользу и начать действовать, чтобы уверенно встретить будущее.

Мы просто не можем влиять на многое в жизни — на политику, макроэкономику, настроение и взгляды близких. Но есть области, которые мы можем взять под контроль: наше тело, поведение, получение навыков и компетенций, выбор работы, доход. Поэтому силы стоит направить туда — например, на учёбу или поиск работы, от которой мы будем получать удовлетворение.

Как поддержать себя:

  • Найдите точки опоры. Например, оцените свои накопления и рассчитайте, на сколько хватит подушки безопасности. Есть это возможно, постарайтесь её увеличить. Составьте список людей, к которым вы можете обратиться за помощью и поддержкой.
  • Важно, чтобы в вашей жизни была умеренная физическая нагрузка. Она помогает избавляться от напряжения, которое вызывают тревога и страх. Подойдут фитнес, бег, плавание или обычная ходьба.
  • Не забывайте достаточно спать и хорошо питаться.
  • Строить долгосрочные планы сейчас сложно, но совсем отказываться от планирования не стоит. Думайте над тем, что будете делать в ближайшем будущем — завтра, через неделю и через месяц. Это даст ощущение контроля, снизит тревогу и поможет не застывать на месте.
  • Используйте техники релаксации, чтобы снизить уровень тревоги. Например, смотрите на предметы в комнате и перечисляйте их: чёрный стул, зелёная ваза и так далее. Обратите внимание на запахи, сконцентрируйтесь на звуках — это тоже поможет успокоиться.
  • Если не справляетесь сами, воспользуйтесь помощью психотерапевта.

Принимая решение из точки паники, вы можете оказаться там, где не хотите быть. Поэтому дайте себе время «побояться», но постарайтесь исследовать этот страх и лучше понять себя.

Ирина Петрушова

гештальт-терапевт, куратор сервиса «Ясно»

Например, вы боитесь потерять работу. Спросите себя: а что за этим стоит? Возможно, там кроется совершенно другой страх — допустим, разочаровать близких. Можно составить план, что вы будете делать, если произойдёт то, чего вы боитесь. Это поможет успокоиться.

Как оставаться востребованным на рынке труда

Вот три совета, которые помогут оперативно составить план действий для поиска работы и правильно расставить акценты в резюме.

Расширяйте круг своих компетенций и обратите внимание на вакансии в смежных областях

Мы живём в динамично развивающемся мире, где за жизнь можно сменить 3–5 профессий. Чтобы переход был менее болезненным, обратите внимание на вакансии в смежных областях. Если вы работали в продажах, посмотрите на сферу маркетинга. Если работали в логистике, обратите внимание на ретейл — там похожие процессы, но это расширит ваши профессиональные горизонты и повысит стоимость вас как специалиста.

Если есть переживания по поводу того, что вам будет сложно найти работу из-за возраста, то стоит понимать, что не все работодатели готовы брать в команду молодых специалистов, пусть даже они лучше подходят по профессиональным навыкам.

Елена Лондарь

HR-эксперт, консультант hh.ru

Например, у людей 50+ очень развита эмпатия — способность поставить себя на место другого. А ещё способность работать с большими потоками информации и не вовлекаться в неё очень эмоционально: это свойственно молодым — кинуть трудовую книжку и уйти. Обратите внимания на сферы, которые требуют эмпатии, терпения и умения общаться с большим количеством людей. Таких вакансий в последние два года всё больше на госслужбе и в НКО.

Будьте на шаг впереди конкурентов

Тут помогут софт-скиллы, то есть личностные, социально-психологические навыки: умение работать в команде, критическое мышление, умение слышать и давать обратную связь.

Глеб Михеев

директор по технологиям Skillbox

В IT есть два основных критерия, по которым мы принимаем решение о найме специалиста. Первый — хард‑скиллы, то есть профессиональные навыки: насколько хорошо ты программируешь и разбираешься в базовых вещах для той или иной позиции. Второй — софт‑скиллы.

Например, у нас есть два кандидата. Один чуть сильнее по техническим навыкам, но он закрытый человек, ему сложно общаться и налаживать коммуникацию. Второй хуже разбирается в программировании, но он бодр, заряжен, любит учиться. Становится понятно, что второй кандидат быстрее вольётся в команду и, скорее всего, HR выберет его, потому что технические навыки прокачать быстрее и легче.

Я всегда делаю выбор в пользу человека с горящими глазами. Он будет брать сложные задачи и развиваться, пусть даже путём проб и ошибок.


Поэтому не забывайте указывать свои софт-скиллы в резюме. Только не сыпьте общими фразами. О том, как правильно описывать свои навыки, мы рассказывали в статье «Как составить резюме и написать сопроводительное письмо».

Выбирайте новую сферу по любви, а не по расчёту

Даже высокооплачиваемая работа станет пыткой, если сам процесс не будет вам нравиться.

Глеб Михеев

директор по технологиям Skillbox

Очень важно, чтобы работа приносила удовольствие ежедневно. На мой взгляд, в любых изменениях нельзя руководствоваться зарплатой, перспективами. Это будет выглядеть как брак по расчёту: сейчас мы это сделаем, потому что выгодно, а со временем полюбится. Вряд ли.

Главный маркер: если вы часов в восемь вечера сели изучать, например, программирование и в два часа ночи обнаружили, что уже пора спать, а вам хочется ещё и ещё изучать, то, скорее всего, вы угадали. Только в этом случае стоит менять работу. Самое плохое, что может случиться, — это если вы будете делать то, что вам не нравится. Тем более — в какой-то сложной сфере вроде IT. Нужно идти туда, где вас прёт.

Как искать работу — лайфхаки

  • Составьте список «компаний мечты». Посмотрите, если ли у них вакансии. Даже если нет, напишите, что вы хотите у них работать, и расскажите, чем можете быть полезны. Например, на hh.ru можно отправить резюме в компанию, даже если она не публиковала вакансий. Работодателю всегда интереснее кандидат, который уже мотивирован работать именно у него.
  • Как можно чаще откликайтесь на вакансии. Просто выложить резюме на сайт недостаточно, особенно когда рынок лихорадит.
  • Рекрутеры активно ищут кандидатов днём, поэтому обновляйте резюме на сайтах в 7–9 утра — оно поднимется в поиске, и вас заметят больше рекрутеров.
  • Основная задача резюме — заинтересовать рекрутера, чтобы вас пригласили на собеседование. Эйчару требуется примерно шесть секунд, чтобы оценить резюме и принять решение. Поэтому структурируйте резюме и не перегружайте его, чтобы оно привлекло внимание работодателя.
  • Расскажите в соцсетях о том, что ищете работу. Интересные предложения могут поступить от бывших коллег, однокурсников, партнёров и клиентов. Трудоустройство по знакомству — по‑прежнему довольно действенный метод. Некоторые компании практически полностью закрывают вакансии при помощи своих сотрудников.


Биохакинг: бесплатный курс

🔬 Вы узнаете, как продлить молодость и улучшить здоровье с помощью науки, а ещё познакомитесь с профессией специалиста по биохакингу.

Учиться бесплатно →
Научитесь: Осознанная карьера. Как найти дело по душе Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована