Как найти мотивацию для учёбы
Простые советы, которые помогут учиться не из‑под палки, а по зову сердца.


Фото: Sean De Burca / Getty Images
Наш мозг ленивый. Он хочет тратить как можно меньше энергии и получать как можно больше удовольствия. С помощью нейромедиатора дофамина мозг постоянно оценивает наши действия.
Делаем что-то приятное — дофамина много. Мы довольны и хотим повторить. Делаем что-то трудное и не особо приносящее удовольствие — дофамина мало, желание этим заниматься пропадает.
Поэтому между сериалом и обучением мы часто выбираем первое — сериалы приносят лёгкое и быстрое удовольствие. Образование же — сложная работа, от которой редко получается получить быстрый приток дофамина. Но, к счастью, способ полюбить учёбу есть.
На онлайн-конференции Skillbox Holding Limited директор Высшей школы психологического консультирования Елена Мартынова рассказала:
- что такое мотивация с точки зрения психологии;
- работает ли метод поощрения и наказания;
- стоит ли сравнивать себя с другими.
А Сергей Попков, программный директор Skillbox, и Наталья Влодавская, директор по сервису Skillbox, дали советы, как организовать обучение, чтобы оно не наскучило.
Мотивация в психологии
Психологи выделяют два вида мотивации:
- Внешняя мотивация — когда человек делает что-то в большей степени из-за обстоятельств, в которые попал, а не по своему желанию. Например, заканчивает университет, чтобы не расстраивать родителей, или ходит на работу, потому что нужно платить по кредиту.
- Внутренняя мотивация — она рождается внутри человека и основывается на его ценностях и интересах. Например, вы с детства мечтали помогать животным и поэтому стали ветеринаром.
Именно внутренняя мотивация обычно становится надёжным подспорьем в обучении. Она помогает не бросить и не отступить, когда трудно.
Читайте также:
Чтобы отыскать внутреннюю мотивацию, нужно понять — зачем вы учитесь? Когда ясна цель, можно заключить договор с самим собой: да, предстоит долгое и непростое обучение, но я точно знаю, для чего мне это и что я получу в результате.
Поиск цели начинается с беседы с самим собой. Такая беседа может длиться несколько дней, но её результаты лучше зафиксировать на бумаге: так получится более основательный анализ мотивов, а в минуты трудностей вы сможете заглянуть в этот документ и вспомнить, ради чего всё это. Самый простой опросник выглядит так:
- Зачем мне учиться?
- Как изменится моя жизнь, если я пройду обучение? Ответ на этот вопрос распишите максимально буквально, и можно даже указать дедлайны. Возможно, обучение поможет вам через полгода сменить профессию, а через год переехать в город или страну вашей мечты.
- Как изменится моё отношение к себе? Представьте, как через 10–20 лет вы будете благодарны себе за то, что преодолели этот сложный путь и живёте свою лучшую жизнь. Подробно опишите это состояние.
Поощрение и наказание: работает ли этот метод?
Кроме осознания цели, есть ещё один довольно действенный способ поддержать себя во время долгой учёбы, который описывает теория воспитания, — метод поощрения и наказания.
Поощрение может быть материальным — допустим, за то, что успешно прошли модуль и сдали домашку, порадуйте себя обновкой или ужином в ресторане. Если не хотите тратить деньги, внесите в обучение элемент геймификации — например, начисляйте себе баллы (или как в детстве — клейте звёздочки в блокнот) за пройденные уроки. Это сделает обучение увлекательнее.
С наказанием нужно быть аккуратнее, оно запросто может демотивировать.

Елена Мартынова
директор Высшей школы психологического консультирования
Не наказывайте себя в прямом смысле слова, а старайтесь возбудить здоровую злость. Это такое отношение к себе, при помощи которого я себя подгоняю. Я могу сказать себе: «Почему это я не могу? Я всё могу и сделаю это!» Поддержка себя через здоровую злость — работающий метод, который подходит очень многим.
Стоит ли сравнивать себя с другими?
Психологи не советуют сравнивать себя с представителями «успешного успеха» из соцсетей. А вот составить образ «идеального Я» и стремиться к нему — можно. Постройте его из черт знакомых людей, из кусочков личности тех, кем восхищаетесь, или из образов литературных героев.
Когда такой идеал отдалён в пространстве и времени, ему трудно завидовать. Но он может поддерживать и подталкивать нас вперёд — это важный момент в сохранении внутренней мотивации.
Как организовать онлайн-обучение, чтобы не становилось скучно
Главный плюс онлайн-обучения — можно учиться в удобное для вас время. Но есть и минусы: если нет дедлайнов и учителя с указкой, то легко забуксовать и бросить.

Сергей Попков
сооснователь и программный директор Skillbox
Я считаю важным завести расписание. Выделите себе один-два часа в неделю на просмотр видеоуроков и домашку. Найдите удобный календарь или приучите себя вести список дел в заметках, и подумайте, как вы будете распределять время на учёбу между пятью днями недели. Может быть, с утра за завтраком, в обед или вечером, когда вас никто не будет отвлекать. И каждый день ставьте галочку, что посвятили время обучению.
Долгая учёба похожа на абонемент в фитнес: ты покупаешь его на полгода, а через два месяца находишь кучу причин не ходить на тренировки. Лень — страшная штука. Но мне кажется, что тут есть и здравое зерно: учиться и работать без перерыва невозможно. Есть фаза, когда ничего не хочется делать. И это нормально. Главное — возвращаться к обучению.
Мотиватором или демотиватором может стать «архитектура» курса. Поэтому обращайте внимание на то, как он построен и кто на нём преподаёт. Если в описании преподавателя не указано, где и над какими проектами он работал, на такой курс идти не стоит.
Также важно понять, подойдёт ли вам формат уроков.
- Бывает синхронное обучение, когда уроки проходят в прямом эфире, у них есть чёткое расписание и, как правило, жёсткие дедлайны для выполнения домашней работы. С одной стороны, вы всё время будете в тонусе (ведь уроки пропускать нельзя), с другой — если вы пропустите несколько уроков, вам придётся спешно нагонять программу, что довольно сложно, и мотивация может пропасть.
- А бывает асинхронный формат, когда уроки записаны заранее и вы сами выбираете, когда заниматься и делать домашку. Здесь опасность в том, что вам самим придётся организовывать расписание и никто вас подгонять не будет.
Подумайте, какой вид обучения для вас комфортнее (или попробуйте и то, и другое, а потом выберите). Возможно, вам вообще будет удобнее заниматься на курсе, где нет видео, а есть только текстовые уроки (да, такое тоже бывает!).
Поддерживать мотивацию помогает грамотно составленная образовательная среда. В неё входит:
- Практика — лучше, если обучение не будет абстрактным. Найдите способ сразу же применять полученные знания. Например, если вы изучаете веб-дизайн или программирование, придумайте себе реальный проект, который вы сможете потом положить в портфолио. Такие проекты можно искать на бирже фрилансеров или у знакомых предпринимателей.
- Нетворкинг — найдите единомышленников. Если на вашем курсе нет чата со студентами, где можно общаться и обмениваться успехами и трудностями в обучении, поищите такую поддерживающую среду вне курса. Посещайте онлайн- или офлайн-конференции, участники которых, как правило, тоже собираются в чаты. Или найдите стажировку.
- Менторство — любой уважающий себя онлайн-курс организует для учеников обратную связь от преподавателей или кураторов, которые всегда готовы ответить на вопросы или дать совет. Если в вашей программе такого нет, поищите ментора на стороне. Например, среди опытных программистов довольно распространённая практика — менторить обучение начинающих разработчиков (не учить с нуля, а именно менторить — делиться опытом, помогать литературой или советом). Многие делают это бесплатно, чтобы самим прокачать навык лидерства. Искать таких добровольцев можно в блогосфере, на работных сайтах или в телеграм-каналах с вакансиями и стажировкой.
- Вызовы — об этом мы говорили в разделе про поощрение (покупка за успешно сданную домашку — это своего рода вызов :). Но стоит ещё раз сказать, что вызовы могут быть разные. Например, бросьте себе вызов — ходить на собеседования. Да, это может быть неприятно, но зато вы узнаете, какие вопросы задают работодатели, и сможете скорректировать свою программу обучения. А когда спустя некоторое время вы начнёте уверенно отвечать на вопросы самых требовательных эйчаров, то увидите свой прогресс, и это откроет второе дыхание!

Наталья Влодавская
директор по сервису Skillbox
Конечно, не существует универсального рецепта успеха. На курсах Skillbox мы используем все возможные способы вовлечения учеников в обучение, но все они вольны выбирать только те активности, которые для них комфортны. Если человеку не хочется работать над командным проектом, а привычнее работать одному, то мы ему не навязываем этот формат. Пробуйте разные методы, чтобы понять, какой подходит именно вам.

Елена Мартынова
директор Высшей школы психологического консультирования
Аппетит приходит во время еды. Мы начинаем получать удовольствие, когда удаётся оседлать и освоить процесс обучения. Мотивация из внешней переходит во внутреннюю, когда мы начинаем понимать нечто сложное, решаем трудные задачи и наши навыки растут. Мы приближаемся к состоянию потока, о котором все мечтают. И в нём достигаем наивысшего уровня развития своей личности.