Развитие
#статьи

Как интернет влияет на детей — рассказывают психологи

Все говорят о негативном воздействии Сети. Но неужели всё так плохо?

Иллюстрация: Myles Tan / Jordan Whitt / Unsplash / Jbruiz / Shutterstock / Manas Bhatia / Midjourney / Annie для Skillbox Media

Процесс цифровизации детства навязан нам вызовами современности:

  • чтобы ребёнок был в безопасности, он должен быть на связи;
  • чтобы он развивался, он должен использовать диджитал-возможности: посмотреть значение слова в поисковике, спросить домашку у одноклассника, отправить бабушке фотографию котика — для всего этого нужен гаджет.

Мы видим, что цифровая среда меняет наших детей. Но в какую сторону? Приносит интернет больше пользы или вреда? И можно ли разделить их, чтобы увеличить пользу и минимизировать вред? Разобраться в этом помогут психологи Юлия Старостина и Александра Долгих.

Из статьи вы узнаете:

Юлия Старостина

Научный сотрудник факультета возрастной психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Школьный педагог-психолог, ведущая тренингов для подростков. Член Российского психологического общества.

Александра Долгих

Кандидат психологических наук. Детский, семейный, возрастной психолог. Руководитель магистерской программы «Киберпсихология» в МГУ. Заведует лабораторией психологии информационной безопасности подростков Психологического института РАО.

Эта статья подготовлена по материалам бесплатного курса «(Не)детский интернет», созданного Skillbox совместно с МТС. На курсе академические и практико-ориентированные психологи рассказывают, как научить ребёнка взаимодействовать с интернетом, чтобы Сеть стала для него источником полезной информации и безопасных развлечений.

Пройти курс бесплатно

Почему цифровой мир так привлекает детей?

Цифровой мир влияет на детей как в негативном, так и в положительном ключе, но главное — этим влиянием можно управлять. Основная задача родителя в этом вопросе — знать, что смотрит и слушает его ребёнок, с каким контентом он взаимодействует.

Юлия Старостина

«Наши дети уже родились в цифровом мире — невозможно просто спрятать их от него, да и не нужно. Гораздо эффективнее — понять, как сделать общение ребёнка с гаджетами полезным и интересным, избежать зависимостей».


Основное заблуждение родителей относительно детей в интернете звучит так: «Они там занимаются ерундой и теряют время просто так». На самом деле ничего не бывает «просто так», и если дети стремятся в интернет — значит, он зачем-то им очень нужен. Зачем? Чтобы ответить, рассмотрим самые популярные среди детей типы сетевого контента.

  • Игры с быстрым достижением успеха. В игре можно быстро переходить с уровня на уровень, и каждый новый уровень сопровождается наградой. В жизни всё не так: чтобы сделать что-то, заслуживающее похвалы или награды, нужно потратить кучу сил и времени. Поэтому игры дают детям то, что им так нужно, — легкодостижимый успех.
  • Контент о супергероях и суперспособностях. Он задействует воображение — мощный мыслительный процесс, развивающийся в младшем школьном возрасте. Роль воображения — создать образ «идеального себя», очертить рамку невозможного, чтобы потом соотнести её с жизнью. Родители могут помочь в этом процессе соотнесения, если попробуют разобраться вместе с ребёнком: а что есть у супергероя, чего не хватает вашему ребёнку? Почему ему важно именно это? Как этого можно, хоть частично, добиться в реальной жизни?
  • Блоги о жизни других детей. Дети производят очень много контента, самостоятельно или с помощью взрослых: снимают свои игры, домашних животных, обучающие видео с творчеством. Это способ для одних детей посмотреть на то, как живут другие — как они одеваются, какие предметы, игрушки и книги у них есть. Всё это расширяет представления ребёнка о жизни.

Цифровой мир влияет на детей как в негативном, так и в положительном ключе, но главное — этим влиянием можно управлять. Основная задача родителя в этом вопросе — знать, что смотрит и слушает его ребёнок, с каким контентом он взаимодействует.

Александра Долгих

«Многие родители боятся, что дети станут зависимыми от интернета. Действительно, такая ситуация может возникнуть, но только как симптом других проблем, например общения со сверстниками и в семье. Если у ребёнка нет интересного досуга и контекста для общения, если он постоянно предоставлен сам себе в скупой и неинтересной среде, где ему всё знакомо, — конечно, интернет станет его единственной отдушиной. Но если родители заботятся о среде вокруг ребёнка, наполняют её интересными встречами, событиями, занятиями и балансируют доступ к гаджетам — зависимость не наступит, потому что для неё нет причин».

Как интернет изменяет мышление детей и подростков

Одно из основных изменений, которое видят и родители, и учителя, — это изменение паттернов обучения. Дети больше не стремятся запомнить факты, формулы или даты, если их легко можно найти в интернете. Учителя говорят, что у современных школьников массово ухудшается память. Однако это не так: по мнению американского психолога Бетси Спарроу, лёгкий доступ к информации способствует разгрузке мозга и его мощности могут быть использованы для других нужд. Она называет этот феномен «гугл-эффект».

Александра Долгих

«Есть миф, что интернет плохо влияет на память. Это неправда: память продолжает работать так же активно, просто она трансформируется под задачи цифровой среды. Если раньше нам было важно запоминать факты (адреса, номера телефонов, даты), то теперь дети запоминают способы поиска информации (где посмотреть, куда сохранить скриншот)».


Ещё одно важное изменение — развитие клипового мышления. С одной стороны, современные дети умеют распределять внимание и быстро переключаться. Количество информации, которую нужно обрабатывать, увеличилось в разы, поэтому они в совершенстве владеют навыком просматривать «по диагонали» и быстро находить самое важное.

С другой стороны, им сложно долго сосредотачиваться на чём-то одном. А навык вдумчивого чтения уходит на задний план.

Александра Долгих

«Клиповое мышление — это когнитивный продукт эпохи. Именно оно позволяет нам и нашим детям обрабатывать то гигантское количество информации, с которым мы сталкиваемся каждый день в онлайн-среде. Если же мы хотим развить у детей навыки чтения и понимания длинных текстов и сюжетов, тогда нужно сбалансировать количество контента, которое они получают, — ограничить лёгкий интернет-контент и включить более сложный: книги, журналы, длинные фильмы. Но сами дети с этим не справятся. Это задача родителей».


В целом родители отмечают, что современному цифровому детству присущи следующие сложности:

  • детям всё менее интересно общаться друг с другом и со взрослыми;
  • растёт одиночество, отчуждённость, отверженность;
  • многие дети испытывают сложности в общении;
  • высокий уровень агрессии в обществе в целом и в детских коллективах в частности;
  • высокий уровень эгоцентризма и низкий уровень эмпатии, детям сложно поставить себя на место другого: они не понимают, зачем это делать.

Как сформировать у ребёнка здоровые цифровые навыки?

  • Родители должны честно ответить себе на вопрос, зачем они сейчас дают ребёнку гаджет: чтобы он научился чему-то, сделал что-то полезное или просто не мешал? Если чтобы не мешал — можно ли дать ему какое-то другое занятие? Конечно, бывают критические моменты — например, когда родители устали и не готовы создать вообще никакой альтернативы. Но если возможности есть, лучше занять ребёнка другой деятельностью: к примеру, включить аудиосказку, дать карандаши и попросить зарисовать сюжет.
  • Объясните ребёнку, что гаджет — это инструмент, а не цель. Расскажите, для чего вы используете их: связаться с коллегами, поискать полезную информацию и книгу, выбрать маршрут. Лучше всего прямо включать ребёнка в эту деятельность, например: «Поищи в интернете рецепт блинов».
  • Важно отслеживать, какой контент ребёнку больше всего нравится и почему. Что именно он хочет получить в интернете, какие свои потребности удовлетворяет? Может, ему негде выплеснуть агрессию, поэтому он выбирает игры-стрелялки? Или всё время выкладывает фото, потому что хочет внимания? Или ему просто редко удаётся повидаться с друзьями, поэтому они создали команду в Brawl Stars?
  • И наконец, самое важное — научитесь балансировать виртуальную и реальную жизнь ребёнка. Если у ребёнка есть друзья-сверстники, развивающая среда и интересный досуг вне интернета — он легко сможет переносить отсутствие гаджетов и вырастет гармонично развитым человеком.
Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована