Всё, что нужно знать о Neon White — одной из главных игр лета 2022 года
Разбор ключевых элементов игры с комментариями гейм‑директора Бена Эспозито.
Официальный промоарт игры Neon White / Angel Matrix
В середине июня традиционное летнее затишье в игровой индустрии прервал релиз Neon White — гибрид карточного шутера и раннера с элементами визуальной новеллы о загробной жизни наёмных убийц. В этом материале мы расскажем, как разработчикам из студии Angel Matrix удалось сочетать несочетаемое и сделать «игру для фриков», которая стала популярной не только в сообществе спидранеров, но и среди остальных игроков.
Гремучая смесь
Хоть для Neon White сложно подобрать аналоги среди других игр, в проекте Angel Matrix тем не менее угадываются элементы самых разных жанров. Есть и испытания с рокет-джампами из шутеров старой школы, и возможности для спидранов в лучших традициях серии Sonic the Hedgehog, и артхаусная атмосфера в духе Killer7, и сюжетные вставки из визуальных новелл, и даже элементы симулятора жизни, как в сериях Persona и Danganronpa.
В качестве референсов для визуального стиля студия выбрала аниме-сериалы конца 1990-х — начала 2000-х, в частности «Триган», «Ковбой Бибоп» и «Пираты „Чёрной лагуны“». Саундтрек же навевает ассоциации с эксклюзивами Dreamcast. И в совокупности всё это создаёт впечатление инновационной и довольно специфичной игры с нотками ностальгии.
За дизайн Neon White отвечал Бен Эспозито — музыкант и по совместительству разработчик казуальной игры Donut Country. В одном из интервью, ещё до релиза нового шутера, Бен упоминал, что первый проект был «для всех», но, разрабатывая концепцию Neon White, он выбрал другой путь.
«Я не знаю, хотят ли остальные слышать о том, что я запланировал культовую игру, потому что с точки зрения финансов разработка культовой игры — не лучшая затея. <…> Мне нравятся не столько игры, доведённые до совершенства, сколько странные, но по-своему культовые. Я хотел, чтобы Neon White стала проектом „не для всех“. Игрой для специфической аудитории. Если всё получится, она завоюет сердца этих людей», — объяснял он свой выбор в пользу нестандартной концепции.
Жажда скорости
В Neon White игрок управляет грешником, который при жизни был наёмным убийцей. Теперь герою выпал шанс искупить вину, зачистив Небеса от демонов. Игра поощряет мастерство спидрана: игрок рассчитывает самый быстрый маршрут к финишу, чтобы повысить свой внутриигровой ранг и открыть доступ к новым локациям.
На уровнях размещены Карты Душ, которые можно использовать как оружие или перк для перемещения в пространстве (рывок, высокий прыжок, телепортация и другие способности). По сути, механики Neon White построены на поддержании баланса стрельбы по демонам и поиска альтернативных маршрутов ради экономии драгоценных секунд.
В юности Бен Эспозито увлекался ретрошутерами и созданием пользовательских карт для Quake, Half-Life и Counter-Strike. Благодаря этому увлечению в Neon White появились манёвры с прыжками, минималистичный левел-дизайн и челленджи на время. При этом изначальный концепт больше напоминал гибрид карточной игры и рогалика. По задумке игрок собирал колоду, вытягивал случайные карты и, исходя из этого, планировал дальнейшие действия.
«Это не сработало. Обдумывание [решений] замедляло темп игры. По задумке игра была построена на вертикальном геймплее, в котором была важна скорость, реакция и манёвренность. Поэтому я отказался от фактора рандома и формирования колоды. Карты — это метафора ограниченных ресурсов: оружие можно превратить в движение», — отмечает Бен Эспозито.
Спидран, доступный всем
Основная задача левел-дизайнеров состояла в том, чтобы любой человек чётко понимал маршрут уровней и не затерялся среди античных сооружений, замков и небоскрёбов. Помимо нескольких спидранеров, команда Angel Matrix также привлекла к тестированию игроков среднего уровня. Поэтому, даже если на первый взгляд Neon White кажется довольно хардкорной, её вполне может осилить и рядовой игрок — благодаря реиграбельности и тому, что для перехода на следующий этап нужно набрать сравнительно немного очков.
«Спидранеры рано или поздно разберутся с испытаниями. Они любят боль. Но среднестатистического игрока нужно немного подтолкнуть к разгадке», — поясняет Бен Эспозито.
Статичные заставки как возможность расслабиться
Хардкорные забеги по Небесам в Neon White сменяют статичные слайды, выполненные в стиле визуальных новелл. Бен признаётся, что решение обусловлено не только его личной симпатией к этому жанру. Продолжительные диалоги после очередного испытания спасают игрока от «выгорания». Гейм-директор убедился в этом лично во время прохождения Fire Emblem: Three Houses, где интенсивный геймплей разбавлен сюжетными кат-сценами. Просматривая их, игрок расслабляется — и в такие моменты его внимание сосредоточено на сюжете игры.
«Идея была в том, чтобы внедрить элемент, который помог бы сбавить темп игры, но в то же время мотивировал бы игрока продолжить приключение. <…> Поначалу мы не стремились тесно связать геймплей с сюжетом. Всё началось с концепта про наёмных убийц на Небесах. Затем мы искали по-настоящему классные решения и старались вписать их в лор игры, чтобы сформировать основу сюжета. Нам пришлось пройти определённый путь, чтобы этот абсурдный сценарий в итоге стал рабочим», — комментирует Бен Эспозито.
Как сюжет встроен в геймплей
Загробная жизнь Neon White далека от общепринятых представлений о рае: местным ангелам в облике котов не чужда бюрократия, Небесами заведуют Верные — так называемые наместники Бога, а из ада то и дело просачиваются стаи демонов. Для зачистки последних отбирают самых отъявленных грешников — Неонов — и дают им шанс на вечное спасение в ежегодном турнире Десяти Судных дней путём истребления нечисти и достижения наивысшего ранга. Главный герой Неон Белый встречает на своём пути других Неонов и понимает, что был связан с ними в прошлой жизни, но не может вспомнить, как именно.
Чтобы лучше раскрыть бэкграунд героев мира Neon White, в игре существует своеобразная вариация симулятора свиданий. Можно вручать подарки, собранные при повторном прохождении уровней, другим Неонам-NPC, выполнять побочные задания и открывать воспоминания, наличие которых влияет на концовку.
На протяжении игры Белый постоянно вступает в конфронтацию с главным антагонистом — Неоном Зелёным. В особо критических ситуациях их конфликт выходит за пределы кат-сцен и перетекает в стандартный босс-файт. Подобные элементы помогают передать ярость главного героя игроку — последний вынужден летать по всему уровню, чтобы догнать соперника и нанести ему урон Картами Душ.
«Мы очень внимательно отнеслись к интеграции истории в игровой процесс. В своих работах <…> я тщательно отслеживаю происходящее во время геймплея и сюжетной линии. <… > What Remains of Edith Finch — хороший тому пример. Но в случае Neon White лучшим решением было не просто привязать геймплей к сюжету, а сделать его своего рода абстрактной аркадой, детали которой будут соответствовать сюжетной линии в определённых моментах. <…> Нечто похожее встречалось в японских играх [эпохи 2000-х] с фокусом на персонажей. В них до сих пор присутствует некая аркадность, но в основе заложена масштабная история с продолжительными кат-сценами и эпичной драмой. Это то, чего мы хотели. Когда сюжетный поворот действительно важен — его следует перенести в геймплей. И конкретно с босс-файтами мы так и сделали», — объясняет Бен Эспозито.
Сотрудничество с Machine Girl
Саундтрек Neon White — это смесь брейкбита, клубного рейва, драм-н-бейс и диджитал-хардкора. Он вдохновлён также музыкальным сопровождением таких игр, как Ridge Racer, Ape Escape и Jet Set Radio.
Музыку для Neon White написал американский дуэт Machine Girl. Всё началось с того, что в 2020 году музыканты выпустили мини-альбом RePorpoised Phantasies, прослушивание которого вызвало у Бена Эспозито чувство ностальгии и ассоциацию с видеоиграми из прошлого. Разработчик написал музыкантам и предложил им сотрудничество. Звёзды сошлись: оказалось, что дуэт и сам давно мечтал написать саундтрек для игры.
«Сначала они [Machine Girl] прислали мне огромный архив неизданной музыки и спросили, подойдут ли эти сэмплы. Там было около 50 треков. Я начал слушать их, попутно анализируя, что подойдёт игре. И в итоге половину саундтрека составили на основе этих незаконченных треков, а половину — из материала, который мы сочинили специально для ключевых моментов в игре. Это была своего рода подгонка музыки под правильный формат. Возможно, во многих аспектах я дал им [Machine Girl] слишком много свободы, но они проделали потрясающую работу», — делился своими впечатлениями о сотрудничестве с музыкантами Бен Эспозито.
Итог
Результат продуманного подхода и дерзких экспериментов не заставил себя ждать. На сегодняшний день рейтинг ПК-версии игры на портале Metacritic составляет 89% (на основе 37 рецензий). Игроки оценили шутер на 8,6 балла. В Steam игра собрала рекордные 98% положительных отзывов (на основе более чем 4500 обзоров пользователей).
«Сейчас, оглядываясь назад, я немного сожалею о том, что назвал [Neon White] игрой для фриков, ведь это звучит так, будто в неё нельзя играть тем, кто не чувствует себя фриком. <…> Вам необязательно быть спидранером, чтобы играть в неё. Настоящий фрик — это личность, которой импонируют недооценённые, странные вещи в медиапространстве <…>. Я больше склоняюсь к определению „эстетичный фрик“», — резюмирует Бен Эспозито.
История Неона Белого закончена и вряд ли предполагает сиквел. Тем не менее не исключено, что в ближайшем будущем другие инди-студии захотят повторить успех Neon White и вскоре появятся анонсы игр со схожей концепцией. Что касается Бена Эспозито, то наверняка он уже обдумывает идею для нового хита, однако неизвестно, чем именно сейчас занят разработчик.