Развитие
#статьи

Дневник поиска работы: что это и кому он нужен

Поговорили с сотрудницей Центра карьеры и выяснили, как искать работу эффективнее с помощью дневника.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:

Ольга Грачева

Карьерный консультант центра карьеры Skillbox.

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Что такое дневник поиска работы

Это инструмент планирования и достижения карьерных целей. А ещё — формат рефлексии трудоустройства: дневник помогает оценить текущий опыт поиска работы, заметить свои сильные стороны и неочевидные зоны роста.

Дневник поиска работы — вариация карьерного дневника, который используют соискатели и карьерные консультанты для отслеживания динамики трудоустройства.

Как вести дневник поиска работы

Составление и ведение такой рукописи — пункт комплексной программы трудоустройства. Вот из чего она строится в Центре карьеры Skillbox.

«Обычно мы заводим документ в Excel или Google Sheets.

  • Первая вкладка — „обложка“ с основной информацией о соискателе. Здесь можно хранить вводные данные: какую карьерную цель перед собой ставишь, в какой срок хочешь её достичь.
  • Вторая вкладка посвящена анализу рынка. Большинство из тех, кто обращается в Центр карьеры, либо никогда не искали работу, либо делали это очень давно. Поэтому для начала необходимо понять, что сейчас происходит на рынке труда, какие навыки нужно развивать и презентовать в первую очередь. На эти вопросы мы и отвечаем в процессе анализа: смотрим, какие вакансии есть на рынке, какой на них спрос. Отмечаем, на какой ступеньке „иерархии“ находится соискатель сейчас и к какой ступеньке нужно подтянуться.
  • Третья вкладка — план достижения карьерной цели. Это список конкретных шагов к получению оффера. Для каждой профессии у нас заготовлен шаблон, который дорабатывается под потребности кандидата. Например, кому-то нужно пройти дополнительное обучение, кому-то — подтянуть иностранный язык. На этом этапе студенты Skillbox также получают доступ к базе знаний. В частности, к примерам тестовых заданий под разные вакансии: их выполнение — способ поднять уверенность в себе и подготовиться к реальным вызовам на пути к офферу. А ещё студенты могут посмотреть библиотеку рекомендаций к написанию сопроводительных писем, инструкции по прохождению собеседований, лайфхаки составления портфолио и резюме.
  • Четвёртая вкладка — дневник поиска работы. Откликнулись на вакансию — записали в дневник, когда это произошло, какое сопроводительное отправили; записали статус коммуникации (просмотрен ли отклик, пришёл ли ответ, что ответили). Также в дневник вносится информация о собеседованиях: какие вопросы задавали, какие вызвали сложности, а какие — нет, в чём кандидат чувствовал себя уверенно, а в чём проседал».

Ольга Грачева

Чтобы дневник стал действительно эффективным инструментом, нужна динамика. Просматривать записи стоит каждые 15–20 откликов — тогда зоны роста станут очевидны.

Кому будет полезен карьерный дневник

Всем, кто ищет работу. И особенно тем, кто делает это впервые или после долгого карьерного перерыва. При этом пропускать этап анализа рынка не стоит: чтобы изучить свой опыт трудоустройства и сделать выводы, нужно сначала понять, как вообще работает процесс найма в вашей сфере.

«Часто к нам обращаются люди уже после базовой части обучения — хотят заранее подготовиться к поиску работы и понять, какие навыки повысят конкурентность на рынке. С этими знаниями можно вовремя пройти необходимые дополнительные курсы, параллельно с основным.

Например, студент программы по ручному тестированию после обращения в Центр карьеры может выявить потребность в освоении автотестов и перейти на соответствующий курс. Это сэкономит время обучения и поиска работы в перспективе».

Ольга Грачева

Зачем вести дневник поиска работы

Есть три большие задачи, с которыми поможет этот инструмент.

Задача №1: зарядиться уверенностью в себе и расставить акценты на сильных сторонах

Многие вчерашние студенты думают, что на рынке они никому не нужны. Кажется, что джунов с такими же навыками — тысячи, и выделиться среди них невозможно.

Детальное изучение своего «досье» и рыночных реалий убеждает: у каждого кандидата есть уникальные преимущества. Иногда они кроются в софт-скиллах: в богатом опыте работы в команде, в умениях находить креативные решения типичных задач или в мастерски освоенном тайм-менеджменте. Но заметить свои достижения самостоятельно порой трудно. А вот фидбэк рекрутеров после собеседований и регулярное переписывание сопроводительных писем сделают ваши преимущества более очевидными.

Задача №2: наработать навык запроса обратной связи

Многие соискатели, получив отказ, просто идут дальше. А дневник послужит напоминанием: без фидбэка расти трудно. Оставьте в дневнике столбик обратной связи, и пустующие графы станут дополнительной мотивацией, чтобы написать рекрутеру и спросить, чего не хватило для получения оффера. Да, ответят не все, но сама привычка запрашивать фидбэк поможет и в трудоустройстве, и в работе после.

Задача №3: ускорить и оптимизировать процесс поиска работы

Дневник особенно актуален для тех, кто долго не может найти работу. Хотя «долго» в вопросах трудоустройства понятие субъективное.

«В среднем, темп трудоустройства сейчас — 2–3 месяца. Самый короткий период поиска работы, который я наблюдала, — две недели. Сроки во многом зависят от конкретики ситуации: географии соискателя, его запросов по графику работы и сферы интересов. Например, устройство в банковский сектор может затягиваться из-за особых требований безопасности».

Ольга Грачева

Если вы отправили 3–5 откликов и не получили ответа, необязательно с вами что-то не так. До 20% откликов так и остаются без ответа, и это нормально. А вот если 15 из 20 остались проигнорированными, стоит поискать причины такого «бойкота».

Сначала выясните, были ваши отклики просмотрены или нет. На многих джоб-бордах (например, на HeadHunter) статус отклика виден автоматически. Отклики не открывались — канал трудоустройства не работает. Вероятно, дело в общем количестве соискателей: если на вакансию пришло 150 ответов, до вашего могли просто не долистать.

В таком сценарии нужно «стучать в другие двери». Например, найти сайт или социальные сети компании, обратиться напрямую на почту или в личные сообщения HR-менеджера. Или сместить фокус с джоб-бордов на профильные телеграм-каналы по поиску работы.

Если же отклики просмотрены, а ответа нет, — значит, чего-то не хватает. В такой ситуации можно повторить попытку с новым сопроводительным письмом или с откорректированным резюме. Дополните портфолио учебным проектом, релевантным вакансии, или поищите в «архивах» своего опыта истории, отвечающие необходимым софт-скиллам.

«Прелесть карьерного дневника в том, что он позволяет вести системную работу и лучше понимать, как исправить ситуацию, если человек получает много отказов. Допустим, соискатель отправил 30 откликов и получил 20 отказов. В дневнике можно отследить, какие сопроводительные письма отправлялись тем, кто сказал: „Нет“, где кандидат дошёл до тестового, а где — до собеседования. Анализ такой статистики вынесет проблемную зону на поверхность и покажет, над чем нужно поработать. Кстати, обязательно сохраняйте себе тестовые задания. Особенно те, что не удалось решить сразу: на их опыте можно многому научиться».

Ольга Грачева

Что ещё делать тем, у кого не получается найти работу

Для начала убедиться, что вы чётко представляете свою карьерную цель. Можно использовать систему SMART. Если кратко, любые задачи в этой системе должны соответствовать пяти критериям:

  • конкретности;
  • измеримости (должен быть способ определить, достигнута цель или нет);
  • выполнимости;
  • релевантности (каждая задача на пути к цели должна служить ей);
  • ограниченности во времени.

Не «Получить оффер», а, например, «Получить оффер на позицию джуниор-разработчика с возможностью удалённой работы и с зарплатой от 60 000 рублей до 30 мая».

Закрепите свою цель на бумаге и распишите:

  • в какую сферу и на какую позицию вы хотите попасть;
  • какого уровня дохода вы ждёте;
  • какой график вы рассматриваете (5/2, 2/2; полная, частичная или проектная занятость);
  • в каком городе и режиме (удалёнка/офис) вы планируете работать;
  • какие бонусы вы хотели бы получить (ДМС, наличие корпоративного психолога, система оплачиваемых больничных, корпоративный детский сад).

Если цель ясна, детальный план составлен, а оффера всё нет, пересмотрите систему подготовки. Возможно, вам не хватает знаний о специфике приёма на работу в конкретной компании. Изучите истории других соискателей, ознакомьтесь с блогами сотрудников и нанимающих специалистов: наверняка найдутся полезные инсайты.

Например, в Amazon особое внимание уделяют поведенческому интервью. На нём рекрутер задаёт вопросы типа «Расскажите о ситуации, в которой вы совершили ошибку и подвели команду». Отрепетируйте ответы на подобные вопросы, вспомните релевантные истории и отрефлексируйте, как можно было исправить положение и не повторить печального опыта. Подготовка к подобным испытаниям — хороший способ развить навыки самопрезентации.

А вот ещё несколько советов для тех, кто ждёт заветного оффера.

«Первый совет — здраво оценивайте ресурсозатратность процесса. Избитая, но верная фраза: поиск работы — это тоже работа. И здесь важна дисциплина, позитивный настрой и план. Помните, что в среднем трудоустройство занимает 2–3 месяца при активной вовлечённости (готовности тратить время на отклики, анализе рынка, ведении карьерного дневника, общении с работодателями).

Совет второй — обеспечьте себе поддержку. Типичная история: человек хочет сменить профессию, его семья смотрит на это скептически и на каждый отказ реагирует так: «А может, обратно на завод, пока не поздно?» Конечно, такие фразы летят не со зла, а из страха перед финансовой турбулентностью и неопределённостью. Но человек рискует опустить руки под давлением отказов работодателей и доводов близких.

Но отказы получают все: и начинающие специалисты, и опытные, и руководители. Это нормально. Чтобы напомнить себе об этом, заведите телеграм-чат и соберите в нём людей, готовых поддержать ваши достижения и поднять мотивацию в периоды отказов. А ещё активно общайтесь в профессиональном комьюнити — будьте среди тех, кто проходит или проходил через те же трудности. Например, у нас в Центре карьеры есть формат командной поддержки, где люди делятся друг с другом результатами, впечатлениями, трудностями, успехами и инсайтами.

Третий совет — старайтесь сохранять объективность. И не берите на себя слишком много. Не нужно после любого отказа думать, что вы недостаточно хороши. Вас выбирают, но и вы выбираете. Иногда работодатели отказывают, если понимают, что в долгосрочной перспективе им нечего вам предложить».

Ольга Грачева

Мысли вроде «Я никому тут не нужен», «Я ничего толком не знаю», «Да в моём возрасте получить работу нереально» разрушительны. И обычно не имеют отношения к реальности. Наверняка всё не так плохо, как кажется сразу после неудачи: вы могли составить отличное резюме или написать блестящее сопроводительное письмо, покорить рекрутера списком своих компетенций, но не добрать пары баллов соответствия под конкретную компанию. Помните, что любой отказ — это тоже опыт, на котором вы учитесь, находите свои слабые и сильные стороны.

Ещё один универсальный совет — продолжайте развиваться. Сегодня мир меняется ежесекундно, профессии исчезают с рынка в рекордные сроки, а знания устаревают на глазах. Поэтому важно обучаться непрерывно: читать новости и блоги в рамках своей сферы, развивать софт-скиллы и осваивать новые инструменты, методики, практики. К счастью, возможностей для этого масса: например, можно с пользой провести время в YouTube, готовя ужин или по пути на работу.

«Мой главный совет — не бойтесь и не сдавайтесь. Начинать всегда сложно. Но выбора здесь нет: как бы страшно ни было переходить в новую сферу, откликаться в известную компанию, идти на первое собеседование, помните — дорогу осилит идущий. И путь к лучшей жизни точно стоит ваших усилий».

Ольга Грачева

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована