Что такое критическое мышление и как его развивать
Рассказываем о том, зачем нужно развивать критическое мышление, и как это делать.
Кадр: мультипликационный фильм «Аладдин»
Из статьи вы узнаете:
- какими качествами обладает человек с развитым критическим мышлением,
- как развивать критическое мышление у взрослых и детей.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Что такое критическое мышление — простыми словами
Критическое мышление — это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные (в идеале — объективные) выводы. Также под критическим мышлением понимают способность ставить под сомнение любую информацию, в том числе собственные убеждения.
Участники Всемирного экономического форума в Давосе отметили критическое мышление в числе навыков будущего — то есть навыков, которые ценятся работодателями в век развитых технологий.
Критическое мышление относится к так называемым soft skills, то есть гибким, личностным навыкам. О том, что это за навыки, мы написали отдельную статью.
Признаки развитого критического мышления
Когда мы говорим, что человек обладает критическим мышлением, это значит, что он:
- наблюдательный, внимательный и любознательный;
- рациональный — в основе его выводов и решений лежат логика и анализ;
- даёт объективную оценку происходящему, что позволяет ему принимать взвешенные решения;
- обладает гибкостью ума;
- готов признавать свои ошибки.
Всё это помогает быть:
- открытым к новым идеям, знаниям и мнениям (даже противоречащим его личным убеждениям):
- креативным, то есть легко создавать новое;
- устойчивым в кризисной ситуации;
- устойчивым к манипуляции и обману;
- убедительным, ведь человек с развитым критическим мышлением умеет ясно выражаться, оперировать фактами и обрабатывать информацию.
Читайте также:
Как развивать критическое мышление?
Это долгий процесс, который требует осознанности, то есть умения замечать свои мысли. Когда вы сталкиваетесь с какой-то ситуацией или поведением человека, на основе которых нужно сделать вывод или принять решение, старайтесь не делать это сиюминутно, а задайте себе и собеседнику дополнительные вопросы.
Калифорнийский тест критического мышления (CCTST) — это набор вопросов, помогающий проанализировать решение и ход мыслей, благодаря которому вы это решение приняли.
- Интерпретация — это группа вопросов, с помощью которой можно определить суть суждений и событий. Как вы охарактеризовали бы то, с чем столкнулись? Какой был контекст происходящего — что предшествовало, почему ситуация возникла? Что вы поняли благодаря происходящему?
- Анализ — вопросы, которые помогут выявить логические связи в происходящем и сформировать первое мнение. Какой вы делаете вывод? Почему именно такой? Какие у вас есть аргументы «за» и «против»? На основе каких предположений вы сделали такой вывод?
- Умозаключение — вопросы, помогающие оценить детали, из-за которых вы сделали вывод, а таке построить новые гипотезы и просчитать последствия. Сделав именно такой вывод, какие варианты вы отмели? Какие последствия есть у вашего вывода и возможны у тех вариантов, от которых вы отказались? Какие последствия есть у каждого из возможных выводов? Какая информация могла бы подтвердить или опровергнуть ваш вывод?
- Оценка правдоподобности утверждений и источников. Почему вы уверены в достоверности информации, на основе которой сделали вывод? Уверены ли вы в том, что у вас есть достаточно сильные аргументы в пользу вывода? Не пошатнулась ли уверенность в вашем выводе из-за предыдущей оценки?
- Объяснение — вопросы, которые помогут чётко сформулировать доказательства вашей позиции. Ещё раз проговорите, почему вы уверены в своём выводе? Как вы провели анализ? Как вы объяснили бы, почему приняли именно это решение? Что могло помешать вам сделать такой вывод?
- Саморефлексия — осмысление всего предыдущего процесса, попытка понять, насколько ход вашей мысли логичен и подвержен внешним влияниям. Насколько ваши личные убеждения повлияли на ваш вывод? Поддавались ли вы эмоциям, когда принимали решение? Была ли в вашем решении личная выгода или корысть? Внимательно ли вы слушали собеседника и достаточно ли внимательно изучили все его доводы? Была ли у него личная заинтересованность в том, чтобы преподнести факты именно таким образом? Замечали ли вы противоречия в собственной аргументации и как отреагировали на них — проигнорировали или учли?
Также важно уметь отслеживать когнитивные искажения. Это поможет находить логические ошибки в своих суждениях и суждениях оппонента.
Читайте также:
Как тренировать критическое мышление?
Один из отличных, как нам кажется, способов описал английский эволюционный биолог Ричард Докинз в книге «Слепой часовщик».
Он рассказал, как однажды присутствовал на дебатах по поводу происхождения человека. По разные стороны баррикад выступали креационисты, которые утверждают, что создание человека и мира — дело рук божьих, и эволюционисты, поддерживающие концепцию эволюционного учения.
«На ужине после дебатов мне отвели место возле молоденькой женщины, которая только что произнесла относительно убедительную речь в защиту креационизма. Она явно не могла быть креационисткой, и потому я попросил её сознаться, зачем она это сделала. Она откровенно сообщила мне, что просто-напросто тренировалась в умении вести дискуссию и сочла более сложным и полезным упражнением выступить в защиту той точки зрения, которую не разделяет».
Ричард Докинз «Слепой часовщик»
Наше мышление в первую очередь ориентируется на собственные представления. Мы видим ситуации через призму собственного опыта и эмоций. И это мешает нам посмотреть на проблему с разных сторон. Чтобы научить себя мыслить более масштабно, помещайте себя в нестандартные условия.
- Возьмите любое спорное научное/социальное/экономическое утверждение.
- Подберите аргументы «за» и «против», сформулируйте своё мнение.
- Попробуйте «перейти» на сторону своих оппонентов, подумайте, какие аргументы вы использовали бы в защиту этой точки зрения, если бы действительно были на её стороне.
Читайте также:
Как развивать критическое мышление у детей?
Сформировать критическое мышление у детей можно только в творческой атмосфере, где учитель — не строгий надзиратель, а друг и помощник. Будьте доброжелательны, откажитесь от строгой критики и научите ребёнка не бояться высказываться.
Развивать навыки критического мышления помогают дискуссии, обсуждения, самостоятельный поиск и анализ информации.
Психологи советуют проводить домашние дебаты по разным вопросам, в ходе которых вы учите ребёнка:
- рассуждать;
- анализировать и проверять информацию;
- опираться на аргументы, а не на своё или чьё-либо личное мнение;
- критиковать аргументы оппонента, но не переходить на личности;
- уважать чужие границы.
Постепенно это научит ребёнка соотносить факты, выявлять логические ошибки, принимать разные точки зрения и вырабатывать мнение, подкреплённое аргументами. Развивайте кругозор своего сына/дочери, чтобы в дискуссии ребёнок мог использовать разные источники.
Помимо критического мышления, к важным soft skills относят эмоциональный интеллект и эмпатию. О том, что это такое, читайте в других наших статьях: