Развитие
#статьи

Фасилитатор — кто это такой и чем занимается, объясняем простыми словами

Мастер общения и укротитель непродуктивных планёрок — как фасилитаторы обеспечивают мир, гармонию и результаты в коллективах.

Иллюстрация: Everett Collection / Shutterstock / Wikimedia commons / Colowgee для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:

Кто такой фасилитатор

Фасилитатор — это специалист, который помогает людям создать эффективную коммуникацию. Такие мастера группового общения сфокусированы на процессе: фасилитатор в компании, продающей суккуленты и флорариумы, может почти ничего не знать о растениях и домашнем декоре. Зато он знает, как привести команду к единым решениям и продуктивным планёркам.

Вы читаете эту статью, потому что задумываетесь о карьере медиатора? Присмотритесь к курсу Skillbox «Медиация и конфликтология». С ним вы сможете освоить новую сферу с нуля.

Для чего нужен фасилитатор

Если коротко, то для того, чтобы люди тратили меньше времени и добивались больших результатов в общении, дискуссиях и на собраниях.

Представим еженедельное совещание:

  • начальник отдела во главе стола вещает что-то о важности показателей продаж;
  • разработчик мечтает о том, чтобы всё это поскорее закончилось, потому что не понимает, что делать с этой информацией;
  • активный менеджер перебивает руководителя уместными и не очень комментариями, стремясь перетянуть на себя внимание и блеснуть, но его полезные идеи тонут в общем потоке его гиперактивности;
  • скромный маркетолог отмалчивается, потому что не верит, что его услышат, хотя знает, как можно продавать больше.

Ролей за столом может быть ещё много, но в таких сценариях есть общая черта: все выйдут с совещания с чувством бесполезно потраченного времени. Это неэффективная коммуникация. Участникам неясны их задачи, дискуссия не располагает к высказыванию свободного мнения, и выводов из такой встречи никто не выносит.

Фасилитатор призван устранить эти проблемы, а также:

  • донести до всех участников группы важность совещания, его конкретную цель и задачи;
  • обеспечить на встрече общий психологический комфорт, где каждый будет чувствовать возможность и желание высказаться;
  • организовать процесс обсуждения так, чтобы ни одна идея не осталась неуслышанной;
  • вытянуть мнения из тех, кто говорить не любит, и не дать тем, кто говорит много, забрать всё внимание себе;
  • проконтролировать направление дискуссии так, чтобы отсечь неактуальные темы, и поддержать фокус на озвученной цели.

Какие ещё задачи выполняет фасилитатор

Фасилитаторов приглашают в коллективы, чтобы создать чувство сплочённости и приверженности общему делу. Люди работают эффективнее, когда осознают свою ценность и ответственность, верят в то, что делают, и не чувствуют себя одинокими в команде.

Достичь идеалистической картинки группового общения можно с помощью разных техник. Например, чтобы вовлечь интровертов и молчунов в обсуждение, можно использовать стикеры и предложить каждому в начале встречи написать свои идеи развития продукта или определить проблемные зоны в работе коллектива.

Затем фасилитатор как ведущий встречи достаёт рандомные стикеры из собранных и озвучивает темы к обсуждению. Или вывешивает стикеры на стену и устраивает раунд молчаливого голосования, чтобы каждый имел возможность выразить своё мнение. Эта техника также позволяет найти решение, поддерживаемое большинством, не прибегая к открытой дискуссии, которая может и затянуться.

Владение широким набором разных методик ведения собраний и дискуссий — тоже обязанность фасилитатора.

Что должен уметь фасилитатор

Фасилитатор должен владеть теорией и навыками эффективной коммуникации. Например, быть активным слушателем, следить за интонациями и считывать невербальные сигналы. А ещё понимать правила уважительного общения и уметь их отслеживать.

Поэтому для таких специалистов важны эмпатия и наблюдательность. Нужно вовремя замечать зачатки напряжения в коллективе, улавливать раздражение участников, понимать, когда группа устала и предлагать перерывы.

Всё это поможет избежать повышенных тонов, скепсиса и сарказма в дискуссии, а также перехода на личности. Участники общения должны помнить: главное — совместная цель, а не выяснение личных отношений и самоутверждение.

Также фасилитатор умеет хвалить и поддерживать. Чем больше позитивных комментариев и подмеченных достижений, тем лучше. Но это не должны быть абстрактные слова вроде «Вы все такие молодцы!». Эффективная похвала конкретна: «Иван, здорово, что вы высказали предложение, которое раньше не звучало. Возможно, стоит вынести его под более пристальное рассмотрение!»

Такие комментарии создают позитивный фон собрания, поощряют активное участие в дискуссии и повышают мотивацию (за неё фасилитатор также отвечает).

Вот что ещё умеет эффективный фасилитатор.

Оставаться нейтральным. Такие помощники не решают, чья идея лучше, и не встают ни на чью сторону: их задача в том, чтобы коллектив пришёл к оптимальному, единогласному и самостоятельному решению.

Управлять временем. Тайминг любого митапа стоит озвучивать заранее и соблюдать в процессе. Так ценность каждой минуты дискуссии увеличивается, а напоминанием об этом должны стать чуткие и тактичные комментарии фасилитатора о релевантности любого высказывания озвученной теме. Посторонних обсуждений во встрече быть не должно.

Задавать правильные вопросы. Как мы уже говорили, фасилитатор не обязан быть экспертом в теме обсуждения. Но подготовиться к встрече всё же нужно, поэтому любознательность, исследовательский интерес и открытость к разным темам — тоже полезные качества для фасилитатора.

Базово разобраться в сути предстоящей дискуссии стоит, чтобы вовремя спросить: для чего это действие коллективу? Какие конкретно шаги стоит предпринять? Почему эти изменения важны именно сейчас? Такие наводящие вопросы помогут группе чётче сориентироваться в приоритетах и разбить планы на конкретные задачи.

В чём разница между фасилитатором и модератором

Главная задача модератора — поддерживать порядок. Модераторы создают структуру встречи и следят за её исполнением, пресекают агрессивное поведение участников обсуждения, обобщают выводы и проясняют неясные аргументы. Специалист этого профиля стремится сделать обсуждение понятным и доступным для всех, оставаясь сторонним наблюдателем.

Фасилитатор — более активный участник процесса, и его цель — сделать коммуникацию эффективной и лёгкой. В задачи фасилитатора входит тот же набор действий, что у модератора, но методы и цели работы гораздо шире.

Так, фасилитатор может определять формат встречи, подходящей конкретной группе, внимательно следит за динамикой общения и прерывает митап, если чувствует, что все устали. Фасилитация требует эмпатии и индивидуального подхода к разным коллективам, модерация же универсальна и строится на строгих правилах допустимого в формальном общении.

Как стать фасилитатором

По некоторым прогнозам, востребованность этой профессии будет расти как минимум до 2028 года. Кроме того, зарплаты фасилитаторов в США с 2009 года выросли почти в полтора раза.

Фасилитаторы приносят прибыль бизнесу и помогают преодолеть поколенческие конфликты на крупных предприятиях. Укротители планёрок и совещаний могут работать очно и онлайн, в штате и в качестве приглашённых специалистов — завидная вариативность. Профессия, кажется, убедительно претендует на актуальность, так что стоит присмотреться к этому направлению.

От фасилитаторов обычно ждут наличия высшего образования степени бакалавра, желательно в смежных специальностях — психологии или бизнес-управлении. Навыки и знания этих сфер точно не будут лишними, как и развитые софт-скиллы. В частности, стоит поработать над следующими качествами:

  • креативностью;
  • педагогическими навыками;
  • коммуникативностью;
  • командной работой.

А ещё фасилитаторам пригодится ораторское мастерство, чтобы эффективно мотивировать участников групповых обсуждений, и уверенность в себе. Последняя важна, чтобы не пасовать перед нарушителями правил собрания и чрезмерно активными участниками, готовыми на всё, чтобы их голос звучал громче других.

Дальше можно пройти специальные курсы по обучению фасилитаторов, чтобы получить соответствующий сертификат, и практиковаться. А начать обучение можно с книг. Например, почитать «Секреты фасилитации» Майкла Вилкинсона и «Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес» Дейва Грея, Санни Браун и Джеймса Макануфо.

Если вы будете выбирать платный курс, присмотритесь к программе Skillbox «Медиация и конфликтология». Курс записан совместно с МГМУ имени И. М. Сеченова — одним из лучших медицинских вузов, по оценке Times Higher Education.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована