«Пересмотрите любимый фильм сорок раз, и вы поймёте, как работает кино»
Дмитрий Куповых попробовал себя в актёрском мастерстве, режиссуре, продюсировании, основал свою киношколу — кажется, теперь он знает об индустрии всё.
Иллюстрация: постер фильма «Восемнадцать лун», кадр из фильма «Гражданин Кейн» / Meery Mary для Skillbox Media
Дмитрий рассказал:
- о том, как он попал в кино и чем сейчас занимается;
- какие задачи у режиссёра и сколько он получает;
- чем занимается сценарист и как ему лучше действовать;
- можно ли попасть в индустрию, если совсем нет опыта и портфолио;
- что надо прочесть и посмотреть будущему кинематографисту.
Краткая справка:
Дмитрий Куповых — российский продюсер, киновед, режиссёр, основатель киношколы «Свободное кино». Спикер курса «Профессия Режиссёр».
Как попасть в фильм категории B и остаться в кинематографе
— Ты участвовал в создании 30 фильмов как продюсер, побывал на съёмочной площадке как актёр, сценарист и режиссёр. Расскажи о том, как попал в киноиндустрию.
— Я с детства хотел быть актёром, ходил по театральным кружкам. В одном из них художественный руководитель Ильдар Исламгулов набирал ребят для своего кино. Так семнадцатилетним подростком я попал в фильм категории B. Это произошло в 2002 году, когда выйти в широкий прокат было невозможно. Поэтому фильм сразу появился на видеокассетах и DVD-дисках.
Но после этого родители уговорили меня получить более фундаментальную профессию. Поэтому я поступил в Государственный институт управления и какое-то время не занимался кино, хотя очень хотел. Как только защитил диплом, решил, что пора. Но тогда не было ничего, кроме ВКСР и ВГИКа, где обучение стоило примерно 300 тысяч рублей в год — при моей зарплате в 15 тысяч. А бесплатного варианта просто не было, поскольку для меня это было бы уже второе образование. Я понял, что во ВГИКе обучаться для меня слишком дорого.
Тогда я подумал, что если Магомет не может прийти к горе, то гора придёт к Магомету, — и решил создать собственную киношколу.
— Так появилась твоя студия «Свободное кино»?
— Сначала был киноклуб «Арткино», который трансформировался в полноценную школу — и выразился в проекте «Свободное кино». Сейчас это одна из лидирующих киношкол России. Мы готовим сценаристов, режиссёров, продюсеров, которые выпускают полнометражные фильмы и сериалы. При этом обучение стоит достаточно дёшево. Спустя какое-то время я сам стал преподавателем, и довольно успешным.
Наши выпускники сняли более 150 фильмов. Киноальманахи с картинами наших студентов и выпускников можно найти на всех крупнейших онлайн-платформах страны: IVI, Okko, «Кинопоиск HD» и других.
Только за последний год наши выпускники получили призы на всех крупнейших фестивалях страны. Эдуард Бордуков закрывал фильмом «На острие» Московский международный кинофестиваль, фильм Евгения Марьяна «Молоко птицы» получил приз «За лучшую операторскую работу» на «Кинотавре», Эдуард Жолнин с картиной «Земун» был удостоен приза зрительских симпатий на фестивале «Окно в Европу». Осенью 2022 года в прокат выходит масштабный фантастический фильм «МЫ» (по произведению Евгения Замятина), снятый ещё одним нашим выпускником — Гамлетом Дульяном.
Он просто думает: чем занимается и сколько зарабатывает режиссёр
— Чем занимается в кинопроекте режиссёр?
— Режиссёр — это художественный руководитель, который принимает решения по всем вопросам производства кинокартины. Режиссёр решает, какой актёр исполнит главную роль, какую выбрать локацию, изобразительное решение, цвета, мизансцены, темпоритм, движение камеры. Конечно, он обсуждает это всё с профессионалами. Камеру — с оператором, цвета — с художником. Но финальное решение по концепции фильма на нём.
— Насколько важно режиссёру самому обладать актёрскими способностями?
— Не обязательно: как мы выяснили, у каждого свои задачи. Но по собственному опыту могу сказать, что актёрский опыт помогает найти общий язык с исполнителями. Проще и быстрее объяснять, подсказывать, что и где нужно сделать. Напоминать, что случилось до начала сцены, в каких обстоятельствах был его герой.
Есть такая знаменитая шутка. Чем занимаются люди в кинопроекте? Автор сценария — пишет сценарий, продюсер находит деньги, оператор снимает, художник декорирует, актёры играют, звукорежиссёр записывает звук. А что делает режиссёр? Думает.
— Сколько зарабатывает режиссёр? Ему платят гонорар или оклад?
— У режиссёра чаще всего аккордная оплата — за проект. Он может снимать год, два года, месяц: в зависимости от формата. Если мы говорим про полнометражное авторское кино, то это в среднем 1,5–2 миллиона за фильм. Если кино жанровое, то молодой специалист может заработать от 2,5 до 4 миллионов рублей за проект.
— Совсем не заоблачная зарплата.
— Не заоблачная. Но важно понимать, что режиссёр снимает не только полнометражное кино. Ещё есть сериалы, реклама, клипы, театр и режиссура массовых мероприятий, в конце концов. Режиссура сейчас — очень широкая профессия и нужная во многих сферах.
— То есть режиссёр может совмещать большой проект ещё с чем-то?
— Ну смотри. В производстве фильма пять основных периодов. Девелопмент проекта, когда его разрабатывают, пишут сценарий, ищут финансирование. Если режиссёр не автор сценария, то здесь у него минимальная занятость. Потом идёт подготовительный период или препродакшен: там он задействован чуть ли не 24 на 7. И то же самое в съёмочный период.
Потом идёт постпродакшен, или монтажно-тонировочный период: монтаж, звук — и вот тут можно приезжать раз в две недели, оставлять свои комментарии и уезжать. Это не занимает много времени, можно параллельно делать другой проект — тогда в сумме получается неплохо.
То есть если режиссёр — не продюсер и не автор сценария, то он активно задействован лишь на двух этапах из пяти: в препродакшене и продакшене. В сумме получается 3–4 месяца активной работы.
Что надо делать, чтобы твой сценарий не полетел в корзину
— Теперь давай про сценариста. В чём его основные задачи?
— Сценарист — это тот, кто придумывает историю. Он разрабатывает героя, тему, идею, события, их последовательность и пишет диалоги. В итоге это всё воплощается в виде сценария — рабочего документа для производства фильма. Важно понимать, что сценарий — это именно рабочий документ для съёмки, а не литературное произведение.
Автор сценария сам может быть автором идеи или расписывать чужую. От начинающих авторов ждут собственных идей, потому что никто не доверит тебе чужую, пока не увидит, что ты в состоянии представить свой проект. Поэтому, когда мы говорим про молодого сценариста, подразумеваем, что он является автором идеи — концепта истории, который потом воплощается в виде героев, обстоятельств, конфликтов, поворотных событий, приводящих к неординарному кульминационному финалу.
— А что делают авторы идеи?
— Тут по-разному. Но чаще всего под автором идеи, особенно если мы говорим про успешные сериалы, подразумевается человек, которого сейчас называют шоураннером. К шоураннеру прикрепляются авторы, которые накидывают структуру событийного ряда, подробнее прорабатывают персонажей, пишут диалоги. И режиссёры, которые снимают каждый по одной серии сериала. А шоураннер, как художественный руководитель, за всем следит и говорит, что возможно, а что нет, почему должно быть так, а не иначе — потому что он придумал концепт истории и персонажей. То есть не просто семь чуваков, а семь вполне определённых и конкретных чуваков. Всё дело в том, кто они, какие они.
Возьмём «Теорию большого взрыва». Кто до этого сериала мог сказать, что гики будут интересны? Но кто-то решился, расписал их так, что они показались милыми, смешными, трогательными — такими героями, которым хочется сопереживать.
— Сколько сценарист получает? Например, за сценарий полного метра или за одну серию шоу.
— Честно скажу, что дебютанты получают за свои работы совсем немного. Если говорить про полный метр, то это 300–500 тысяч за сценарий, в редких случаях миллион. Если поделить на время работы над проектом, получается зарплата где-то от 50 до 150 тысяч в месяц. Пилот сериала (первая серия) тоже может стоить в районе 300–500 тысяч за серию. То есть, если написать все восемь серий сериала, то может уже выйти неплохой гонорар.
Когда ты написал 3–4 сценария, даже если они не запустились, и примелькался с ними на питчингах, то следующий можешь продать за вполне серьёзные деньги — больше миллиона.
— Есть какой-то оптимальный алгоритм действий начинающего сценариста, который только собирается что-то написать?
— Если ты круглый новичок, то лучше пойти учиться. Без шуток. С одной стороны, есть дефицит хороших авторов, с другой — огромное количество людей, которые что-то пишут. Ежедневно на адреса кинокомпаний приходят десятки сценариев, и по большей части они ужасного качества.
Моя выпускница попала редактором в одну из таких крупных компаний. Когда она начинала, то свято верила, что там ничего не видят и не замечают, а она будет внимательно всё читать и найдёт талант. И не один. Но буквально после первого месяца у неё просто поехала крыша от количества недоброкачественного контента. Она убедилась, что отыскать кого-то стоящего очень сложно.
— Нужно ли как-то специально оформлять сценарий, когда посылаешь его продюсерам?
— Это та самая одёжка, по которой тебя встречают. Оформление, конечно, не самое главное, но если работа оформлена по канону, это замечательно. Канон взят не с потолка, он формировался десятилетиями, прежде всего в американской индустрии, где всё должно быть чётко.
Когда люди присылают текст в собственном оригинальном формате, они усложняют себе жизнь, ведь буквально заставляют других продираться сквозь непривычный для них формат.
Но важнее подача материала. Одну и ту же историю можно рассказать совершенно по-разному: и так, что она не вызовет вообще никакой положительной реакции, и так, что она найдёт отклик.
Для того чтобы не просто придумать интересную историю, а сделать грамотный, внятно поданный и хорошо оформленный сценарий, нужно учиться.
«Никому не важно, что ты делал до этого, — если идея классная, её заметят»
— Насколько реально пробить себе дорогу в кино, если нет никакого опыта и портфолио, но, допустим, у тебя есть готовая классная история? Конкурсы кинокомпаний вроде бы предполагают наличие опыта и участия в других проектах.
— Нет. В конкурсах оценивают именно проект. Никому не важно, что ты делал до этого, — если идея классная, её заметят.
А вот тому, как хорошо подать интересный проект, правильно его оформить, выразить свою мысль наиболее эффективным способом, нужно учиться. Кстати, учёба поможет в том числе попасть в комьюнити, через которое можно узнавать о тех же конкурсах.
— А если тебя, такого неопытного, выберут, что делать? Как работать, если ты ничего не умеешь?
— По этому поводу не стоит переживать. На худой конец, у тебя просто выкупят идею, и ты войдёшь в проект как автор идеи, появишься в титрах, что уже неплохо. Это можно добавить в портфолио и в фильмографию. Другой вариант: ты будешь работать в соавторстве с опытными сценаристами, под их контролем. И третий вариант: разработаешь проект самостоятельно вместе с редакторами и креативными продюсерами компании — тебе будут помогать, редактировать, корректировать, направлять.
Это же касается и съёмки. Если у тебя уже есть хорошие работы, тебе могут доверить снять пилот. Если таких работ пока нет, тебя могут взять в качестве креативного продюсера. Примешь участие во всех этапах, поймёшь, как всё устроено, посмотришь, как работает режиссёр, в связке с ним пройдёшь весь проект — это поможет реализовать следующий проект.
— Курс в Skillbox, на котором ты преподаёшь, — это как раз поэтапное изучение всех сторон кинопроизводства, от сценарного дела до финансов. Кому стоит учиться на этом курсе? Подойдёт ли он людям без подготовки?
— Конечно. Наш курс создан именно для этого — научить всему. Конечно, чем больше ты знаешь до него, тем проще усвоить информацию. Но если ты вообще не в теме и тебе интересно, то всё получишь, узнаешь, сможешь пересмотреть и переварить. Плюс есть чаты и вебинары, где можно задать вопросы, — это реальный шанс освоить профессию за год. Более того — сделать готовый продукт, который может заинтересовать индустрию.
Блиц
— Что читать, слушать и смотреть человеку, который хочет связать себя с индустрией?
— Самая простая книга — «Как хорошо продать хороший сценарий» Александра Червинского. Если уже что-то понимаешь — Александр Митта, «Кино между адом и раем». Когда прочёл эти две, можно переходить к Роберту Макки, «История на миллион долларов». После этого переходить к литературе по другим аспектам профессии, например к книгам Соколова про монтаж.
— Кино, которое ты чаще всего пересматриваешь.
— Есть фильм, о котором мало кто знает, но я всегда нахожу в нём что-то новое, — «Реконструкция» Кристоффера Боэ. Стильная мелодрама, очень трогательная, классно снята. Люблю «Общество мёртвых поэтов» Питера Уира. Из классики: «Андрея Рублёва» Тарковского, «Восемь с половиной» Феллини и «Приключение» Антониони. А совсем недавно пересмотрел «Королевство полной луны» и тоже получил большое удовольствие.
По поводу пересмотра фильмов. Режиссёр Орсон Уэллс, фильм которого «Гражданин Кейн» 30 лет подряд признавался лучшим фильмом всех времён и народов, нигде не учился. И когда его спросили, как он смог снять такое кино, он ответил, что взял свой любимый фильм, посмотрел сорок раз и понял, как всё работает. В его случае это «Дилижанс» Джона Форда.
Я рекомендую студентам взять фильм, который им нравится, и посмотреть его, ну, если не сорок, то хотя бы десять раз подряд с небольшими перерывами. Вы очень многое поймёте после этого.
— Какое кино ты мечтаешь снять?
— Трансмедийный проект, который должен выйти сразу на нескольких площадках: от TikTok до интернет-платформ. То есть несколько видов контента для разных целевых аудиторий, которые вместе представляют собой единую киновселенную, основанную на реальных событиях — на реальном герое, проживающем жизнь. Вот такое в идеале я хотел бы снять.
Читайте также:
- «Я понял, что кино рождается само по себе. Я просто обожаю этот процесс!»
Женя учился на переводчика, был фотографом на круизном лайнере, но решил стать режиссёром - Экстрим, подводные съёмки, работа над популярным сериалом — это обычная жизнь Александра из Ростова-на-Дону
- Как видео с почти пустым экраном победило в международном конкурсе
История Дмитрия Шарова из Краснодара