Warhammer 40,000: Space Marine 2 возвращает фанатов шутеров в начало десятых — и это прекрасно
Обзор одной из главных игр 2024 года.
Скриншот: игра Warhammer 40,000: Space Marine 2 / Saber Interactive
Настольную Warhammer 40,000 удачно переложили во многие видеоигровые жанры: например, сеттинг идеально подошёл для быстрых RTS вроде Dawn of War и вдумчивых пошаговых стратегий. Но с шутерами франшизе долго не везло: о Fire Warrior для PlayStation 2 быстро позабыли, а Space Marine, вышедшая в 2011 году, провалилась в продажах и не понравилась многим критикам. Ситуацию частично исправили кооперативная Darktide и олдскульная Boltgun в духе Doom, но они оказались, скорее, нишевыми.
А вот Space Marine 2 удалось достичь того, чего не смогли её предшественницы, — громко заявить о себе игрокам. Всего за два дня с официального релиза продано более 2 миллионов копий, а в Steam поставлен рекорд по числу игроков среди всех игр по «Вархаммеру». Это не просто удачное произведение по мотивам оригинального варгейма, а настоящий блокбастер, который привлёк во вселенную сотни тысяч новичков.
Для достижения столь впечатляющего результата разработчики из Saber Interactive не стали кардинально менять формулу первой Space Marine, а почти точно её повторили. Разберёмся, чем новинка похожа на шутеры 2011 года и почему это хорошо.
Здесь минималистичный сюжет
Для понимания истории не нужно ни проходить первую часть, ни знать что-либо о вселенной Warhammer 40,000. Достаточно лишь посмотреть вступительный ролик и пройти пролог, чтобы понять что к чему, — и сразу приступить к делу. Тем более, в Space Marine 2 крайне прямолинейная история и простые персонажи с понятно прописанными мотивами.
Капитана космодесантников Деметриана Тита когда-то обвинили в ереси — вину пришлось заглаживать в Карауле Смерти, своеобразном штрафбате для осуждённых солдат Империума Человечества. Спустя 100 лет изнурительного срока в Карауле его возвращают в орден Ультрамаринов. Тита предупреждают, что за любое подозрение в неповиновении ему светит повторное наказание. Его понижают в звании и назначают лейтенантом отряда из двух солдат — Кайрона и Гадриэля. Вместе они должны истреблять насекомоподобных тиранидов и слуг Хаоса во славу Императора.
История в Space Marine 2 не блещет проработкой или разнообразием. Большую часть прохождения вы должны выполнять рутинные миссии: заложить бомбу в гнездо пришельцев, вызволить из ловушки важного учёного, обеспечить огневую поддержку союзникам и так далее. Раздумывать о судьбах людей и особенностях фракций здесь некогда. Враг не дремлет, а потому времени на передышку почти не дают: брифинги в миссиях длятся от силы пару минут, а напарники перекидываются короткими репликами и идут воевать дальше.
Подобный подход к сценарию — типичный для шутеров 2011 года. Скажем, такими же минималистичными были и оригинальная Call of Duty: Modern Warfare 3, и первая Space Marine. Их истории цельными точно не назовёшь: это были, скорее, цепочки отдельных зрелищных заданий.
В игре нет серой морали: персонажи делятся исключительно на добрых и злых
Причём деление предельно чёткое, оно выражается даже визуально: честные и благородные Ультрамарины ходят в сияющей синей броне, а злодеи — в чёрном или красном. Ни разу за всю игру Деметриан Тит не подвергает сомнению приказы, а конфликтует исключительно с теми, кто позже всё равно окажется еретиком или предателем, — а значит, вразрез с руководством не идёт.
Проработанных героев со сложными характерами в Space Marine 2 тоже нет — абсолютно всех можно описать в одно предложение. Кайрон дружелюбен к Титу и лишь иногда позволяет себе вспылить. Благородный и честный Гадриэль считает Тита подозрительным, но затем смягчается. Вот и вся суть персонажей — а больше их никак не раскрывают.
В современных шутерах часто предлагают задуматься о мотивах другой стороны конфликта и о том, правильную ли сторону вы выбрали. Но в шутерах 2011 года подобные рассуждения встречались редко. Например, в боевике SOCOM 4 U.S. Navy Seals бравые спецназовцы сражались со злобными террористами, а в Homefront показывали борьбу американского сопротивления против оккупантов из Северной Кореи. Такой же нехитрой получилась и Space Marine 2 — создатели прямо показывают, что главные герои борются за исключительно правое дело.
Это линейный шутер без излишеств
Как и в первой Space Marine, здесь нет даже укрытий: космодесантники не прячутся за стенами. Мы сражаемся с тиранидами и хаоситами в коридорах, комнатах и на небольших аренах с минимальным пространством для боя. Никакого вертикального и разветвлённого геймплея со множеством путей или тактики здесь нет. Зажимаете спусковой крючок или рубите всех, кто путается под ногами. Как закончили, идёте на следующую локацию делать то же самое.
Здесь нет ни модного полуоткрытого мира с второстепенными заданиями в стиле Gears 5, ни прокачки персонажа — главный герой и его оружие идеальны с самого начала, совершенствовать в них нечего. А любителей исследовать окружение побалуют только немногочисленными аудиодневниками — но они настолько бессодержательны, что почти не дополняют информацию о мире игры.
В 2011 году подобных коридорных шутеров было хоть отбавляй. Вспомнить только Killzone 3 и Battlefield 3, в которых не давали отойти ни на шаг в сторону. Справедливости ради, в Space Marine 2 больше открытых пространств, но большая часть игры всё же линейная.
В Space Marine 2 нет изящной постановки
И речь вовсе не о кат-сценах: хоть их здесь и немного, но почти все — весьма зрелищные и захватывающие. Дело в режиссуре самих миссий: зачастую они обставлены без фантазии. Обычно развлекают вас одним из двух способов: вы должны либо встать на точку и выдержать несколько волн врагов, либо побегать по локации и защитить какой-нибудь объект или поставить бомбу. По праздникам выдают прыжковый ранец, с помощью которого можно набирать высоту и затем обрушиваться на врагов. Но сегментов с ним не наберётся даже на все пальцы одной руки.
А ещё в игре смущают переходы между миссиями. Часто между окончанием ролика и началом геймплея показывают лишь чёрный экран, после которого главного героя тут же телепортируют на другую локацию — даже без загрузочного экрана с картинкой и текстом, хотя он в такие моменты напрашивается.
Подобное отсутствие постановки в миссиях характерно, например, для Rage от id Software. В ней тоже приходилось постоянно выдерживать волны наступающих врагов, а переходы между локациями были оформлены так же неказисто.
Главное в игре — стрельба и эффектные добивания
Space Marine 2, как и первая часть, удачно совмещает кровавые шутеры со слэшерами. Вы постоянно переключаетесь между огнестрельным оружием и мечом: расходуете магазин на противников вдали, а всех приближающихся еретиков встречаете клинком. Раненые монстры светятся красным цветом, и в этот момент вы можете совершить над ними жестокую казнь. Игра мотивирует не отсиживаться, а врываться в бой при первой возможности, ведь добивание мгновенно восстанавливает часть вашей брони. Стрелять приятно: у оружия чувствуется вес, а все болтеры значительно отличаются друг от друга характеристиками. Немалую долю удовольствия обеспечивает и звук: вы чётко слышите каждый выстрел.
А ещё разработчики как следует поработали над всеми анимациями. Вы почувствуете всю мощь космодесантников — их тяжёлые замахи, удары в голову, медленное ускорение во время бега и тяжесть брони. Трёхметровые солдаты настолько круты, что ни один тиранид или хаосит в игре не покажется достойным соперником.
В этом Space Marine 2 напоминает два знаковых шутера 2011 года — Gears of War 3 и Bulletstorm. Это тоже брутальные игры, где кровь может заполнить собой весь экран, а перестрелки приносили исключительно веселье.
Кое-как игру попытались осовременить
Saber Interactive учла часть критики первой части. Так, в игре появились парирования на манер серии Batman: Arkham — вы можете контратаковать противника, если видите над ним синюю полоску. При удачном парировании вы не только избавляетесь от лишнего препятствия, но и восстанавливаете броню.
Другое нововведение — неуязвимость во время добиваний. В первой части во время восстанавливающей здоровье казни вы продолжали получать урон и могли умереть от случайной пули или одного удара в бок. Приходилось прятаться за колоннами и вести себя осторожно, чтобы не возвращаться к контрольной точке. В Space Marine 2 Тит не испытывает никакой боли, когда добивает врага, — это позволяет дольше держаться даже в самых напряжённых схватках.
Ещё одна находка Saber — работа с локациями. Оригинальная Space Marine была типичным серо-коричневым шутером и разворачивалась в унылых декорациях фабрик, катакомб и окопов. А в сиквеле места действий более красочные: тут и зелёные джунгли, и город с величественными церквями, и поле битвы с ярко-фиолетовым небом.
Если любите олдскульные шутеры, Space Marine 2 — для вас
Это нехитрая короткая игра на пару вечеров: кампанию легко пройти за восемь с небольшим часов. Но удовольствие она дарит огромное, особенно если проникнетесь духом боевого братства и будете испытывать симпатию к простецким героям. Мало какой современный AAA-экшен позволит отключить мозг и просто рвать монстров на части: даже в последней части Doom добавили платформинг, а противников там заставляют убивать разными способами, а не только грубой силой.
Безусловно, все описанные выше особенности могут легко выглядеть как серьёзные недостатки, если вы терпеть не можете шутеры конца нулевых и начала десятых. А всем остальным пройти Space Marine 2 явно стоит — это яркое и захватывающее приключение для ценителей жанра.
А что с другими режимами?
В Space Marine 2 есть мультиплеер в формате «6 на 6» и полноценный кооператив на троих. Первый почти без изменений достался от оригинальной Space Marine, но кооператив — полностью нововведение Saber Interactive. Вместе можно пройти как сюжетную кампанию, так и отдельные миссии, которые называют Операциями, — всего их шесть.
Важная особенность Операций — в их взаимосвязи с сюжетной кампанией. В кооперативе вы играете за космодесантников из другого отряда, которые помогают Титу и выполняют разные задания: уничтожить улей тиранидов, разрушить портал в параллельное измерение Варп и так далее.
Эти миссии можно воспринимать и как отдельный режим, и как дополнительные главы для одиночной кампании. Тем более что проходить их с другими игроками не заставляют: все Операции доступны в офлайн-режиме, где место напарников занимают боты.