Развитие Деньги
#статьи

Финансовая грамотность для детей: как научить отпрысков считать и ценить деньги

И почему стоит избегать фразы «У нас нет денег».

Иллюстрация: freepik / Freepik / Katie Harp / Felix Koutchinski / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Зачем детям финансовая грамотность

Затем, что растут дети быстрее, чем кажется. Особенно в эпоху интернета. Пока вы думаете, что ваш сын всё ещё невинный херувимчик, сообразительный пятилетка тайком подпишет вас на платные обновления игры в телефоне. А в семь лет он вполне сможет задонатить крупную сумму любимому блогеру с вашей карты.

Большинство детей совершают подобные «грехи» не со зла: просто мир улыбается им, как змей-искуситель. И подсовывает килограммы соблазнительных «яблочек» в виде подписок, обновлений, коллекционных карточек и игрушек, сладостей и кастомизированных футболок. В одной маленькой голове ежеминутно проносятся десятки «хочу», подкормленные рекламой и жизнью в городском изобилии. А про изнанку этой цветастой роскоши никто с экранов не рассказывает.

Исследователи из Кембриджского университета считают, что финансовые привычки формируются у детей с семи лет. И будет нелишним к этому возрасту обеспечить ребёнка минимальной базой знаний о том, как работают деньги.

Кроме того, финансовая грамотность — это мощный «оберег» на будущее. Так, исследователи из Австралии и Индонезии выявили, что уровень финансовой грамотности напрямую влияет на способность к самоконтролю и объём набранных долгов.

Базовая финансовая грамотность учит ребёнка бережно обращаться с деньгами. В частности, стоит объяснить детям:

  • что такое зарплата и откуда она приходит;
  • как работает конкуренция и почему важно сверять ценники на один и тот же товар в разных магазинах;
  • как составлять план расходов и куда в бытовой жизни «незаметно» для малышей утекают деньги (не все дети знают, что за воду и электричество нужно платить, а это важно);
  • кто такие мошенники и как они обманывают людей;
  • что значит «брать в долг» и почему ввязываться в долги — сомнительная идея;
  • зачем людям банки и с какими задачами эти заведения помогают справляться.

Всё это способен понять и малыш пяти лет. Дети постарше, лет с десяти, готовы к более серьёзным знаниям — например, о том, что такое валюты, инфляция, кредиты и налоги.

Чего не стоит делать родителям, чтобы сформировать финансовую грамотность у детей

Есть две распространённые ошибки:

  • часто бросаться фразой «У нас нет денег» без пояснений;
  • беспрекословно покупать детям всё, что те пожелают.

Первая привычка — это неуважение к детям. Даже трёхлетка способен понять, что ему что-то недоговаривают, видя, как после фразы «Денег нет» папа или мама оплачивают корзину продуктов. Чтобы не давать ребёнку повод для недоверия, потратьте чуть больше времени и объясните, что деньги есть, но тратить их на тридцать пятый слайм — неразумно.

Кроме того, двоякость ситуации у кассы после фразы о безденежье рождает в детях ощущение, будто деньги — некий призрачный ресурс. То они есть, то их нет, и кажется, будто системности в этом вопросе не существует. В итоге ребёнок приучается думать, что наличие денег — не результат труда и бережливости родителей, а их магическая способность.

Расскажите о том, что деньги зарабатываются и в первую очередь важно вложить их в действительно необходимые вещи.

Покупать всё подряд по первой искре в глазах малыша тоже не лучшая стратегия. Так вы формируете в юном мозге привычку к импульсивным покупкам. Исследователи предупреждают: финансовая грамотность — это прежде всего культура сбережения и способность к самоконтролю в расходах. А также умение различать желания и потребности. Покупая ребёнку всё, что бы он ни пожелал, вы лишаете его естественной тренировки этих механизмов.

Как привить ребёнку финансовую грамотность

Усадить за стол и включить подкаст про мир финансов — путь в тупик развития острой скуки. Дети сами по себе тянутся к знаниям, в них эволюцией заложено стремление учиться. И лучший способ это стремление поддержать — учить незаметно: шаг за шагом, каждый день тренируя нужные навыки и «подсовывая» знания между делом.

Вот несколько примеров того, что можно сделать.


Учите ждать

Допустим, ребёнок 6–8 лет увидел, что у многих товарищей по площадке появились игрушки из серии рейнджеров, монстров или единорогов. Вашему отпрыску очень не хочется отрываться от коллектива, и вам тоже невыносимо смотреть на страдания малыша. При этом вы понимаете, что любовь к желанной игрушке, скорее всего, испарится за неделю, а её стоимость потянет на две-три продуктовых корзины.

В такой ситуации поговорите с ребёнком и объясните, что прямо сейчас есть более приоритетные нужды: стиральный порошок, интернет или корм для кошки.

На этом примере разделите потребности и желания: откладывать желание ради закрытия потребностей и долгосрочных целей — навык, формирующий характер.

Вложившись в строительство подрастающей личности, договоритесь с ребёнком: желание может исполниться, если после 2–5 дней обязательных покупок в бюджете семьи останутся свободные деньги.

Другой вариант: составьте план накоплений на рейнджера или единорога. Каждый день выдавайте карманные расходы, и, если ребёнок действительно хочет заветную игрушку, пусть купит её сам на сэкономленные за неделю карманные. И, если окажется, что сдержаться перед покупкой мороженого и киндеров ребёнок не смог, объясните, что это был его выбор и отвечать за откладывание встречи с рейнджером малыш должен сам.

Купите копилку

Этот простой шаг сделает процесс накопления наглядным, а детям порой важно видеть материальное подтверждение своих экономичных стараний.

Привлекайте детей к покупкам

Выбираете новый обеденный стол — позовите детей и посоветуйтесь с ними. Покажите разницу цен, расскажите, на что вы опираетесь в выборе. Объясните, что дешевле — не всегда лучше, ведь качество тоже имеет огромный вес. Отзывы, рейтинги, характеристики продукта: ребёнок может не понять всех тонкостей процесса, но осознает, что покупки (особенно дорогостоящие) должны быть обдуманными и взвешенными.

А ещё детей 5–6 лет нелишним будет брать с собой в магазин и давать простые задания — например, поручить ребёнку выбрать сметану, молоко и творог, уложившись в 300 рублей.

Учите принимать решения

Исследователи из Индонезии и Австралии считают, что навыки рационального обращения с деньгами требуют умения принимать решения и критического мышления. Чтобы научить ребёнка финансовой грамоте, нужно в целом воспитать в нём человека, который умеет анализировать, сомневаться и выбирать, опираясь на факты и аргументы логики.

Планируете день рождения шестилетки — привлекайте его к составлению сценария праздника. Показывайте варианты локации, расскажите о бюджете мероприятия, попросите подготовить описание торта и составить список подарков для гостей. Пусть сам выбирает одежду в садик или школу, чаще играет с вами в игры, требующие принятия решений (например, в «Монополию») и планирует расстановку мебели в своей комнате. Самостоятельность и уверенность в своих решениях — важный фундамент для финансовой грамотности и ответственности.

Будьте примером

Многие родители ошибаются, полагая, что дети не впитывают кухонные разговоры и ссоры. Если мама с папой вечером громко дискутируют о том, что денег нет, но в отпуск хочется, и приходят к выводу, что нужно взять в долг, — ребёнок всё слышит.

Исследователи из Малайзии предупреждают: с семи лет ваш малыш активно перенимает финансовые привычки взрослых.

Не хотите, чтобы ребёнок влезал в долги в будущем — постарайтесь не брать взаймы сами. Или хотя бы не демонстрируйте эту привычку детям как нечто, не требующее пояснения. Хотите, чтобы отпрыск научился копить и бережно относиться к деньгам — показывайте, как делаете это сами.

Например, заведите вишлист внутри семьи и вместе с ребёнком отслеживайте, как пополняется вклад на мечты и желания.

Во что играть, что читать и что смотреть, чтобы погрузить ребёнка в тему денежных отношений?

Если ваш путь отношений с ребёнком — совместный просмотр мультфильмов, вот что можно оценить вместе:

  • «Смешарики. Азбука финансовой грамотности» (расскажут и про кредиты, и пор импульсивные покупки, инвестиции и сбережения на «чёрный день»);
  • «Фиксики» — серии «Копилка», «Деньги», «История вещей: деньги»;
  • «Три кота: поход в магазин»;
  • «Простоквашино», серия «Золотая карта»;
  • «Уроки тётушки совы: азбука денег».

Короткие мультфильмы подойдут для обсуждения с младшими школьниками и обитателями детского сада. При желании можно составить отдельный плейлист на YouTube и устроить целый день (или неделю — по видео в сутки) погружения в тему финансов.

А с теми, кто постарше, можно устроить развлечение посерьёзнее — например, открыть домашний дискуссионный клуб по фильму «Шопоголик» или по советскому «Незнайке на Луне».

Что касается игр, очевидный и простой выбор — «Монополия». Те, кто этого «усыпителя вечеринок» уже прошёл, могут сыграть с детьми в «Фиксиномику». Игра вынуждает постоянно принимать решения: рисковать или нет? А ещё настолка учит быть готовым к неожиданностям и грамотно распределять имеющиеся ресурсы. Вот ещё несколько игр для любителей правил посложнее:

  • «Экономикус», 2–5 игроков, сложность 6+ (для облегчённой версии правил). В сюжете — торги, аукционы, забота о репутации, налоговые проверки, финансовые кризисы и прочие радости взрослой жизни.
  • «Денежный поток», 2–6 игроков, 14+. Серьёзная настолка, больше походящая на тренинг финансовых навыков. Учит управлять активами, инвестировать, оценивать риски и вести финучёт.
  • «Час расплаты», 2–4 игрока, 8+. Игра заточена на умение копить, экономить и беречь капитал. Выигрывает тот, кто сохранил больше денег.

Впрочем, не все дети любят учиться чему-то, сидя за столом и вникая в карточки. В таком случае отправляйтесь в города профессий — например, в «КидБург» или «Кидзанию». Это имитации реального города для детей: юным посетителям выдадут банковскую карту и отправят работать. Блогером, поваром в пиццерии, пожарным или мультипликатором — это уже на выбор ребёнка. Как и игрушка, которую можно купить на заработанные в «городе» на выходе.

И, конечно, о деньгах и бережном обращении с ними ребёнок может узнать из книг. Например:

  • «Пёс по имени Мани» от немецкого бизнесмена и финансового консультанта Бодо Шефера — это история о говорящем лабрадоре, который помогает девочке Кире разбогатеть и исполнить все мечты.
  • «Котёнок Шмяк. Маленький бизнесмен» — милая зарисовка о том, что такое конкуренция и домашний бизнес.
  • «Волшебный банкомат. Детям об экономике» — книга с заданиями и вопросами для обсуждения после каждой главы. Впрочем, даже без них сюжет интересный: двойняшки Катя и Серёжа попадают на остров, где экономика только начинает расцветать. Дети познают азы наравне с местными взрослыми, разгадывают финансовые загадки и учатся управлять бюджетом.

Skillbox Kids — онлайн-школа для детей

Учим детей создавать игры, сайты, программировать и делать дизайн. Уроки проходят в игровой форме. Пробный урок — бесплатно!

Узнать больше о школе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована