Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Геймдев
#статьи

В чём секрет R.E.P.O. — крайне популярного кооперативного хоррора

Игра на грани юмора и страха.

Скриншот: игра R.E.P.O. / Semiwork

Жанр хорроров переживает настоящий ренессанс: инди-разработчики экспериментируют с разными формулами, крупные студии возвращают культовые серии, а кооперативные ужастики собирают вокруг себя большую аудиторию. И даже на этом фоне неожиданный успех R.E.P.O. выглядит впечатляюще. Эта кооперативная хоррор-игра, появившаяся без громких анонсов и рекламных кампаний, меньше чем за месяц собрала внушительную базу игроков, продалась тиражом более чем 3 миллиона копий и захватила чарт Steam.

Что же сделало R.E.P.O. такой популярной? Почему игроки возвращаются в неё снова и снова? И в чём её главное отличие от десятков других подобных кооперативных хорроров? Отвечаем на вопросы в этой статье.

Что такое R.E.P.O.

R.E.P.O. (The Retrieve, Extract, and Profit Operation) — кооперативный хоррор, разработанный шведской студией Semiwork. Игра вышла в раннем доступе Steam 26 февраля 2025 года и быстро завоевала популярность у любителей жанра.

В R.E.P.O. можно играть командой до шести игроков. Вы берёте на себя роль роботов, которые выполняют приказы искусственного интеллекта по прозвищу Taxman. Вас отправляют в мрачные локации, где необходимо добывать ценные предметы, оставшиеся после исчезновения человечества. При этом из-за детальной физической модели донести предмет до нужной точки не так уж и просто: его, к примеру, можно повредить или вовсе разбить, и тогда он станет менее ценным. К тому же на локациях обитают монстры, и они тоже не дадут вам спокойно собирать сокровища.

В раннем доступе R.E.P.O. предлагает три мира, 19 видов врагов, 29 предметов оборудования и восемь улучшений для персонажей. Студия Semiwork уже анонсировала обновление, в котором добавит новый мир «Музей», эмоции для персонажей и другие мелкие изменения.

Хаотичность, порождающая веселье

Помните игру Lethal Company, где вам с друзьями нужно собирать металлолом на локации и бороться с монстрами? R.E.P.O. использует похожую формулу, но дополняет её реалистичной физикой и процедурно сгенерированными уровнями. Собирать сокровища по локациям приходится очень бережно, любой удар — и предмет повредится, и его стоимость упадёт. А ещё и друзья носятся и врезаются в тебя: как тут не разбить чашку за две тысячи, которую ты тащил с другого конца локации? Заучить уровни, чтобы заранее продумать пути отхода, не получится: благодаря процедурной генерации комнаты всякий раз тасуются между собой и обретают новые препятствия от уровня к уровню.

Монстры, бродящие по локациям, тоже доставляют немало хлопот. Все такие чудовища — с разными паттернами поведения, но появляются они зачастую одновременно, что усложняет процесс.

Есть, скажем, маленькая уточка, которая прыгает перед вами и крякает, жутко надоедая, и стоит вам прикоснуться к ней, как она превратится в кровожадное нечто, способное изрядно подпортить здоровье вашему персонажу. Правда, после вспышки агрессии она снова станет миленькой уточкой и продолжит донимать игроков.

Существуют угрозы и посерьёзнее: слепой дед с дробовиком, который реагирует на любой звук и убивает одним выстрелом, огромное красное существо, которое притягивает и моментально уничтожает персонажей, младенцы, обожающие бить предметы в вашей тележке… И это далеко не весь список врагов, которых можно встретить на локациях.

Сложность игры нарастает с каждой вылазкой. Поначалу локации небольшие, ям в полу меньше, да и монстры не такие активные. Однако уже к шестой вылазке чувствуется челлендж — попытка вытащить пианино из подвала, не разбив, становится целой историей, ведь выносить его придётся вместе с друзьями, которые далеко не всегда правильно берут предмет и перемещают его. Тут же в голосовом чате начинаются крики и хохот, отчего становится только веселее.

Добавьте в эту ситуацию монстров — и получится хаос, в ходе которого не то что пианино вытащить не удастся, но ещё и кто-нибудь из членов команды погибнет. В этом и суть R.E.P.O. — в хаотичных непредсказуемых ситуациях, которые неизменно ведут к веселью.

За предметы, которые всё же удалось донести до точки эвакуации, полагаются деньги. Их можно потратить на улучшения, что уравновешивает нарастающую сложность. В магазине иногда появляется дрон — крайне полезный предмет, он станет отличным помощником при извлечении крупных и дорогих предметов из самых заковыристых мест. Кроме того, за деньги можно улучшать характеристики персонажей — их силу, дальность прыжков, длительность и скорость спринта.

При желании можно вложить все деньги в силу одного члена команды, и он сможет поднимать монстров и выбрасывать их в ямы, тем самым гарантируя временную безопасность всего отряда.

С друзьями — веселее

В R.E.P.O. можно играть и одному, но тогда вы упустите много веселья, которое удастся испытать в кооперативном режиме. Вот вы аккуратно складываете ценные предметы в тележку, стараясь ничего не побить, бережно тащите антикварную вазу за три тысячи, но тут выбегают друзья с огромным ледяным кубом в руках и пытаются засунуть его в ту же самую тележку, ломая всё то, что вы бережно туда поместили. Возможно, и сам куб тоже потеряет в стоимости. Впрочем, виновников всегда можно бросить на съедение монстрам.

Или вот другая забавная ситуация: друг нашёл магический посох за 24 тысячи долларов, ничего не подозревая, подобрал его и случайно ударил им о стену. В результате посох выпустил смертоносный луч, который здорово потрепал здоровье остальных членов команды. Смех и весёлые вопли в голосовом чате.

В то же время важно помнить, что R.E.P.O. — всё-таки хоррор, пусть и разбавленный комедией. Когда монстр начинает преследование ваших персонажей, реакция игроков незамедлительно даёт о себе знать. Кто-то кричит в микрофон, кто-то проваливается в предательскую яму, потому что не смотрел под ноги, а кто-то забегает в тупик, где ждёт бесславной гибели от рук очередного противника.

Впрочем, даже после смерти всех членов команды игра не оставляет вас в покое, предлагая сыграть на выживание. Тот, кто скинет всех друзей в пропасть, получит звание King of the Losers и мини-корону, которая будет красоваться на голове победителя при старте новой игры. Мелочь, а приятно.

Игра мастерски сочетает ужасы и абсурдные моменты, что делает её идеальной для совместных игровых сессий с друзьями.

Позиционный голосовой чат

Одна из ключевых фишек игры — позиционный голосовой чат, который работает по следующему принципу: чем дальше находится напарник, тем тише его голос, а если он окажется за стеной, его речь будет звучать приглушённо. Этот эффект значительно усиливает погружение и порождает множество драматичных (и забавных) игровых моментов.

Например, если команда решает разделиться при исследовании уровня, связь между игроками постепенно слабеет, и в какой-то момент в наушниках раздаётся паническое: «Ребята… ребята?!» — а затем наступает зловещая тишина. Особенно здорово этот эффект работает в моменты, когда монстр преследует кого-то из персонажей, и вы слышите, что крики напарника постепенно приближаются к вам, давая понять, что пора бежать или прятаться, иначе этот умник приведёт чудовище прямо к вам.

А ещё у ваших персонажей открываются рты на фоне того, как вы что-либо говорите, — и это тоже добавляет комичности.

Реалистичная физика

В отличие от той же Lethal Company, R.E.P.O. делает упор на реалистичную физику, применимую ко всем объектам и врагам. Это открывает широкие возможности для взаимодействия с окружением. Предметы можно не только перемещать, но также бросать и складывать друг на друга. Вы можете подпирать двери мебелью, прятаться за объектами или использовать некоторые из них, чтобы отвлекать монстров.

Противники тоже подчиняются законам физики. Они застревают в дверных проёмах, опрокидывают предметы и могут даже запнуться о них. Иногда это приводит к комичным ситуациям: представьте, что огромная жуткая тварь повалилась, столкнувшись с чем-нибудь, а вы подбежали и забили её сковородкой.

Также реалистичная физическая модель обеспечивает эффект неожиданности. Иногда случаются совершенно непредсказуемые моменты: кто-то случайно роняет ящик, шум привлекает монстра, начинается паника, и вот команда предпринимает хаотичные попытки спастись или спрятаться.

Также физическая модель работает и при взаимодействии между игроками. Например, однажды мой тиммейт ударил моего персонажа сковородкой по голове, тем самым опрокинув его.

Всё это обеспечивает высокую реиграбельность: каждое прохождение уникально за счёт процедурно генерируемых уровней и неожиданных моментов, связанных с реалистичной физической моделью.

Уникальный визуальный стиль

Ещё одна важная особенность, выделяющая R.E.P.O., — её необычный визуальный стиль. В то время как многие современные хорроры стремятся к фотореализму, R.E.P.O. делает ставку на упрощённую, но запоминающуюся эстетику в духе записей на VHS-кассетах.

Персонажи и монстры выглядят специфично — с угловатыми, простыми моделями и минималистичным дизайном. Это придаёт игре немного комичный, но в то же время жуткий вид. А приглушённая цветовая палитра делает игру легко узнаваемой. Даже если вы никогда не играли в R.E.P.O., вы почти наверняка узнаете её по скриншотам.

Скриншот: игра R.E.P.O. / Semiwork

Этот визуальный стиль не только работает на узнаваемость, но и снижает требования к железу, позволяя запускать R.E.P.O. даже на слабых ПК. В сочетании с весёлым, но в то же время пугающим геймплеем это делает игру доступной для широкой аудитории.

Свежесть идеи в жанре кооперативных хорроров

На первый взгляд R.E.P.O. напоминает другие кооперативные хорроры вроде Phasmophobia или Lethal Company, но эта игра находит уникальный баланс между страхом и юмором, хаосом и физическим взаимодействием с окружением. Она не копирует механики конкурентов, а предлагает свой подход к их реализации.

В отличие от Phasmophobia, здесь меньший упор сделан на расследование и больший — на активное взаимодействие с миром. Если говорить о схожести с Lethal Company, то R.E.P.O. предлагает более сложную систему монстров и большее разнообразие в геймплее. Проработанная физическая модель добавляет элемент случайности, которого нет у конкурентов.

* * *

Популярность R.E.P.O. — результат удачного сочетания занятных геймплейных элементов, свежих идей и правильного баланса между юмором и страхом. Игра предлагает не просто хоррор, где нужно прятаться и бояться, а кооперативное приключение, где страх сменяется смехом, а неожиданные игровые ситуации вызывают яркие эмоции у игроков.

R.E.P.O. будто бы качает вас на эмоциональных качелях, но делает это по-доброму, весело.



Научитесь: Профессия Геймдизайнер с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована