Развитие
#статьи

Что такое хамство: примеры, причины и последствия

Разберёмся, какова цена бестактности.

Кадр: фильм «Бриллиантовая рука» / «Мосфильм»

Из этой статьи вы узнаете:

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Что такое хамство

Хамство — это грубое, неуважительное отношение к окружающим, построенное на оскорблениях и агрессии. Такая грубость не всегда выглядит как открытое нападение: иногда хамство успешно маскируют под шутки, комментарии или даже заботу.

Например, свекровь, приезжая в гости к беременной невестке, вдруг выдаёт: «Эх, какой ты была раньше Дюймовочкой!» А на обиду в ответ продолжает: «Посмотрите, какая неженка! Ты сына моего кормишь вообще?»

К сожалению, источниками хамства нередко становятся близкие и друзья. А в эпоху смартфонов и интернета неуважительные выпады поджидают даже тех, кто не выходит на улицу и ни с кем особо не общается: нахамить может случайный комментатор в сети, курьер, телефонный мошенник и даже виртуальный помощник в чат-боте.

Скриншот: «Алиса»

Впрочем, люди прекрасно справлялись с неуважением и задолго до появления технологий. Вот что говорили о хамстве мыслители и писатели.

  • Эрик Хоффер, философ: «Хамство — это имитация силы слабым человеком».
  • Борис Акунин, писатель: «Худшая беда — не дураки и не дороги, а тотальное хамство».
  • Авессалом Подводный, писатель: «Силой хамства можно валить деревья».
  • Сергей Довлатов, писатель: «Хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность».

Почему люди хамят

Очевидная причина — особенности воспитания. Среда, в которой растёт ребёнок, закладывает в нём базовые навыки общения и понимание допустимого.

Но иногда социальная грубость — не итог невоспитанности, а целенаправленное действие. Тогда хамство может быть способом привлечь внимание или самоутвердиться за счёт других.

Грубияны — несчастные люди. Зачастую они страдают от проблем с самооценкой и межличностными отношениями. И причины хамства в таком случае — чувства ущемлённости, обманутости, собственной неавторитетности.

Также психологи относят к причинам хамства следующие факторы:

  • Стремление властвовать и контролировать. Когда человек груб, он ставит свои интересы, своё Я выше остальных. Из вышестоящей позиции проще управлять людьми и добиваться желаемого.
  • Плохо развитую эмпатию. Если люди не умеют считывать чувства и эмоции других, то, вероятно, будут недостаточно чутко взаимодействовать с окружающими. Например, человек после расставания обращается за поддержкой к другу. А тот вместо сочувствия и понимания выдаёт «искромётные» шутки про столик на одного и 40 кошек. При этом юморист может искренне считать, что такими шутками подбадривает разбитого товарища, когда на самом деле — причиняет боль.
  • Неспособность справляться с завистью и ревностью. Испытывать подобные чувства — нормально. Главное, принимать и проживать эти эмоции. Но некоторые люди не умеют работать с чувствами осознанно. Тогда внутри расплывается острая боль, а, чтобы её заглушить, человек использует стратегию нападения. Например, обижает своего партнёра, чтобы снизить жжение в груди от ревности. Или жестоко обесценивает достижения и чувства близких, чтобы не страдать от зависти.
  • Реакции на стресс. Иногда люди срываются из-за накопившихся переживаний и напряжения. Возможно, нахамивший вам прохожий не поступил бы так в другой день. Но сегодня у человека начальник рвёт и мечет, в семье бардак, и вообще неделя выдалась тяжёлой.

Доктор философии в области психологии Стивен Гринспен отмечает, что хамское отношение к окружающим — это выбор. Грубиян в силах научиться контролировать невежливые повадки. При правильной мотивации стать бережнее и внимательнее к другим поможет работа над социальным интеллектом — способностью взаимодействовать с людьми, понимать их и себя.

Казалось бы, общество стремится к осознанности, развитие психологии и популяризация экологичного общения должны были снизить уровень социальной грубости. Но, к сожалению, хамство набирает обороты вместе с мировым прогрессом.

Как меняется уровень хамства

60% участников исследования 1999 года отметили, что чаще стали сталкиваться с эгоистичным и грубым поведением. Вот ещё несколько тревожных цифр из того исследования:

  • 79% считали, что отсутствие уважения — серьёзная проблема;
  • 88% сталкивались с грубыми людьми;
  • 56% беспокоила нецензурная лексика;
  • 60% отметили, что грубое и эгоистичное поведение встречается всё чаще.

Основными виновниками «нерадужной» тенденции сегодня считаются социальные сети. Грубость в онлайне — это возможность хейтить и троллить анонимно. А значит — без последствий.

Вседозволенность и отсутствие рисков открыли портал в мир нескончаемого онлайн-грубиянства. По опросам пользователей социальных сетей, 76% сталкивались с оскорблениями и негативом в сети лично или наблюдали за подобными конфликтами со стороны. А 19% даже прервали контакты со знакомыми из-за их неэтичного онлайн-поведения.

В 2016 году учёные установили, что неучтивость пробралась и на рабочие места, а именно — выросла в два раза за предшествующие 20 лет. А в 2015 году в СМИ в активно поднималась тема растущей грубости среди молодёжи из-за электронного общения.

По мнению психологов, подросткам казалось, что их жизнь разворачивается на большой сцене. Селфи, публикации мыслей, демонстрация настроений аудитории, комментарии и лайки — всё это создаёт ощущение, что за вашей жизнью пристально наблюдают.

На иллюзии чрезмерного внимания к собственной персоне у тинейджеров росли нереалистичные представления о себе: подростки верили в собственную неуязвимость, уникальность и всемогущество. И подобные самохарактеристики приводили к более грубому и эгоцентричному поведению в реальной жизни.

Как хамство влияет на жизнь

Грубость и неуважительное отношение к людям опасны. Неаккуратные высказывания и агрессивные действия иногда приводят к случайной драке или потере уважения со стороны общества. Вот о чём ещё беспокоятся исследователи.

  • Хамство распространяется. Грубость называют негативным поведением низкой интенсивности, которым можно заразиться. Даже одно едкое замечание или бытовой хамский монолог могут запустить круговорот желчи в обществе: начальник кричит на подчинённого, тот срывается на жену, жена кричит на ребёнка, ребёнок — на учителя и так далее.
  • Хамство снижает работоспособность. Невежливость на работе делает сотрудников более замкнутыми и менее эффективными. Люди истощаются, осмысляя грубость в свой адрес, — энергии не хватает, эмоции регулируются с трудом, офис становится местом психологического давления. Хамство демотивирует людей: 66% сокращают усилия, 80% не могут отвлечься от переживаний и показывают худшие результаты, 12% увольняются. Так, компания Cisco подсчитала, что на конфликтной обстановке в коллективе теряет 12 миллионов долларов в год.
  • Хамство маскирует нетерпимость. Например, сексизм. Человек может показательно хамить и мужчинам, и женщинам, чтобы создать иллюзию равного отношения. Выявить притеснения по половому признаку становится труднее, а их обнаружение и осознание деструктивности — первый шаг к равноправию. Прикрытие «Да я просто грубиян» — убедительное и удобное.
  • Хамство вредит здоровью. Грубые электронные письма вызывают у получателей бессонницу, а возможность перечитать гадкие послания в любой момент повышает уровень тревожности. Также подверженность чужому хамству негативно влияет на психическое здоровье. Грубость в адрес человека снижает его самооценку и провоцирует стресс. А это частые предпосылки для развития тревожных и депрессивных состояний.
  • Хамство разобщает людей. Грубое поведение оставляет неприятный осадок у жертвы и снижает готовность помогать другим.

А ещё, когда мы сталкиваемся с хамством, наш мозг хуже функционирует.

Участникам эксперимента дали комбинации слов и попросили составить предложение. У одной группы слова были связаны с грубостью: «перебивать», «беспокоить», «назойливо». У второй ассоциативный ряд был нейтральным. В итоге участники первой группы были в пять раз невнимательнее, дольше принимали решения и допускали больше ошибок.

Ошибаться в составлении предложений в «лабораторных» условиях не так страшно. Но некоторые ошибки могут привести к непоправимым последствиям. Особенно в сфере здравоохранения. Исследователи в Израиле установили, что медицинские бригады, подвергающиеся грубостям, стали более разобщёнными и хуже справлялись с диагностикой и проведением процедур. И в этом случае цена ошибки — чья-то жизнь.

Почему хамство нельзя игнорировать

Если игнорировать акты нападения в свой адрес, то, вероятно, унижения и обиды станут регулярными. Так бытовое грубиянство может перерасти во что-то более масштабное и серьёзное.

Иногда хамство набирает обороты и перерастает в психологическое или физическое насилие. Например, одноклассник сначала бестактно шутит, а потом, не получая сдачи, переходит на оскорбления. Обидные слова плавно трансформируются в угрозы. И эта цепочка, начавшаяся с хамоватого юмора, может развиться до применения физической силы.

Столкнувшись с хамством, стоит задать себе несколько вопросов:

  • Как часто вы подвергаетесь нападкам со стороны конкретного человека?
  • Можно ли попробовать поговорить с обидчиком?
  • К кому можно обратиться за помощью?
  • Что поможет обезопасить себя при общении с хамом?

Неписаные правила вроде «Старшие лучше знают» и «Старших надо уважать» тоже провоцируют развитие хамства. Многие лезут с непрошеными советами и указаниями к младшим поколениям, думая, что дата рождения в паспорте даёт право командовать и самопровозглашать свой авторитет.

В итоге некоторые учителя срываются на учеников, а родители — на детей (маленьких и уже выросших), потому что молодые не могут ответить: не слушать старших ведь нельзя. На деле многих «опытных» и «мудрых» просто никто не учил отслеживать и адекватно выражать свои чувства.

Молча потакать нездоровой агрессии в подобных случаях не стоит. Хамство — это всегда нарушение границ. И вне зависимости от возраста или других признаков никто не заслуживает грубого вторжения в личное пространство.

Как реагировать на хамство

Бороться с грубостью можно по-разному. Но, главное, в этом сопротивлении опираться на свои ресурсы и в любой ситуации сохранять психологическую устойчивость.

Чтобы её прокачать, наращивайте умственные «мускулы»: учитесь осознавать иррациональные установки и контролировать эмоции, тренируйте мозг мыслить по-новому.

Например, негативные мысли трансформируйте в позитивные и продуктивные. Вместо «Я так мало успел сегодня, ну почему я такой ленивый» — «Я убрался на кухне и выполнил половину трудной задачи. Это лучшее, что было в моих силах сегодня. Чем я могу порадовать себя, чтобы завтра быть ещё продуктивнее?».

Психологи создают целые списки, как обезопасить себя от токсичности и хамства. Вот некоторые из советов.

  • Возьмите паузу. Грубость и язвительность провоцируют у адресата небольшие всплески адреналина. Несколько минут внутренней передышки позволят успокоиться и привести нервную систему в нормальное состояние.
  • Контролируйте эмоции. Спокойно взвесьте, насколько обоснованы и важны для вас оскорбления и колкости грубияна. Какие чувства они вызывают? Обиду, разочарование, гнев, грусть? Что прячется за этими эмоциями?
  • Проявите сострадание. Иногда дело правда не в вас. У всех бывают плохие дни, недели и даже месяцы. И если у человека напротив в этот момент эмпатия выкручена на минимум, это не значит, что вы не способны «понять и простить».
  • Не отвечайте грубостью. Помните, что хамство заразительно. Вступая в перепалку, вы только расширяете масштаб конфликта.
  • Ограничьте общение с хамом. А если это невозможно, заручитесь поддержкой. Окружите себя людьми, которые способны помочь в конфликтной ситуации. Например, на регулярное хамство и неуважение соседа может повлиять коллективная жалоба от подъезда.

В корпоративной среде нередко внедряют политику нулевой терпимости к хамству. Это стратегия пресечения любой грубости на начальном этапе: так агрессор не успевает вкусить безнаказанности. А именно она становится подкормкой для формирования неуважительных моделей поведения.

Культивировать среди работников почтительное отношение друг к другу и благодарность — полезный тренд. Например, прививать сотрудникам привычку говорить «спасибо» и следовать правилу: «Относись к человеку так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

Хамство — глобальная социальная проблема. Но всегда можно начать с себя. Именно вы можете стать для кого-то примером вежливого общения. А навыки осознанности и отстаивания личных границ помогут противостоять окружающей грубости с достоинством.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована