Развитие
#статьи

Мудрость: что это с точки зрения психологии

И можно ли её сознательно «взрастить».

Кадр: фильм «Астерикс и Обеликс: Поднебесная» / Les Editions Albert Réné

Из этой статьи вы узнаете:

Наталия Власевская

Психолог, гештальт- и КПТ-терапевт, рекомендованный терапевт СПбИГ (Санкт-Петербургский институт гештальта).

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Что такое мудрость

Толковый словарь Ожегова определяет мудрость как «глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». Звучит абстрактно: как стать мудрым — непонятно, а ведь очень хочется.

Исследовать мудрость как навык, а не только как философскую категорию начали всего 40 с небольшим лет назад. Но определённые выводы уже есть. Так, согласно Берлинской парадигме мудрости, мудрый человек умеет:

  • пользоваться накопленными знаниями о мире;
  • принимать взвешенные решения;
  • рассматривать любую ситуацию с разных сторон;
  • не торопиться с выводами;
  • выдерживать неопределённость будущего.

Этот набор качеств помогает гармонично выстраивать отношения с близкими, развиваться в личностном и профессиональном плане и в целом эффективнее действовать по жизни.

Зачем нужна мудрость

Вот несколько основных бонусов мудрости:

  • помогает объективно смотреть на мир и потому меньше разочаровываться;
  • учит справляться с трудностями и не опускать руки;
  • облегчает адаптацию к стрессовым ситуациям;
  • позволяет эффективнее вести себя в конфликтах.

А ещё мудрость положительно влияет на удовлетворённость жизнью, качество отношений и уровень жизнестойкости, укрепляет психическое здоровье. В частности, мудрый человек не отчаивается в сложных ситуациях, легче принимает несовершенство мира и умеет получать удовольствие от малого. Всё это образует «броню» от стресса — одного из главных факторов развития ментальных проблем.

Также современные учёные активно исследуют пользу мудрости в бизнесе: она помогает принимать грамотные решения и эффективнее выстраивать команды, учитывая человеческий фактор.

Кроме того, мудрость полезна и для общества в целом, ведь основана на стремлении к коллективному благополучию. Чем больше вокруг примеров принятия, взаимопомощи, толерантности, тем меньше боли и насилия остаётся на планете.

Связана ли мудрость с интеллектом

Частично.

Дело в том, что чёткого определения интеллекта не существует — это многомерное понятие. В частности, интеллект делят на рациональный и эмоциональный (хотя выделяют и другие типы — например, кинестетический).

  • Рациональный интеллект (IQ — intelligence quotient, дословно «коэффициент интеллекта»). Носитель развитого рационального интеллекта мыслит логически, обладает большим спектром знаний и аналитических навыков, решает задачи, опираясь на факты и доводы разума.
  • Эмоциональный интеллект (EQ — emotional quotient, «эмоциональный коэффициент») отвечает за распознавание своих и чужих эмоций, а также за управление чувствами. Формирование этого навыка во многом зависит от того, как складываются первые три года жизни человека.

Период с трёх до пяти лет определяет, какой будет лимбическая система человека. Это средний отдел мозга, благодаря которому мы распознаём тревогу, страх, удовольствие и радость. Если родители открыто общаются с ребёнком, не наказывают его за проявление чувств, любят и оказывают поддержку, то лимбическая система развивается должным образом.

Эмоциональный интеллект играет значимую роль в формировании мудрости, которая во многом связана с взаимодействием с другими. Люди, которые дружат со своими чувствами и умеют быть чуткими к окружающим, могут встать на место собеседника и увидеть мир его глазами.

Если человек наглухо «заперт» в клетке рационального интеллекта, то его можно назвать умным, интеллектуально развитым, образованным, эрудированным, но не мудрым. Люди, живущие только логикой, редко способны к сопереживанию и часто склонны к осуждению (вспомним Шелдона Купера из «Теории большого взрыва»).

Но есть две хорошие новости: эмоциональный интеллект можно прокачать, и не только он влияет на уровень мудрости.

«Мудрость проявляется по-разному. Это качество — скорее сочетание нескольких видов интеллекта, между которыми мы „переключаемся“. Например, человек с развитым кинестетическим (телесным) интеллектом понимает чужую боль первично через тело, а не через эмоции, но тем самым всё равно познаёт других и вовлекается в их проблемы».

Наталия Власевская

Зависит ли мудрость от возраста и жизненного опыта

И да, и нет. Принято считать, что мудрость неминуемо связана с сединой: мол, пожилые люди априори мудры, так как повидали жизнь.

Кандидат психологических наук Елена Никитина отмечает, что преклонный возраст — не обязательное условие мудрости. Человек может дожить до солидных лет и остаться психологически незрелым. Например, жёстко осуждать других, без повода обижаться на близких из гордости или каприза, перекладывать на окружающих ответственность за свои ошибки и беды.

«Существует немало примеров старости, к которой не прилагается ни мудрость, ни доброта. Порой человек из несчастного, озлобленного ребёнка превращается в такого же пожилого озлобленного ребёнка: жизненный опыт „нарастает“, а его осознание — нет. При этом, работая с подростками, я заметила, что нынешнее поколение очень классное. Они хорошо знают себя, тонко чувствуют и многое понимают. Но зачастую тинейджерам для формулирования грамотных мнений просто не хватает объёма решённых задач и прожитых ситуаций, то есть буквально жизненного опыта».

Наталия Власевская

Доктор психологических наук, профессор Людмила Анцыферова заключает, что формирование мудрости зависит не столько от богатства опыта, сколько от глубины его осмысления. Просто пережить сложные и значимые события недостаточно. Важно вынести из них урок, понять причины случившегося, обдумать возможные последствия отдельных действий. И научиться вести себя так, чтобы в будущем в подобных обстоятельствах минимизировать ущерб для себя и окружающих.

Кадр: фильм «Кунг-Фу Панда» / DreamWorks Animation

Без анализа и рефлексии мудрость из опыта не «родишь». Возраст — не ключевой фактор: порой и подростки видят мир глазами мудрецов. Если ребёнок растёт в трудных условиях, рано сталкивается с тяжёлыми потрясениями и при этом не вынашивает обиду на мир, а развивает стойкость духа, умение адаптироваться и любить тех, кто дорог, вероятно, он даст фору по очкам психологической зрелости (и мудрости) многим взрослым.

Можно ли развить мудрость

Да, но формирование этого «навыка» требует времени. На основе Берлинской парадигмы мудрости Наталия Власевская выделяет шесть «элементов» мудрости, которые человек способен развить в себе сознательно.

Элемент №1


Эмпатия

Это качество позволяет замечать чужие чувства и вникать в проблемы окружающих, не отрицать чьё-либо право на страдания и боль, сочувствовать человеку напротив. «Мудрецы» понимают: люди такие, какие они есть, и каждый заслуживает поддержки.

Чтобы развить в себе эмпатию, нужно:

  • научиться анализировать свои и чужие эмоции;
  • сознательно слушать других и интересоваться их жизнью;
  • пытаться понять чувства собеседника;
  • давать развёрнутые ответы на его вопросы.

Элемент №2


Терпимость к неопределённости

Мудрые люди знают: не все задачи решаются сразу, а какие-то ситуации вовсе лишены благоприятного исхода. Например, на некоторые болезни, катастрофы и трагедии человек просто не в силах повлиять. Трезвый взгляд на вещи учит быть готовым к сложностям и выдерживать туманность будущего.

  • Чтобы развить в себе стойкость перед жизненным хаосом, придётся для начала принять неопределённость. Напоминайте себе, что многие события в жизни случатся без вашего одобрения и согласия. 
  • Дальше предстоит учиться в каждой ситуации анализировать, на что вы реально можете повлиять. Например, появление коронавируса от вас не зависело, но соблюдение гигиены и забота о ментальном здоровье во время локдауна — в зоне ответственности каждого.
  • Наконец, практикуйте принятие решений в состоянии спокойствия. Когда жизнь толкает вас в зону турбулентности, дайте себе время пережить панику и отгоревать потерянное равновесие (финансовое, семейное, психологическое). А затем, прежде чем действовать во имя перемен и адаптации, проанализируйте причины текущего положения дел и действуйте рационально, опираясь на разум, а не на эмоции.

Элемент №3


Принятие чужого выбора

Повторимся: у каждого есть личное мнение, ценности, сильные стороны и слабости. Мудрые люди осознают это, умеют анализировать и прогнозировать поведение других, но не осуждать и с уважением относиться к чужому личному выбору.

Элемент №4


Рефлексия

Это базовый навык мудрых людей, который углубляет самоанализ и способствует объективному пониманию жизни. При рефлексии человек наблюдает за собой «со стороны», оценивает свои поступки и мысли, извлекает уроки. Благодаря глубокому погружению в собственную личность мы поступаем более осознанно, чётче видим причинно-следственные связи своих чувств и действий и принимаем более взвешенные решения.

Элемент №5


Спокойствие

Мудрость требует эмоционального баланса и беспристрастного взгляда на ситуацию. Принимать важные решения сгоряча или судить о людях по одному поступку, который вас возмутил, не стоит. Помните, что эмоциональная саморегуляция (умение понимать и управлять своими чувствами) — важный навык.

Элемент №6


Критическое мышление

Доктор наук Сьюзан Краусс Уитборн призывает в принятии решений использовать логику и опираться на факты. Трезвый взгляд на происходящее и критическое мышление позволяют нам отличать правду ото лжи, отделять веские доводы от надуманных и не терять связь с реальностью. А значит, принимать обдуманные и безопасные решения.

Ещё вы можете пройти тест «Шкала мудрости», разработанный доктором наук Моникой Ардельт. Он включает 39 вопросов и займёт пять минут. Опросник оценивает три составляющие мудрости:

  • когнитивную — стремление к правде, осмысление сути вещей и способность осознавать пределы человеческого знания;
  • рефлексивную — проницательность, умение рассматривать события с разных точек зрения и воспринимать жизнь в её истинном обличии (без прикрас или искажений, созданных страхами и комплексами);
  • аффективную — то, насколько объективно человек оценивает границы собственных знаний и способен ли он отказаться от эгоцентризма и сострадать к другим.

Жизнь полна явлений, которые не всегда просто определить и структурировать. Мудрость как раз такая вещь. Несмотря на малоизученность этого качества, учёные видят в нём большой потенциал для каждого отдельного человека и общества в целом. Кто знает, может, простые шаги по воспитанию в себе «мудрых» свойств однажды приведут нас к светлому будущему без войн, бедности и неравенства.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована