Развитие
#статьи

Фасилитация — что это, объясняем простыми словами

Тот случай, когда слово страшное, а смысл — безобидный.

Иллюстрация: freepik / andreas / wirestock / Freepik / Jacek Dylag / stanislav / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Что такое фасилитация

Фасилитация (от англ. facilitate — облегчать) — это набор практик и методов для организации групповой работы. Фасилитация повышает эффективность каждого участника встречи и группы в целом.

Это современная интерпретация термина, но пришёл он из социальной психологии. Социальная фасилитация в широком смысле — это изменение поведения человека в присутствии других.

Представьте, что вы сильно голодны и вас приглашают на фуршет со шведским столом. Вы можете есть и пить что хотите и сколько пожелаете, но при одном условии — напротив вас будет молча сидеть наблюдатель с блокнотиком. Сможете ли вы есть так же свободно, как если бы рядом никого не было?

Подобный эксперимент на студентах в 1920-х годах прошлого века показал: в присутствии других людей человек склонен вести себя иначе, нежели в одиночестве. В случае с фуршетом в компании молчаливого наблюдателя эффект был негативный: студенты не смогли нормально есть и выходили из-за стола голодными. Это иллюстрирует процесс социального торможения (или ингибиции).

Фасилитация работает диаметрально противоположным образом и относится к социальному содействию. Экспериментально положительный эффект чужого присутствия доказал американский психолог Роберт Зайонц (он же первым использовал термин «фасилитация» в статье 1965 года).

Подопытными в исследованиях Зайонца выступили люди, тараканы, обезьяны и крысы, и все они проходили лёгкие испытания быстрее в компании сородичей.

А вот задачки со звёздочкой эффективнее выполняются в одиночестве. Такие противоречивые результаты Зайонц объясняет тем, что наличие кого-то рядом возбуждает нервную систему. В итоге «таски на подумать», требующие концентрации, выполняются с ошибками, а те, где важна скорость, напротив, закрываются успешнее.

Кто такой фасилитатор

Сегодня фасилитация чаще встречается не в контексте психологии, а в материалах, посвящённых оптимизации рабочих процессов. И фасилитатор — это человек, который организует, направляет и курирует дискуссию так, чтобы каждый чувствовал себя комфортно и был услышан.

Для этого фасилитатор наблюдает за группой, помогает формировать правила уважительного общения и следит за их соблюдением. Крупные компании нанимают фасилитаторов и обучают менеджеров навыкам фасилитации, чтобы повысить продуктивность коллектива и создать в нём экологичную рабочую атмосферу.

Зачем нужна фасилитация

Социальная фасилитация, описанная психологами, работает там, где вы чувствуете, что справляетесь эффективнее под чужим взором.

Работаете продуктивнее в коворкинге, а не дома в пижаме, играете на скрипке без ошибок на сцене, но не в пустом кабинете музыки. Иногда подобный эффект используется в коммерческих целях. Например, на онлайн-аукционах намеренное усиление эффекта присутствия повышает активность участников.

А ещё эффект социальной фасилитации полезен в спорте: на тренировках атлеты показывают лучшие результаты, соревнуясь с другими, а не «наперегонки» с секундомером или таблицей результатов.

Фасилитация в бизнес-среде полезна в любой ситуации, где нужна командная работа.

Показательные порки, обмен сплетнями, импровизационные стендапы разговорчивых начальников — всего этого быть на рабочих встречах не должно. Но расплывчатые правила и цели планёрок превращают их в источник мемов.

Чтобы напомнить сотрудникам, что совещание для них не какая-то шутка, можно обратиться к фасилитации: участники будут закрывать Zoom или дверь переговорной с осознанием: «Я понял, о чём и зачем это было».

Допустим, в маркетинговом отделе строительной компании каждую неделю проводят планёрки. Встречи нужны, чтобы синхронизировать отделы разработки, креатива и сейлз-менеджеров и выпускать качественные продукты. Но в итоге интровертивные участники коллектива отмалчиваются и нервно посматривают на часы каждые пять минут.

Цели таких митингов для «молчунов» остаются неясными: более экстравертивные коллеги забирают весь тайминг на рассказы о своих трудностях и выполненных задачах, и профита для коллектива не выходит.

Фасилитатор может предложить изменить структуру планёрок. Например, попросит перед встречей написать три трудности в текущем проекте на цветных стикерах:

  • на красном — приоритетную проблему;
  • на жёлтом — важную, но «ждущую»;
  • а на зелёном — мелкую раздражающую особенность, которую хотелось бы устранить в перспективе.

Затем на самой встрече фасилитатор предложит обсудить стикеры в мини-группах. А в общем составе коллектива — определить трудности, которые чаще оказывались в приоритете у представителей разных отделов, и зафиксировать последовательность решения проблем на общей доске встречи. Так каждый участник примет участие в планёрке и оставит свой «голос» в проекте, даже если ничего не выскажет вслух.

При этом важно исключить любую оценочность. Ни одна из описанных проблем не должна получить статус «глупая», «хорошая»или «плохая». А сам фасилитатор при использовании техник должен сохранять нейтральность: его задача — помочь группе самой прийти к решению трудности, спровоцировать интерес и активность, но не оценивать и не выступать судьёй в конфликтных диалогах.

Чем фасилитация отличается от модерации

Модерация встречи или ивента во многом схожа с фасилитацией: это два современных способа организовать групповую работу так, чтобы у каждого была возможность высказаться, предложить и развить свою идею и вместе прийти к решению.

Различие в том, что фасилитация более гибкая. Модерация обычно состоит из строгого алгоритма: озвучивание цели, тайминга встречи, представление участников, отслеживание времени выступления каждого и правил уважительного общения, подведение итога. Фасилитация также включает эти этапы, но подразумевает широкий набор техник, которые подталкивают к вовлечённости и оставляют больший простор для обсуждения и свободного общения участников.

Из каких этапов состоит фасилитация

Начинается она с создания комфортных условий встречи. Нужно организовать пространство или онлайн-коммуникацию так, чтобы было удобно всем, подобрать подходящее время, помещение или сервис для общения. А дальше нужно:

  • озвучить конкретную цель в начале собрания;
  • обговорить правила и тайминг встречи;
  • обозначить существующие преграды для достижения цели;
  • наметить список задач и определить тайминг на обсуждение каждой из них;
  • создать список правил и порядка высказывания, чтобы в группе не звучал единственный доминирующий голос, заглушающий других;
  • подобрать конкретные техники под текущую задачу и подготовиться к их реализации;
  • проанализировать идеи, озвученные на встрече, и подвести итоги.

Какие техники фасилитации существуют

Их десятки, и единой классификации нет.

Например, к техникам фасилитации относят мозговой штурм, а трюк со стикерами — реализация техники «МнеМыНам» (MeWeUs). Суть в том, чтобы дать каждому высказаться наедине с собой и бумагой, затем перенести обсуждение в мини-группы, а затем обрисовать общую картину мнений по теме в коллективе. Вовлечены все, но при этом каждый может выбрать комфортную степень участия.

Другая популярная техника — «Мировое кафе» (по названию книги бизнес-тренеров Дэвида Исаакса и Хуаниты Браун). Участники встречи делятся на 2–7 групп, каждая из которых решает конкретную задачу в рамках одной цели за своим столом. И по команде ведущего группы меняются столами, вникают в идеи друг друга и дополняют их.

Эти техники помогают повысить вовлечённость участников и «вытянуть» из них креативные решения. Но иногда цель фасилитатора — собрать «анамнез» мнений о проблеме и её причинах в коллективе, найти скрытые противоречия во мнениях и возможные причины конфликтов. Главное в таких задачах — сохранять нейтральность и следить за тоном дискуссии: в группе на первом месте должен быть вопрос «Почему это важно НАМ?», а не «Чего хочу Я?».

Когда фасилитация не нужна

В основном фасилитация актуальна для ситуаций, где важны:

  • генерация идей;
  • поиск оптимального решения в условиях неочевидного выбора;
  • принятие коллективного решения.

В таких сценариях чрезмерная строгость и авторитарность руководителей может отпугнуть нестандартно мыслящих сотрудников и не позволит высказаться тем, кто не уверен в себе.

А если вы проводите собрание, на котором есть проверенный алгоритм действий или который требует строгого соблюдения иерархии, то можно обойтись без фасилитатора. Например, если в школьной столовой не соблюдаются санитарные нормы, и директору нужно донести до коллектива, что это плохо, то к фасилитации прибегать не нужно.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована